На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Карелия Все туры Коттеджи Алтай
Туры в Карелию Туры по России Горный Алтай Подмосковье Селигер Активные туры Отдых на море
Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Wednesday, 24 April 2024
Туры в Москву
Туры в Москву
Туристские хиты
ТОП 10
Кремль
Монастыри
Музеи
Памятники
Парки
Площади
Театры
Улицы
Усадьбы
Церкви
Спорт
Туризм
Архитектура
Отели
Рестораны
Туры и экскурсии
Хостели
Музеи
Палаты стрельцов
Ретро автомобилей
Остальные
Культура
Выставки



Скульптуры Кусково

Усадьба Кусково > Скульптуры Кусково

Скульптуры Кусково

В 2019 году были проведены работы по реставрации 64 скульптур из коллекции музея-усадьбы «Кусково», 20 скульптур были заменены на копии.

Для статуй середины-конца XVIII века, конечно, это далеко не первая реставрация. В период расцвета ансамбля о них заботились, проводя превентивные меры консервации, укрывая рогожами для защиты от дождя и снега.

За свою долгую жизнь памятники на территории усадьбы Кусково пережили многое. Большой урон был нанесен этой уникальной коллекции французскими солдатами в 1812 году. Оставили свой след и годы революции, гражданская и Великая Отечественная войны, негативно сказывалось на сохранности предметов агрессивное воздействие окружающей среды и неоднократные акты вандализма. За время своего существования мраморные статуи пережили не одну реставрацию, но в наши дни многие памятники были уже в аварийном состоянии.

Первый этап работ касался центральной аллеи парка - партера, на котором стояли 16 бюстов (работы велись с января по май 2019 года). Второй этап затронул оставшиеся 39 скульптур из парка и и из фондов музея (работы проходили с июля по ноябрь 2019 года).

Состояние сохранности памятников было характерное для парковой скульптуры из белого мрамора, находящейся под открытым небом столь долгий период. Присутствовали сажепылевые, атмосферные загрязнения, интенсивные обрастания биодеструкторами (водоросли, лишайники, микроскопические грибы и даже мхи), следы птичьего помета. Наблюдалось локальное изменение цвета камня: зоны, потемневшие от въевшихся в структуру загрязнений; участки, окрашенные в бледно-желтый, оранжевый и бурые цвета . В углублениях форм была обнаружена обогащенная гипсом патина (черные гипсовые корки) - один из опаснейших для мрамора видов разрушений.

Значительные площади поверхности были выветрены, наблюдалась грануляция кристаллов мрамора, эрозия, что привело к потере пластики и авторской обработки поверхности у большей части скульптур. На современных фотографиях можно увидеть, насколько за последние 40 лет изменился памятник: осыпался нос, губы, контур глаз, ухо, волосы... Отмечена зона с сохранившейся первоначальной обработкой, на данной скульптуре сохранилось не более 40% авторской поверхности. На бюсте «Оттон» можно наблюдать схожую картину. Только в данном случае, не удалось найти участки сохранившейся первоначальной поверхности. Виден шов склейки, заполненный мастикой при предыдущей реставрации в 1979 году. Можно заметить, что докомпановочный состав выше по уровню на 1-1,5 мм, что говорит о том, что буквально за последние десятилетия была утрачена авторская пластика. Также изменение поверхности мы можем проследить и на бюсте «Красноречие», бюсте «Вителий» и др. Благодаря сохранившимся архивным материалам!, можно увидеть, какими скульптуры были до такой значительной утраты пластики.

К сожалению, данный процесс разрушения необратим, реставрация может лишь замедлить его, но не остановить. И как бы не хотелось видеть в парках оригинальные памятники, всё же стоит осознать, что в ближайшие десятилетия они уже будут выглядеть иначе.

Все вышеперечисленные факторы разрушения камня хоть и очень трагичны, но всё же естественны и закономерны, однако стоит упомянуть и еще об одном, который, казалось бы, при уровне развития современного человека, должен уже исчезнуть. На памятниках были обнаружены многочисленные следы антропогенного воздействия: отпечатки монет (ржавые пятна); царапины, вырезанные острыми предметами; надписи (граффити), сделанные ручкой, фломастерами и карандашом; следы от губной помады; участки, затертые до блеска руками посетителей и т. д.

До начала реставрационных работ для уточнения состояния сохранности по бюстам и скульптурам проводились дополнительные лабораторные и натурные обследования памятников.

Для выявления биологического поражения поверхности был проведен забор проб с последующим переносом фрагментов биологических объектов и загрязнений на поверхность питательной среды.

Был применен портативный микроскоп, оснащенный цифровой камерой, с помощью которого были сделаны снимки поверхности предметов.

Проводилось визуальное наблюдение и фотографирование видимой люминесценции клеящих и д компоновочных составов, зон, покрытых корковыми наслоениями и биопоражений.

Для определения природы корковых наслоений и включений с металлическим блеском в прожилках мрамора и корковых наслоений был проведен рентгенофазов анализ, который определил наличие и пиритов и обогащенной гипсом патины.

Было проведено изучение морфологии и химического состава образцов металлического золоченного литья. Данные исследования проводились для уточнения сплава основы и техники позолочения предмета.

До начала реставрации в процессе проведения работ заполнялись картограммы дефектов с обозначение следов предыдущей реставрации, загрязнений, трещин, сколов и других дефектов поверхности.

Работы по демонтажу первой партии предметов были проведены в январе 2019 года. 16 бюстов с малыми постаментами (ножками) были перевезены в реставрационные мастерские. После чего были начаты работы по промывке поверхности памятников. Присутствовали многочисленные следы предыдущих реставрационных работ - деструктированные изменившиеся в цвете мастиковки, которые имели слабую адгезию с каменным основанием, швы склейки были поражены биологическими деструкторами, в связи с чем, было принято решение о полной замене докомпановок.

В результате проведенных мероприятий поверхность скульптур была расчищена от всех видов загрязнений, удалены следы предыдущих реставраций, выполнено структурное укрепление и инъектирование трещин. Восполнены утраченные фрагменты. Выполнена мастиковка дефектов и швов склеек. На поверхность скульптур нанесено консервационное покрытие.

В рамках данного этапа работ было отреставрировано 14 скульптур и сделано 16 копий (репродукций)^. Копии, изготовленные из полиэфирной смолы с мраморной крошкой, были тонированы в цвет поверхности оригинальных бюстов.

В апреле 2019 года прошел финальный реставрационный совет с привлечением специалистов из Государственного Эрмитажа, Музея-заповедника «Петергоф» и Музея городской скульптуры. После чего был произведен монтаж копий (репродукций) бюстов на партере парка, а оригинальные скульптуры были переданы в фонды музея.

Работы по второму этапу, по реставрации пятидесяти скульптур, начались в июле 2019 года.

Тридцать шесть предметов были демонтированы из парка, одиннадцать - забраны из фондохранидища, а три - реставрировались по месту в самом парке. Остальные памятники, после демонтажа были перевезены для проведения работ в мастерские.

На данных скульптурах были проведены работы по схожей технологии, что и в первом этапе: промывка и расчистки от всех видов загрязнений. Проведено структурное укрепление камня и инъектирование трещин клеящим составом. Были воссозданы утраты и проведена замена поздних вставок ненадлежащего качества: произведена лепка мягких моделей из пластилина, после чего с них снимались силиконовые формы и был произведен перевод моделей в гипс, затем проводилась отливка в имитационном материале (полиэфирная смола с мраморной крошкой). Всего по данной технологии было изготовлено около 300 вставок.

На некоторых скульптурах, в ходе реставрационного совета, было принято решение воссоздать (благодаря найденной исторической иконографии) крупные утраченные фрагменты, но не монтировать по месту. Такое решение было связано с тем, что мрамор статуй очень ослаблен, и были опасения, выдержит ли он настолько крупные вставки. Тем более, что отверстий под крепления там не наблюдалось и пришлось бы сверлить исторический камень. Так как в самом парке экспонируется большое количество скульптур с аналогичными утратами (для воссоздания которых не нашлось иконографии), было принято решение, что и в данном случае отсутствующие конечности не испортят экспозиционный вид памятников.

Двадцать оригиналов были заменены копиями (два у дворца, Минерва с колонной, 17 бюстов), мраморные памятники убраны в фонды для хранения в стабильных условиях.

Четыре бюста, стоящие у Эрмитажа (император Калигула и Оттон и бюст «Красноречие» у Швейцарского домика) из-за неудовлетворительного состояния сохранности были так же возвращены в фонды музея. На их места в парке были установлены бюсты, ранее находившиеся в фондохранилище (не экспонировавшиеся). Данные памятники долгое время хранились в стабильных условиях и их состояние сохранности, на текущий момент, не вызывало опасения и позволило произвести их установку в парке. Остальные, памятники возвращены на свои места.

Объем проведенных работ был очень значителен и требовал для его исполнения привлечение десятков специалистов. В результате совместной работы реставраторов и музейных сотрудников памятники приобрели экспозиционный вид, было стабилизировано их состояние, выявлены скульптуры, требующие более тщательного мониторинга, разработана программа дальнейшего ухода.

Хочется верить, что и у каждого приходящего в парк посетителя будет бережное отношение к памятникам и осознание ценности данной, поистине уникальной, коллекции, ведь сохранение культурного наследия зависит от каждого.

 
Чат с менеджером
Туры в Москву Поиск дешевых авиабилетов
Туры в Москву Авиабилеты

Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram