На главную страницу сайта
 
Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska


Friday, 17 May 2024
Города
Вантаа
Куопио
Лахти
Оулу
Порвоо
Рованиеми
Тампере
Хамина
Хельсинки
Ювяскюля
Туризм
Горнолыжные курорты
Города
Замки
Муниципалитеты
Озёра
Острова
Национальные парки
Горнолыжные курорты
Вуоакатти
Куусамо
Леви
Праздники
Новый Год
Рождество
Сплав брёвен в Финляндии

Целлюлозно-бумажная промышленность в Финляндии > Сплав брёвен

Сплав брёвен по рекам

Ещё до того, как были построены лесопилки и целлюлозно-бумажные заводы, брёвна сплавлялись по порогам Финляндии на лесопильные заводы вдоль рек. По мере роста лесной промышленности балансовая древесина добавилась к брёвнам, которые сплавляли по рекам, и количество заготавливаемой древесины резко возросло.

Выставка "Сплав брёвен" в музее Верлинской мельницы посвящена сплаву брёвен по водному пути Мянтихарью, имеющему отношение к Верле. Начиная с начала 20-го века, Ассоциация сплавщиков отвечала за сплав брёвен. Небольшая местная группа по сохранению наследия собралась в Верле весной 2011 года, чтобы вспомнить о том, как сплавляли брёвна в прошлом. Их воспоминания подкрепляются материалами интервью, собранными Мари Вийскантой в середине 1990-х годов. Тарья Антикайнен, тогдашний директор музея мельницы Верла, использовала эти материалы для создания экспозиции в здании каркасной пилорамы Верла в 2011 году.

Расположение и направление водных путей Финляндии, которые текут с севера на юг и с востока на запад, идеально подходят для сплава брёвен. Весной тающий снег давал достаточно воды, чтобы сплавлять брёвна по более мелким ручьям, а перевозка брёвен по озёрам и рекам могла продолжаться до следующего снегопада. На пике лесозаготовок в 1930-х и 1940-х годах более 70% древесины, необходимой промышленности, поступало на заводы

Еще в 1730-х годах древесину сплавляли по порогам Верлакоски на лесопилку в деревне Вияла в Сипполе. Пороги были расчищены на выходе из озера Суолаярви в 1831-1834 годах и на выходе из озера Вуохиярви в 1863 году, чтобы улучшить проход брёвен и увеличить площадь пахотных земель.

Согласно преданиям, в первые годы существования завода в Верле два фермера из Кангасниеми и Лейвонмяки отвечали за заготовку брёвен. Начиная с 1885 года, фабрика сама организовала транспортировку древесины под руководством главного лесничего. В 1888 году в Верлу было перевезено 41 500 брёвен; к 1894 году их число достигло 92 000. К 1926 году комбинат приобрёл 41 участок лесной земли, в основном в районах Мянтыхарью и Валкеала, чтобы обеспечить поставки сырья.

В 1892 году компания Mantyharju Timber Rafting Corporation начала заниматься сплавом брёвен. Она была создана как дочерняя компания Kymi Timber Rafting Corporation (после 1915 года - Ассоциация лесного рафтинга Kymi) для сплава брёвен вниз по реке Кими от озера Пуулавеси до города Котка. Зона деятельности ассоциации включала все наиболее важные каналы для сплава брёвен по водному пути реки Кими, и в её состав входили все сплавщики, использующие этот водный путь.

Управление потоком использовалось для направления брёвен в управляемые каналы. Сплав по течению представлял собой движение брёвен по узким водным путям, где брёвна нужно было направлять с берега. Вдоль этих водных путей воды было достаточно, как правило, только во время весеннего паводка, и даже тогда реку часто приходилось перекрывать плотинами, чтобы обеспечить достаточный сток. Компания, которой принадлежала древесина, отвечала за вырубку деревьев, их очистку от кожуры и транспортировку к каналу для сплава брёвен. Часто те же самые люди, которые валили и чистили деревья зимой, сплавляли брёвна по рекам.

От верховьев порогов Сиикакоски до озера Пюхяярви

Канал Мянтыхарью проходил по водам озера Пуулавеси от его истока в проливе Суонсалми до озера Пюхяярви. Участок от порогов Сиикакоски мимо Верлы и Линтукими до Пюхяярви был известен как район 5-го канала. По каналу было трудно переправлять брёвна, так как вдоль маршрута было несколько порогов и узких проливов. Рабочие изучали канал, проработав сезон или два на определенном участке.

Во время осенних штормов на озере Вуохиярви участки между порогами Войкоски и Сиикакоски были самой сложной частью маршрута. Брёвна в конечном итоге застряли бы в неглубоких бухтах. Тихая погода была идеальной для катания на брёвнах, но между порогами Войкоски и Верлой часто дул восточный ветер. Однако на озере Суолаярви ветры были не такими сильными, и тамошние заграждения успешно удерживали брёвна. После порогов Сиикакоски пролив Оравасалми был узким и труднодоступным местом, а посреди озера Суолаярви виднелся одинокий островок. Мыс Виинакукку, расположенный выше по течению от узкого места под названием Сяйнатнуора, был местом, где застревали бревенчатые плоты. Полуостров Маталаниеми со стороны Яалы был очень скалистым и сложным.

