Усадьбы Московской области
> Быково
Усадьба Быково
На протяжении веков Москва была окружена загородными поместьями, которые поддерживали
российскую глубинку натуральными продуктами и культурой (именно в усадьбах происходили
знаменитые балы, на которые собирались помещики со всех окрестных сёл). Построенная
в 1856 году роскошная усадьба Быково со стенами из красного кирпича и декоративными
деталями из известняка является прекрасным образцом стиля неоренессанс. Главный
вход, расположенный на северном фасаде, обрамлён пандусом с балюстрадой. Западный
фасад отмечен пристроенной башней, с которой открывается панорамный вид.
Однако самым впечатляющим является парковый фасад, в центре которого находится
массивный портик, украшенный четырьмя статуями кариатид. Широкая терраса, простирающаяся
от фасада, находится в плохом состоянии и имеет следы вандализма. Но все равно
отсюда открывается потрясающий вид на южный парк с чётким спуском к лесу.
К востоку от Владимирской церкви иконы Божией матери тропинка спускается в
парк усадьбы Быково, сейчас сильно заросший. Значительно утратив свою первоначальную
элегантность, парк сохранился вокруг живописного ландшафтного пруда, в котором
отражается изящный павильон в форме неоклассической ротонды.
Стиль возрождения готики появился в России во времена правления Екатерины Великой
как отражение англомании императрицы и её интереса к средневековой русской культуре.
Продуманное выражение готического возрождения было отражено в архитектуре храма,
построенного в течение следующего десятилетия после правления императрицы в
подмосковном поместье Быково (или Марьино). Церковь в Быково, посвящённая Владимирской
иконе Божией Матери, является одним из самых поразительных памятников России
конца XVIII века.
Усадьба Быково, расположенное к юго-востоку от Москвы в Раменском районе, сейчас
окружено современными жилыми домами и дачными массивами, но её просторный лесопарк
представляет собой оазис спокойствия и тишины на берегах небольшой реки Быковка.
Деревня Быково упоминается в средневековых документах конца 14 века, а к 17
веку она фигурирует как королевское поместье с деревянной церковью, посвящённой
Рождеству Христову. Луг к югу от Быковки использовался для откорма крупного
рогатого скота для поставок в Москву, и это возможное происхождение названия.
В 1704 году село было пожаловано Петром Великим Иллариону Гавриловичу Воронцову
(1674-1750) - ростовскому воеводе, чьи потомки играли важную роль в политической
жизни России и имели многочисленные собственные поместья. Одним из самых великолепных
было Вороново, созданное его сыном Иваном Илларионовичем Воронцовым (1719-86)
и до сих пор хорошо сохранившееся.
К 1760-м годам Быково было подарено Михаилу Михайловичу Измайлову (1719?-1800),
который поддержал возведшую на престол Екатерину II в 1782 году. Измайлов занимал
много важных государственных должностей в Москве, в том числе был директором
Кремлёвского управления строительства. В этом качестве он работал с двумя самыми
выдающимися архитекторами России - Василием Баженовым (1737-1799) и Матвеем
Казаковым (1738-1812).
И Баженов, и Казаков были великолепно одарёнными интерпретаторами неоклассицизма,
но они также позволяли себе яркие проявления псевдоготического стиля, особенно
в императорском поместье Царицыно на южной
окраине Москвы - недалеко от Быково. Начатое в 1770-х годах строительство Царицыно
- дворца и павильона - был остановлен императрицей в середине 1780-х годов.
Обширный дворцовый ансамбль теперь завершён и является одной из главных выставочных
и культурных площадок Москвы.
Измайлов, несомненно, был заинтригован работами Баженова в Царицыно, и в Быково-Марьино
он выбрал похожий стиль для церкви, чтобы увековечить память своей жены Марии
(Нарышкиной), умершей в 1780 году. Получившийся в результате шедевр - церковь
Владимирской иконы Божией Матери - был завершён в 1789 году.
Хотя конкретная документация отсутствует, стилистическое чутье Быковской церкви
указывает на Баженова как на автора. Как и в случае с его работами в Царицыно,
общий дизайн сочетает псевдоготический стиль с овальным барочным планом главного
святилища.
Михаил Измайлов умер, не оставив наследников, в 1800 году, и усадьба Быково
в конечном счёте перешло к Воронцовым, которые были связаны браком с другой
ветвью Измайловых. Особо следует отметить женитьбу Иллариона Ивановича Воронцова
(1760-90) на Ирине Ивановне Измайловой (1768-1848). У них был один сын, Иван
Илларионович Воронцов (1790-1854), и по царскому указу в 1807 году эта линия
семьи стала Воронцовыми-Дашковыми.
Осенью 1812 года усадьба Быково была оккупирована французскими войсками на
шесть недель во время наполеоновского нашествия. Как обычно, церковь была разграблена
и превращена в конюшню.
Усадьба Быково перешла к его сыну, графу Иллариону Ивановичу Воронцову-Дашкову
(1836-1916), отличившемуся государственной службой и одному из богатейших землевладельцев
России.
В 1850-х годах он перестроил Быковский дворец по проекту архитектора Бернхарда
Симона (1816-1900), уроженца Швейцарии, получившего образование в Императорской
академии художеств в Санкт-Петербурге.
Воронцовы-Дашковы проживали в основном в Санкт-Петербурге, и в 1880-х годах
усадьба Быково была продана богатому инженеру и железнодорожному строителю Николаю
Ильину, который пристроил здание для приходской школы. После революции усадьба
перешла из рук в руки ряда учреждений и со временем превратилась в туберкулёзный
санаторий. Не имея чёткого мандата на сохранение, коллекция произведений искусства
исчезла, как и предметы интерьера, хотя большая часть тщательно продуманной
отделки стен сохранилась.
Что касается остальной части ансамбля, парк, хотя и доступен, почти не поддерживается
в надлежащем состоянии, а большая резиденция закрыта для публики; её будущее
неопределённое. Тем не менее, группы добровольцев продолжают выступать за его
сохранение, и внушительное сооружение все еще избежало разрушительного упадка,
который не пощадил другие загородные усадьбы за последние несколько десятилетий.
- Главный усадебный дом, выполненный в стиле средневековых замков. Дворец
возвышается на вершине холма. Имеет гранёный эркер на внутреннем фасаде и
портик с кариатидами на внешнем. Для усиления образа архитектор возвёл остроконечную
башню и украсил её курантами. На внутренних стенах дворца и прилегающих построек
сохранилась художественная роспись;
- Храм
иконы Божьей Матери - небольшой живописный храм, имеющий остроконечные
шпили и пинакли. Церковь впечатляет своим "европейским" стилем, несвойственным
для православных храмов.
- Английский парк. Рассчитанный до мелочей комплекс с сетью тропок проходящих
мимо быстрой реки и глубоких озёр, исчерченных островками. В былые времена
озёрные острова были украшены архитектурными комплексами. В том числе, на
одном из них возвышался живописный павильон
"Эрмитаж", разрушенный после революции. Из старинных памятников сохранилась
только небольшая ротонда, укрытая от глаз под сенью листвы векового дуба.
|