Монастырские садыТрадиции устройства монастырских садов уходят в глубокую древность. На Русь
эти традиции приходят вместе с христианством. При этом, на русскую традицию
повлияли как византийские традиции садоводства, проникавшие сюда вместе с греческими
монахами, так и западная традиция, доступная как благодаря поездкам, так и благодаря
изданиям, в том числе с планами садов, которые вполне были доступны садовникам.
В качестве примера можно назвать "Hortus Romanus" (1772-1793) с планами
и описаниями различных садов. Изначальной функцией монастырских садов была функция
утилитарная выращивались растения, которые употреблялись в пищу - смородина,
берсень (крыжовник), малина, различные овощи. Из плодовых деревьев выращивали
яблони. Из описаний старинных русских садов известно, что в некоторых были парники
покрытые слюдой, в которых выращивали, например, дыни.
Постепенно, утилитарную функцию начинает дополнять функция эстетическая и
символическая.
Монастырские сады, кроме своего символического значения, как Эдема, позволяли
также переживать вместе с природой её цикличное умирание осенью и возрождение
весной. В суровом русском климате с его резкими перепадами температур, такие
изменения были особенно наглядны, в то же время, хвойные растения, сохранявшие
зелень и зимой, и летом, как бы намекали на "Жизнь вечную". Особенную символику
имели весенние изменения сада, символизирующие Воскресение.
Кедр является растением, которое традиционно используется в озеленении монастырских
садов. Самым известным из таких садов является кедровый сад Ярославского Толгского
монастыря, частично сохранившийся до наших дней. Сосна сибирская стала именоваться
кедром в древней Руси для того, чтобы уподобить её кедру ливанскому, который
пользовался особым почитанием из-за неоднократных упоминаний в Священном Писании.
Кедры существовали также на территориях Ростовского Борисоглебского монастыря,
Ростовского Троице Варницкого, Костромского Ипатьевского, можно их увидеть и
в Макарьевской пустыни на Соловках.
К юбилею возобновления монашеской жизни в Свияжском Успенском монастыре благодаря
поддержке Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова было принято решение
устройства монастырского парка на пустыре за монастырскими постройками.
В описи 1763 года указывается, что вблизи Успенского монастыря был разбит огород
с садиком на пространстве двух десятин и обнесён деревянным забором мерою в
255 сажен полтора аршина; с южной стороны были деревянные заезжие ворота. Часть
огорода служила для склада дров, которые заготовлялись на зимнее время для отопления
монастырских церквей и келий иноков. Здесь же были два деревянных строения -
изба с сенями, где жил монах для присмотра за огородом и садом, и кузница с
чуланом для починки монастырской медной посуды. Таким образом, из описи можно
сделать вывод о скорее утилитарном характере огорода и садика. В 19 веке территория
монастыря существенно увеличивается - в неё входит участок, занимавшийся ранее
"жилецкой слободой", очевидно, сильно пострадавшей от пожара конца 18 века и
заброшенной.
Монастырь обретает новую каменную ограду, охватывающую всю новоприобретённую
территорию. Часть этой территории, за утраченным ныне зданием монастырской больницы
занимало кладбище, которое было полностью уничтожено в 20 веке. Другую часть
занимали монастырские огороды и зелёные насаждения. Из фотографий конца 19-начала
20 века, можно составить представление, что деревья внутри монастырской ограды
были представлены хвойными и лиственными породами, в том числе берёзой.
В годы советской власти, когда территорию монастыря занимали сначала исправительно-трудовые
колонии, а затем Республиканской Психиатрической больницы, старые насаждения
были полностью уничтожены.
Первыми насаждениями сада стали сибирские кедры, подаренные Губернатором Кемеровской
области Сергеем Евгеньевичем Цивилёвым. В дальнейшем, сад будет продолжать развиваться,
будут подсаживаться деревья традиционные для монастырского садоводства - рябина,
яблоня, можжевельник, шиповник.
|