Буксир протащил плоты через озеро Вуохиярви к порогам Сиикакоски, где произошел лесной обвал. Брёвна спускались по порогам вдоль оползня и снова собирались в плоты. Плоты были отбуксированы через озеро Суолаярви к Сяйнатнуоре, узкому месту, где плоты снова пришлось разбирать на части, чтобы брёвна проходили одно за другим. У Ассоциации лесозаготовителей была хижина в Сяйнатнуоре, и там постоянно находился человек, который направлял брёвна по узкому проходу. Затор из брёвен в Сяйнатнуоре может привести к значительным перебоям в движении других судов.

Район V канала Мянтыхарью состоял из маршрута Сиикакоски - Верла - Пуолаканкоски - Линтукими - Пюхяярви. Штаб-квартира региона находилась в Раухалахти в заливе Мусталахти, между Верлой и порогами Пуолаканкоски, но были также небольшие станции в Верле и на порогах Сиикакоски. Офис регионального руководителя находился в Раухалахти, как и жилье для рабочих. В тамошних мастерских ремонтировались инструменты и строились лодки. Участок занимал общую площадь около трех гектаров. В Верле была бревенчатая хижина, сарай для лодок, складское здание и здание для хранения масла.

После порогов Пуолаканкоски брёвна продолжались одно за другим до Линтукими. На озере Пюхяярви брёвна, которые перевозились через Верлу, соединялись с каналом для перевозки брёвен Кими. В 1930-х годах сортировка брёвен все ещё производилась в Линтукими, на том месте, где когда-то работала так называемая паромная переправа Ламми. Там брёвна, которые направлялись на заводы Войкка и Куусанкоски, сортировались на отдельные плоты.

В 19 веке и все ещё в 1911 году канал для перевозки брёвен через пороги Верла был свободным центральным каналом порогов. Отдельные брёвна направлялись с помощью боновых заграждений по участку медленно текущей воды к порогам Верла, главное русло которых было построено специально для деревянных плотов. Жёлоб мельницы находился на стороне порогов Яала, а на стороне Валкеалы была плотина, построенная из камня и брёвен, которая направляла воду и брёвна вниз по течению. Позже на месте плотины Криб был построен бревенчатый жёлоб. К началу 20-го века над порогами была построена стрела для направления брёвен, состоящая из плавучих брёвен, прикреплённых к заполненным камнем деревянным шпалерам. Основной канал также может быть закрыт "деревянным замком, управляемым дифференциальным шкивом".

От устья деревянного желоба у порогов Верлакоски вдоль берега тянулся плавучий трап шириной в 3-4 доски. Она доходила до обнажения, где находятся наскальные рисунки, где работал верхний человек. Он использовал стрелу, чтобы контролировать количество древесины, поступающей в жёлоб. Точно так же человек, работающий в устье желоба, контролировал подачу древесины.

Как на берегах Валкеалы, так и на Яале царил настоящий бум. Залив Мусталахти, как правило, подвергался бурению, чтобы на дне залива не было леса. Стрелы удерживали древесину в нужном русле, а берега были чистыми, когда течение было достаточным, чтобы нести брёвна вперёд по руслу. Лодки с лебёдками были переброшены через стрелу, чтобы набрать скорость и помочь течению брёвен с помощью шестов. Стрелы оставались неподвижными, когда их крепили к столбам или деревянным опорам. На водных путях, как выше, так и ниже порогов, было множество яслей.

После войн работа по забивке брёвен была доступна любому, кто этого хотел. Вакансии были доступны как в ассоциациях лесозаготовителей, так и в лесохозяйственных компаниях, занимающихся управлением потоками. Работники Ассоциации лесозаготовителей Kymi отвечали как за древесину, предназначенную для Verla, так и за древесину, которая проплывала мимо мельницы. Многие местные мужчины и молодые люди были наняты Ассоциацией. В 1950-х годах летом в районе Верла работало около 20 мужчин. Сплавщики брёвен работали сутками; в 1940-х годах рабочий день длился 10 часов. Мужчины из Верлы отвечали за участок между порогами Сиикакоски и Линтукими (Пюхяярви). Другая команда мужчин отвечала за участок, начинающийся у озера Пюхяярви.

Деревянные плоты, которые останавливались в Верле, сначала направлялись в бухту Кулулахти, где небольшие партии древесины сплавлялись на конную мельницу, которая поднимала древесину из воды. Другая команда поднимала из воды древесину, предназначенную для Верлы, сначала самостоятельно, а затем, с начала 20-го века, с помощью конной мельницы. Мальчик-конюх доставлял грузы древесины с подъёмника на склад, а штабелеры укладывали брёвна в штабеля.

Количество древесины, проходившей через пороги вниз по течению, контролировалось с помощью стрелы. На сходнях рядом с хижиной для забивки брёвен в ожидании стоял человек, который направлял дрова, а со стороны Яалы другой человек с лебёдкой открывал и закрывал стрелу в зависимости от того, сколько древесины опускалось по жёлобу. В устье желоба человек, обслуживающий люк, направлял в неё древесину. Иногда, когда брёвен было много, на сходнях могло находиться до четырёх человек.

 
Поиск дешевых авиабилетов
Авиабилеты