На главную страницу сайта
 
Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska


Wednesday, 11 December 2024
Города
Вантаа
Куопио
Лахти
Оулу
Порвоо
Рованиеми
Тампере
Хамина
Хельсинки
Ювяскюля
Туризм
Горнолыжные курорты
Города
Замки
Муниципалитеты
Озёра
Острова
Национальные парки
Горнолыжные курорты
Вуоакатти
Куусамо
Леви
Праздники
Новый Год
Рождество
Пароход Микко

Пароходы Финляндии > Микко

Микко

Деревянный корабль "Микко" - последний уцелевший из большого флота пароходов на озере Сайма, который насчитывал около 200 судов на пике своего развития в середине 1920-х годов. Эти суда, в основном из Савонлинны и её окрестностей, перевозили дрова и лесоматериалы с берегов Саймы в города Финского залива.

Как получилось, что "Микко" стал последним из пароходов?

В 1938-1963 годах пароход "Микко" перевозил древесину через Сайму под флагом компании "Энсо-Гутцайт Лтд". До этого пароход носил название "Энси" и обслуживал различных владельцев на водных путях современной России: Онежское озеро, Свирь, Ладожское озеро и прибрежные воды Балтики. В 1970 году "Микко" был передан в дар городу Савонлинна, который реконструировал пароход как полностью функциональный корабль-музей.

История Микко начинается на рубеже 1900-х годов в Койвисто - современной городке Приморск на территории российской Карелии. Местный купец, судостроитель и государственный деятель Вильхо Пенттиля умер в раннем возрасте, оставив своё поместье с завещанием поддерживать свой бизнес и приумножать состояние. Поскольку движение по Сайменскому каналу, соединяющему озерную сеть с Балтийским морем, неуклонно росло в течение многих лет, поместье решило заказать совершенно новое грузовое судно для своего флота.

В конце 1913 года они направили заказ на машиностроительный завод в Савонлинне - в то время небольшом городке с населением в 4000 человек, переживавшем экономический спад, но обладавшем большим количеством судостроительных ноу-хау. Цена нового парохода была согласована на уровне 46 000 финских марок, что равно всего 15 или 16 корабельным грузам дров; действительно, справедливая цена, поскольку многие суда могли окупить такую сумму за один парусный сезон.

Недавно построенный корабль был официально передан поместью Пенттиля 3 сентября 1914 года. После прохождения инспекции он был переименован в SS Ensi, а его порт приписки зарегистрирован как Савонлинна.

Трудный путь

"Энси" обслуживал различных владельцев на территории современной Росиии и в прибрежных водах Балтики. Однако плавание Энси внезапно закончилось во время его последней поездки в Йоэнсуу в октябре 1937 года. Окутанный густым туманом, пароход сел на мель и затонул по самую палубу.

Владельцы Энси не стали утруждать себя ремонтом судна, а продали его компании по производству лесоматериалов Enso-Gutzeit Ltd., которая без проблем провела ремонт парохода на своём машиностроительном заводе и верфи в Савонлинне. С чем у них действительно была проблема, так это с названием корабля: традиция компании заключалась в том, чтобы давать кораблям названия из пяти букв, оканчивающиеся на "О". Таким образом, весной 1938 года пароход был переименован в Микко.

Пароход "Микко" добрых два десятилетия перевозил древесину через Сайму на заводы Энсо-Гутцайт, которая использовалась в качестве топлива или сырья. В конце концов, альтернативные виды транспорта и ужесточение бюджетов сделали пароходы подобного типа устаревшими. Осенью 1963 года на "Микко" была отгружена последняя партия древесины.

Прочность и хороший ремонт "Микко" не только позволили ему активно использоваться дольше, чем его собратьям, но и уберегли от демонтажа по мере устаревания. Компания Enso-Gutzeit поддерживала его в качестве запасного, всегда готового к отправке на верфи Савонлинны в Лайтаацилте в случае внезапного скачка спроса.

Новый всплеск интереса к пароходу произошёл летом 1966 года, когда "Микко" служил декорацией для телешоу "Хувипурси" финской телерадиокомпании. Телеоператоры следили за "Микко", когда он путешествовал по живописной Сайме, каждую субботу останавливаясь в разных городах и буксируя за собой плавучую танцевальную сцену. Финские певцы выступали на палубе Микко, и даже присутствовала поп-звезда Милли Смолл, прославившаяся песней "My Boy Lollipop". В целом, это был значительный подвиг для технологии вещания того времени.

Конец целой эпохи

После лета 66-го "Микко" больше не был нужен даже для запаса. Так как судно, даже стоящее в сухом доке, стоит денег, весной 1969 года Enso-Gutzeit Ltd выставила "Микко" и десятки других судов компании на продажу. Корабли, которые не удалось бы продать, планировалось демонтировать на ремонтной верфи.

Многие потенциальные покупатели проявили интерес к последнему настоящему финскому угольному пароходу (SS Wenno и SS Romeo, которые также продавались, имели железные корпуса в отличие от деревянного Микко), в том числе Финское агентство наследия и студенческая ассоциация Университета Хельсинки, которые хотели сохранить традицию круизов по Сайме на угольных пароходах.

Именно эта студенческая ассоциация обратилась к Enso-Gutzeit с просьбой убрать Микко с рынка. Идея заключалась в том, что фонд или какая-либо другая организация, занимающаяся этим кораблём, купит его, будет содержать и использовать на общественное благо. Осенью 1969 года компания согласилась и исключила Микко с продаж, в то время как студенческая ассоциация проводила мозговой штурм одной потенциальной схемой финансирования за другой. К весне 1970 года компания Enso-Gutzeit решила отказаться от всего этого и вместо этого передала в дар городу Савонлинна последний в мире традиционный пароход для перевозки смолы, который будет превращен в корабль-музей. 33-летняя карьера Микко на службе в компании закончилась.

Разрушение и восстановление

Однако выживание ветерана Микко ещё не было гарантированным. Проведя первые три лета 70-х годов в качестве круизного лайнера, в 1973 году было отмечено, что "Микко" находится в худшем состоянии, чем предполагалось во время передачи от "Энсо-Гутцайт". Согласно новой оценке, сумма для восстановления полноценных мореходных качеств Микко оценивалась в 260 000 финских марок.

Студенческая ассоциация не могла заплатить такую сумму, а новый городской управляющий Савонлинны не был склонен выделять средства из бюджета. Муниципальный совет Савонлинны отклонил все предложения о дальнейшей реконструкции "Микко".

Таким образом, ценный исторический артефакт, с большими усилиями спасённый со свалки, вместо этого был догнивать в гавани Хайслахти в Савонлинне в течение многих лет (1974-1979) - без охраны и ухода, сделавшись лёгкой мишенью для вандалов и сквоттеров, пока в конце концов он не начал понемногу подтапливаться. Достаточно сказать, что в 70-х годах усилия по сохранению исторических памятников были не в моде.

В феврале 1978 года, когда Савонлинна планировала создать новый музей в старом зернохранилище в Рийхисаари. В Финское агентство наследия обратились по поводу потенциальной музейной ценности старого дегтярного парохода. FHA рекомендовало муниципальному совету отреставрировать этот ценный памятник истории. Совет согласился и приказал поместить "Микко" в сухой док, пока они будут вести переговоры с государством о цене. В конце концов было решено, что Министерство занятости оплатит половину (в виде заработной платы), а Савонлинна доплатит остальное.

Ремонт продолжался до 1981 года. К тому моменту город Савонлинна и государство потратили более 600 000 финских марок на восстановление парохода Mikko.

Превращение "Микко" в корабль-музей не привело к тому, что он был немедленно открыт для публики. Сначала он сдавался в аренду для частных круизов и использовался в рекламных целях. Микко отправился в Хельсинки, чтобы прорекламировать Сайму как туристическое направление. Старый пароход, перевозивший важных персон и служивший сценой для семинаров и выставок, привлёк внимание общественности.

В последующие годы "Микко" стал привычным зрелищем на всевозможных публичных мероприятиях. В 1987 году недавно основанный провинциальный музей Савонлинны представил "Микко" в рамках популярной выставки, на которой в общей сложности побывало более 30 000 человек. Дегтярный пароход "Микко" стал именем нарицательным!

Неотъемлемой частью дальнейшего существования "Микко" была Ассоциация Сайменских музеев навигации. Первоначально ассоциация была основана для проведения ремонта восстановленной паровой шхуны "Салама", но с тех пор все больше внимания уделяла содержанию именно Микко. Действительно, совокупная ценность волонтёрской работы и пожертвований уже давно превзошла официальное финансирование на содержание парохода, получаемое от правительства.

Дегтярный пароход "Микко" сегодня

Столетний корабль ежегодно принимает тысячи посетителей в рамках выставки пароходов в Риихисаари, не говоря уже о публичных круизах и различных мероприятиях. Ассоциация музея навигации Саймы и даже студенческая ассоциация Хельсинкского университета, существовавшая много лет назад, являются активными участниками деятельности Микко.

Весной 2020 года "Микко" подвергся очередному масштабному ремонту: погнутые доски заменили на новые, швы заполнили смолой, деревянные поверхности просмолили. Поддержание пароварки в рабочем состоянии требует постоянного ремонта, технического обслуживания, смазывания и эксплуатации.

Последний сохранившийся пароход, как и все другие музейные пароходы в Риихисаари, не следует воспринимать как нечто само собой разумеющееся. То, что он сохранился до наших дней, является результатом не только удачи, но и огромного количества кропотливой работы и самоотдачи большого состава актёров и агентств. Наш долг - сохранить "Микко" на плаву и для будущих поколений.

 
Поиск дешевых авиабилетов
Авиабилеты