На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Карелия Все туры Коттеджи Алтай
Туры в Карелию Туры по России Горный Алтай Подмосковье Селигер Активные туры Отдых на море
Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Tuesday, 19 March 2024
Туры по Московской области
Туры
Отдых
Коттеджи
Пансионаты
Санатории
Туризм
Города
Монастыри
Музеи
Усадьбы
Города
Волоколамск
Дмитров
Егорьевск
Зарайск
Звенигород
Кашира
Клин
Коломна
Можайск
Серпухов
Чехов
Яхрома
Монастыри
Белопесоцкий
Екатерининская пустынь
Николо-Угрешский
Новый Иерусалим
Музеи
Музей авиации
Музей техники Задорожного
Усадьбы
Абрамцево
Архангельское
Беседы
Большие Вяземы
Быково
Дубровицы
Дунино
Захарово
Зачатьевское
Ивановское
Ленинские горки
Мелихово
Николо-Урюпино
Остафьево
Остров
Переделкино
Середниково
Суханово
Тайнинское
Тараканово
Шахматово
Новый Иерусалим

Монастыри Московской области > Новый Иерусалим

Новый Иерусалим

   
 
 

Воскресенский Новый Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь был основан в 1656 году патриархом Никоном как собственная резиденция и как воплощение идеи "Третьего Рима" в России. Строительство велось в два этапа, так как через десять лет после основания монастыря работы были прерваны из-за опалы и ссылки Никона, продлившейся 14 лет. В первый период строительства (1656-1666 гг.) были сооружены деревянные стены, каменные службы, почти до конца доведён был собор. Кроме того, тогда же в стороне от монастыря были устроены скит Никона (Отходная пустынь) и Елеонская часовня. В 1679 году по указу царя Фёдора Алексеевича работы возобновились. Кроме того, по его же указу к Новый Иерусалимскому монастырю были приписаны еще 20 монастырей с 1630 крестьянскими дворами - огромные владения, сделавшие монастырь одним из самых богатых в стране.

Замысел подмосковного монастыря поражает своим размахом - это должен был быть по-настоящему Новый Иерусалим, как можно более приближенный к Святой Земле, по частям которой была названа вся местность на берегу реки Истры: Вифлеем, Галилея, Елеон. Даже река была здесь переименована в Иордан. На старых картах видно, что Новый Иерусалим с окрестностями был максимально приближен к своему прообразу, хотя и в уменьшенном виде. Патриарх Никон не дожил до завершения строительства - он скончался в 1681 году, а ансамбль монастыря, сохранив общую планировку, достраивал настоятель монастыря архимандрит Никанор при очень большой помощи кадашевского мастера и литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова, который фактически руководил строительством.

Соборный комплекс - Воскресенский собор с подземной церковью Константина и Елены и с колокольней - был окончен к 1685 году. Со строительством грандиозного собора связано и изменение значимости всего монастыря, который в честь этого события получил в дар от царской фамилии земли и драгоценности. Уникальные и очень красивые изразцы для собора были заказаны мастерам Степану Полубесу и Игнатию Максимову, а керамические иконостасы в пяти приделах собора делал мастер Пётр Заборский. После окончания строительства не прошло и тридцати лет, как каменный шатёр Воскресенского собора рухнул, и до 1761 года грандиозное здание восстанавливалось и отчасти перестраивалось по проекту В.В. Растрелли и под руководством К.И.Бланка. После этого собор приобрёл черты не только московского, но и западноевропейского барокко.

В 1690 году под руководством зодчего Якова Бухвостова начинается возведение каменной крепостной ограды с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим в стиле московского барокко. Работы продлились до 1697; с 1693 года Бухвостов уже параллельно работал в Рязани на строительстве Успенского собора, и фактически стены заканчивали его помощники - артель Филиппа Папуги и его товарищей, костромских крепостных братьев Емельяна и Леонтия Михайловых.

Чуть раньше стен, в 1686-1692 гг., на средства, пожертвованные царевной Татьяной Михайловной, в монастыре сооружаются трапезные палаты с церковью Рождества Христова. В 1698 году к трапезным пристраивают и больничные палаты с маленькой церковью Трёх Святителей. Позднее, в начале XVIII века, на больничные палаты сверху надстраивают царский дворец для приездов императорской семьи на богомолье. Эта перестройка повлекла за собой заметные изменения в структуре всего длинного служебного корпуса: пристроили наружную каменную лестницу с аркадой, а Трехсвятскую церковь перенесли на второй этаж, превратив её из больничной в дворцовую. Сейчас от этой церкви остались лишь следы апсидной части и двухэтажная выступающая часть здания, мало похожая на храм, а на месте её алтарной преграды - вход в музей.

Корпус трапезных и больничных палат был поставлен рядом с более старым зданием, возведённым в монастыре в 1650-х гг. Это были палаты "монастырских детёнышей" и каменные кладовые. Последние в конце XVII века были преобразованы в настоятельские покои. В это же время рядом идёт строительство палат царевны Татьяны Михайловны - одноэтажного кирпичного здания, стоящего между двух современных ему братских корпусов. Палаты (или дворец) царевны украшен достаточно скромно в стиле московского барокко; внешний облик его, как и братских корпусов, был сильно искажён в XIX веке, и восстановлен только после Великой Отечественной войны, в 1960-х гг. С этих пор и вплоть до XX века Новый Иерусалим оставался царским богомольем, императорская фамилия оказывала ему немалую поддержку и часто здесь бывала.

