На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Туры в Карелию Туры по России Активные туры Отдых на море Подмосковье Селигер Регионы
Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Friday, 01 July 2022
Туры на Северный Кавказ
Туры на Кавказ

Республики
Адыгея
Дагестан
Ингушетия
Кабардино-Балкария
Краснодарский край
Северная Осетия
Чечня
Курорты
Анапа
Геленджик
Домбай
Ессентуки
Железноводск
Кисловодск
Красная Поляна
Приэльбрусье
Пятигорск
Сочи
Туапсе
Столицы
Грозный
Нальчик
Азербайджанские ковры

Азербайджан > Азербайджанские ковры

Азербайджанские ковры

Азербайджан - страна богатой и древней культуры. С незапамятных времен она славилась многообразием видов и форм национального искусства. Но даже среди этой богатейшей палитры художественного творчества азербайджанское ковроткачество сумело вписать особо яркие страницы в мировую историю искусства. Азербайджанские ковры по праву считаются «визитной карточкой» нашей страны. Зарождение ковроткачества в Азербайджане обусловлено многими факторами - живописной природой и условиями жизни, высоким уровнем общественного и культурного развития, и, наконец, особенностями художественного мышления народа.

Многочисленные археологические находки доказывают, что еще в эпоху бронзы - 3-2 тыс. лет до нашей эры в Азербайджане из ковровых материалов изготавливались художественные изделия. Это подтверждают и античные авторы. Так, древнегреческий историк Ксенофонт, живший в V в. до нашей эры, отмечал, что древние персы переняли опыт широкого использования ковровых изделий от мидийцев — древних предков азербайджанцев. «Отец истории» Геродот в своих заметках указывал, что народы Кавказа еще в древние времена владели секретами изготовления высококачественных красителей из природных растений. В 1949 году во время археологических раскопок на Алтае, на Пазырыкском кургане, было найдено множество фрагментов ковровых изделий, которые были отнесены учеными к мидийским. К сожалению, по причине недолговечности используемого материала и широкого применения в быту, древнейшие образцы ковровых изделий почти не сохранились. Однако многочисленные средневековые письменные источники свидетельствуют о том, что Азербайджан всегда был одним из известных и крупных центров ковроткачества на Востоке. Упоминания об этом имеются в заметках Хуан Цзе - китайского путешественника, побывавшего в этих краях в VII столетии, а в труде «История албан» албанский историк Моисей Каланкатуйский писал, что в северной части страны производятся разнообразные шелковые ткани и ковры.

Согласно более поздним сведениям уже в средневековье отдельные города и местности страны специализировались на производстве того или иного вида ковровой продукции. Так, арабский историк VII века Мутабари рассказывает, что северо-восточные области Азербайджана известны высококачественными ковровыми изделиями. В труде неизвестного автора X века «Худуд аль Алам» говорится, что Мугань прославилась своими чувалами и паласами, Нахчыван — производством зили, ковров, поясов и прочих изделий, Ардебиль и Ширван — изготовлением цветных шелковых и шерстяных ковров. По свидетельству историка и путешественника X столетия Аль Мукаддаси, не было равных коврам, которые торговцы предлагали на базарах Барды.

Описания красочных ковров встречаются и в произведениях великих азербайджанских поэтов средневековья: Гатрана Табризи (XI век), Низами Гянджеви (XII век), Хагани Ширвани (XII век). «Повелела, чтоб дорога по коврам упругим шла, Чтоб для праздника и пира площадь убрана была. Чтоб перед высоким гостем не ударить в грязь лицом, Сотни ковров и чини расстелить перед дворцом» Низами Гянджеви, поэма «Хосров и Ширин» Художественные ковровые произведения, созданные в Азербайджане в XIII—XIV вв. пользовались большой популярностью и у европейских купцов.

Знаменитый венецианец Марко Поло, побывавший в Азербайджане в XIII веке, писал, что здесь производится большое количество тканей, ковров, сабель, известных во всем мире. Торговцы и путешественники, послы и дипломаты, посещавшие Азербайджан, всегда увозили отсюда в качестве подарков местные ковровые изделия.

Начиная с XIV столетия, изображения азербайджанских ковров появляются на полотнах европейских художников. Так, на картине нидерландского художника Яна Ван Эйка «Мадонна каноника Ван дер Пале» композиция исполнена на фоне ковра губинской школы. На полотне Ганса Гольбейна «Мария с младенцем» можно увидеть азербайджанский ковер ширванских мастеров, а в «Благовещении» итальянского живописца Карло Кривелли изображено изделие Гянджинской школы. История зарождения и развития искусства ковроткачества в Азербайджане, основных композиций и орнаментов ковровых изделий насчитывает многие века, она богата и колоритна. Хотя питалось оно из нескольких источников, азербайджанский ковер на протяжении столетий сумел сохранить свою неподражаемость и самобытность. Самые ранние и самые архаичные произведения появились в среде v скотоводов. Их образ жизни на протяжении многих веков подвергся незначительным изменениям, поэтому узоры, знаки и символы изделий этого происхождения также оставались неизменными. Орнаменты подобных ковров состоят из абстрагированных, тотемных и знаковых изображений. Для усиления эмоционального содержания композиции одинаковые элементы неоднократно и ритмично повторялись. Цветовая гамма ковров представляла собой ритмичные чередования одинаковых по тональности и насыщенности теплых и холодных тонов. Несмотря на простоту композиций, они обладают глубоким эмоциональным воздействием.

Другим источником вдохновения служили узоры и образы, сформировавшиеся благодаря развитию международной торговли и городов. Находясь на пересечении древних караванных путей и торговых магистралей, города являлись точками проникновения различных культур. В произведениях искусства этой среды сочетались различные стили, это был некий синтез древних традиций и эстетических элементов, привнесенных извне. В коврах этой среды наряду с геометрическими мотивами использовались стилизованные растительные орнаменты, абстрагированные изображения птиц и животных. Орнаменты порой заимствовались из других видов искусства — архитектуры, керамики, резьбы и вышивки. При построении композиций ковров здесь использовался принцип зеркальной симметрии. И, наконец, еще одним источником, оказавшим влияние на художественный облик азербайджанского ковра были произведения профессиональных художников-орнаменталистов. Такие ковры создавались преимущественно для дворцов и изготавливались по индивидуальным заказам состоятельной аристократии. Впервые подобные композиции появились в XIV столетии, а своего пика достигли в XVI—XVII вв. Именно тогда в крупных городах — Тебриз, Ардебиль и Шамаха существовали специальные мастерские — кархане, где ткались ковры. При их производстве ткачи использовали высококачественную шерсть и шелковые нити высокой плотности. Это позволяло мастерам создавать сложные картинные композиции, состоящие из многофигурных элементов.

Безусловное влияние на орнаменты ковров оказывали архитектурный декор, миниатюрная и монументальная живопись, художественное оформление книг того времени. В них отражались не столько национальные и этнические особенности культуры, сколько общемусульманские эстетические идеалы. Одной из существенных особенностей азербайджанского ковроткачества является тот факт, что каждая созданная в отдельном центре уникальная, художественная композиция, незначительно изменяясь, передается из поколения в поколение и производится лишь в этом месте. В научной литературе и в народе такие ковры преимущественно обозначаются по месту их изготовления. Таким образом, на сегодняшний день в многовековой ковровой традиции Азербайджана насчитывается до 150 различных композиций и наименований. Даже современные ковры ручной работы могут представлять собой художественную ценность, соответственно такие ковры вывозить незаконно. Чтобы определить, можно ли вывозить ковер из страны, необходимо обратится в экспертную комиссию, действующую при Государственном музее Азербайджанского Ковра и Народно-Прикладного Искусства. Заседания экспертной комиссии проводятся один раз в неделю по средам в Ичери Шехер по адресу улица Асафа Зейналлы, 49. Услуги проведения экспертной комиссии платные, на основании утвержденного тарифа.

За последние годы в Азербайджане учеными и исследователями была проведена колоссальная работа по утверждению на международном уровне понятия азербайджанского ковра. Долгие годы одним из центров исследований истории национального ковроткачества являлся Азербайджанский Государственный музей Ковра и Народно-Прикладного Искусства имени Лятифа Керимова. Сегодня для него строится здание, отвечающее всем новейшим стандартам. Государство уделяет большое вниманию сохранению и развитию азербайджанского искусства и культурного наследия, в том числе Президентом страны был утвержден Закон Азербайджанской Республики «Об охране и развитии искусства азербайджанского ковра». Активное участие в популяризации азербайджанского ковра за рубежом принимает Фонд Гейдара Алиева.

В 2010 году азербайджанское искусство ковроткачества было включено в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Чтобы определить, можно ли вывозить ковер из страны, необходимо обратится в экспертную комиссию, действующую при Государственном музее Азербайджанского Ковра и Народно-Прикладного Искусства.

Заседания экспертной комиссии проводятся один раз в неделю по средам в Ичери Шехер по адресу улица Асафа Зейналлы, 49.

Услуги проведения экспертной комиссии платные, на основании утвержденного тарифа.

Ковры Тебриза

Искусство сюжетного и тематического ковра в Азербайджане имеет древнюю историю и богатые традиции. Издревле они ткались преимущественно в Тебризе. Расцвет искусства сюжетного ковра в Тебризе приходится на XVI столетие. К этому времени относится также развитие тебризской школы миниатюры. Исследования этого периода дают основание утверждать, что творчество тебризских художников не ограничивалось одной лишь миниатюрной живописью, они владели также секретами создания художественных тканей, архитектурного декора, ювелирных украшений и т. д. В области ковроткачества художниками разрабатывались композиции высокохудожественных изделий.

Азербайджанский музей ковра

Музейное дело в Азербайджане коренным образом связано с историей развития национального прикладного искусства. Творчество многочисленных народных мастеров-умельцев издавна привлекало внимание специалистов из России, Европы, Азии. Одной из наиболее важных и распространенных отраслей прикладного искусства Азербайджана являлась выделка оригинальных ковров, украшенных яркими рисунками и вышивкой. В начале XX века при Кавказском кустарном комитете существовал художественный отдел, ведавший сбором зарисовок и занимавшийся также и фотографированием редких художественных произведений народного искусства.

Даже современные ковры ручной работы могут представлять собой художественную ценность, соответственно такие ковры вывозить незаконно.

 

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам
Туры на Северный Кавказ Туры в Адыгею Поиск дешевых авиабилетов
Туры на Кавказ Туры в Адыгею Авиабилеты


(495) 363 3512