Выстроен Новый Иерусалимский монастырь был почти весь в едином стиле московского барокко. Это относится даже к хозяйственным постройкам - солодежне, кузнечным палатам, квасному погребу и караульным палатам. Все они были пристроены к монастырским стенам в 1690-х гг. Кроме перечисленных, в монастыре были и другие хозяйственные корпуса, не дошедшие до наших дней.

Стены и башни Нового Иерусалима - можно сказать, отдельный архитектурный памятник этого комплекса. Они уже не были в строгом смысле защищающей монастырь оградой, поскольку в конце XVII века это не было столь актуально, как прежде. Однако и ряды бойниц, и внушительные размеры полностью отвечают требованиям древнерусской крепостной традиции. В стенах толщиной 3 метра и высотой более 9 метров, как и положено настоящей крепости, три ряда бойниц - подошвенного боя, навесного (машикули) и ружейного. С внутренней стороны стен проведён боевой ход с парапетом.

В плане ограда монастыря представляет собой неправильный шестиугольник периметром более километра. В ней восемь башен, часть из которых названа по воротам в Иерусалиме: Дамасская, Гефсиманская, Сионская. Названия они получили уже в XVIII веке. Все башни разделены перекрытиями на этажи, нижние из которых использовались братией для хозяйственных нужд, а верхние - как кельи. На галереях по большим праздникам - таким, как Сретение или Благовещение - совершались крестные ходы.

Только поначалу кажется, что все башни ограды - одинаковы. Но если пройти вдоль всей монастырской стены, то сразу бросается в глаза разница между башнями. Одни - круглые, другие - восьмигранные, третьи - с восьмигранным основанием и круглым верхним ярусом. Все башни увенчаны каменными шатрами, и только одна - Иноплеменничья - впоследствии была заново перекрыта деревянным шатром из-за того, что стала слишком крениться вбок.

Невдалеке от стен Нового Иерусалима, в Гефсиманском саду, на искусственном островке в 1658 году был поставлен "скит" патриарха Никона (иначе называемый Богоявленской пустынью). В 1661года здание перестраивали. В итоге получилось высокое строение в три этажа, совмещающее в себе жилые покои с домовой церковью наверху. Венчает его восьмигранный подкупольный световой барабан. Скит украшен полихромными изразцами, к сожалению, сохранившимися далеко не в полном виде. Утрачены также и печи с лежанками и изразцами, но по утверждениям исследователей, их вполне можно восстановить в прежнем виде. Неподалёку от Скита - спуск к реке Истре, где находится святой источник, из которого берут воду не только местные жители, но и приезжие, специально выбирающиеся сюда для этого. Место источника обозначено большим деревянным крестом. Второй источник, более известный, есть у стен монастыря.

В монастыре - в Воскресенском соборе и вокруг него - некогда был обширный некрополь. Сейчас от него осталось немного - 74 надгробия, так как во время Великой Отечественной войны монастырь сильно пострадал. В приделе Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона, а в списке похороненных здесь можно найти такие громкие дворянские фамилии, как Бестужевы-Рюмины, Голицыны, Нащокины, Шуваловы… Позднее здесь стали погребать людей разных сословий - купеческого, мещанского.

В годы Великой Отечественной войны со стороны Истры фашисты подходили к Москве. Новый Иерусалимский монастырь был оккупирован и разорён. Отступая, немцы заложили взрывчатку во все постройки монастыря. Так была уничтожена высокая, выше соборного шатра, колокольня, сгорел верх Воскресенского собора, до нижнего яруса обрушилась надвратная церковь, исчезли шатры башен… К счастью, музейные фонды были хотя бы частично вывезены в эвакуацию. Восстановление официально началось в конце 1940-х гг., а реально - уже в 1942 году, и, увы, не окончено по сей день. Отреставрировали практически все, кроме колокольни, от которой до сих пор остаётся лишь низ первого яруса.

В 1994 году возрождённой монастырской общине была передана часть строений Нового Иерусалима: Воскресенский собор, церковь Рождества Христова, Скит Никона и восточный братский корпус. Сейчас в старинных стенах сосуществуют монастырь и музей.

    Музей

У стен Нового Иерусалима, в Гефсиманском саду, размещается небольшой архитектурно-этнографический музей, собравший деревянные постройки из подмосковных деревень. Среди его экспонатов находятся часовня, крестьянские усадьбы, мельница. До 2001 года здесь же находилась удивительная по красоте деревянная церковь Богоявления из села Семёновское Пушкинского района. Из-за короткого замыкания она сгорела. В крестьянских усадьбах расположены различные музейные экспозиции, посвящённые народному быту и искусствам. Музей был основан в 1970-х гг., в период резко возросшего интереса к старине, когда по всей стране начали организовывать такого рода музеи под открытым небом. В стенах Нового Иерусалима музей разместился значительно раньше - вскоре после революции, в марте 1920 года (монастырь был закрыт в 1919).

В Новом Иерусалиме есть свои этнографические коллекции, которые насчитывают около 2,5 тысяч экспонатов. Коллекция продолжила пополнятся в послевоенные годы. В составе этнографического фонда имеются образцы крестьянской одежды, костюмы городского покроя. Нельзя не отметить собрание женских головных уборов: кокошников, сорок, сборников, повойников, девичьих повязок и др. Отдельный раздел экспозиции "Особая кладовая" включает предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов XV-XX веков: памятники русского и греческого лицевого и орнаментального шитья XV-XV веков, изделия русских и западноевропейских серебряников, произведения русских мастеров эмали и светского бытового серебра.
 
Чат с менеджером
Туры по Московской области Отели, коттеджи и пансионаты Московской области Достопримечательности Московской области: церкви, монастыри, города, природные и исторические памятники
Туры по Подмосковью Подбор пансионата Достопримечательности


Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram