Некоторые виды русских народных промыслов хорошо известны во всём мире, в то
время как другие неизвестны за пределами России. Все знают о знаменитой русской
матрёшке-матрешёчнице или, например, хохломе. Однако гораздо меньше людей ассоциируют
замысловато сплетённые кружева, фарфор с ручной росписью, изделия из дерева
или украшения с эмалью с русским народным искусством.
Примерно в 30 км от Сергиева-Посада (в котором, кстати, есть и свои собственные
игрушки, а его музей кукол недалеко от Лавры считается лучшим в Подмосковье)
находится село Богородское - один из центров игрушечного промысла. На экскурсию
сюда приезжайте с детьми: одно удовольствие наблюдать, как мастер всего лишь
с помощью ножа и стамески вырезает из дерева одного мишку за другим, и прямо
у него в руках фигурки оживают и начинают двигаться!
Вологодское кружево, датируемое 17 веком, первоначально ткалось из золота
и серебра для одежды знати и церковной иерархии. Сегодня вологодское кружево
привлекло внимание всего мира своими богатыми декоративными узорами и плавными
линиями.
Гжель - стиль русской керамики, получивший свое название от деревни в Московской
области, в которой гончарные изделия производились с 14 века. Характерный синий
цвет на белой покрытой оловянной глазурью поверхности появился в 1830-х годах.
Сегодня примерно в тридцати деревнях к юго-востоку от Москвы производят уникальные
русские изделия ручной работы, поставляя их внутрь страны и за рубеж.
Лепные, раскрашенные глиняные фигурки, которые иногда имеют форму свистулек,
но чаще имеют сюжетную линию. Русские изделия ручной работы до сих пор производятся
в небольшой слободе Дымково около Кирова.
Наряду с матрёшкой, самоварами, хохломой и деревянными ложками, почётное место
среди известнейших русских сувениров занимает Каргопольская игрушка. Дата зарождения
этого промысла неизвестна. Самая старая из сохранившихся игрушек относится к
30-м годам 20-го века. Концепция ремесла проста — игрушки показывают быт
и нравы представителей различных слоёв общества — от ухоженных барынь
до уставших от работы крестьян.
Главное отличие Ковровской игрушки от других видов народных промыслов —
сочные цвета, заимствованные у Владимирской школы живописи, многообразие сюжетов
(в основном, естественно, на сельскую тематику: праздники, домашние посиделки,
крестьянское хозяйство, а также на сцены из Евангелия и игрушки). Ковровская
игрушка очень похожа на Дымковскую.
Пожалуй, самое узнаваемое изделие ручной работы в России, матрёшка - это раскрашенная
деревянная фигурка, которую можно разобрать, чтобы внутри оказалось больше “русских
матрёшек”. Типичной темой для набора обычно являются крестьянские девушки в
традиционной одежде, но столь же распространены и нетрадиционные куклы. Новые
креативные наборы могут быть посвящены практически любой тематике – от спортивных
деятелей и политических лидеров до персонажей русских народных сказок и научной
фантастики.
Народное искусство и традиции Орловщины тесно сплетаются с её природным миром.
Здесь сохранились уникальные народные промыслы. Русский народный костюм - словно
образная летопись жизни наших предков, языком цвета, формы, орнамента рассказывающая
сокровенные тайны и за-коны народного искусства. Традиционные и очень разнообразные
узоры в вышивке знаменитого "орловского списа" - это изображения
славянских символов, пришедших к нам с давних времён. Считается, что название
вышивки "спис" происходит от слова "списывать", срисовывать узоры с морозных
окон. В действительности возникло и развилось искусство ещё в XVIII веке, создали
его крепостные крестьянки. По всей Руси славились кружева мценских мастериц
"мотивы". Их часто выдавали за заграничные. Мценские кружева
поставлялись к царскому двору, вывозились в Англию, Турцию. Более 150 лет производится
знаменитая гармошка "ливенка" - один из изначальных вариантов
русской ручной гармоники. Ею восхищались Иван Тургенев, Лев Толстой, Сергей
Есенин и многие другие.
За удивительными по изящности русскими платками - символу женственности и
красоты на Руси, украшенными букетами и гирляндами цветов, едем в Павловский-Посад,
что в Московской области. Здешние платки и шали известны уже более полутора
веков, а называют их набивными, потому что сложный рисунок на шерсть или шёлк
раньше "набивали" с помощью деревянных резных форм.
Палехская лаковая миниатюра
Палех - небольшие картины (часто по мотивам русских сказок или литературных
произведений), которые выполняются темперными точками на лакированных шкатулках
или футлярах из папье-маше.
Ростовская финифть – традиционный русский вид живописи по эмали (часто на
ювелирных изделиях - брошах, кольцах, серьгах). Русское ремесло берет свое начало
в Ростове в 18 веке, когда художники впервые написали миниатюрные иконы на эмали
для церкви.
Самовар - традиционное ремесло Тульской области, изначально создавался как
практичное приспособление: для кипячения воды, приготовления чая и кофе. Сегодня,
хотя они и функциональны, они выполняют скорее декоративную роль.
Уральский малахит
Ювелирные изделия, орнаментальные изделия и предметы интерьера изысканного
мастерства, изготовленные с использованием знаменитого уральского малахита (также
известного как русский камень и/или Павлиний камень в Древней Руси).
В немногих произведениях, созданных во время войны в Дулёво, отразились героические
страницы истории России, в частности блокада Ленинграда. Художественный акцент
ставился не на закодированной идеологии, а на соотношении художественных и эстетических
задач. "Мальчик-геолог" П. М. Кожина, "Электромонтер" К. В. Поповой, "Пионер,
кормящий жеребенка" П. А. Баландина демонстрируют нам отображение в фарфоровых
изделиях мира детства без претензий на показ торжества нового быта. Благодаря
их разнообразию скульптура постепенно обретает черты естественности и эмоциональной
теплоты.
Филимоновский художественный промысел, известный и популярный не только на
Руси, но и в других странах, зародился на Тульской земле, в деревне Филимоново
Одоевского района. На протяжении поколений передавали передавались секреты мастерства.
Филиминовскую игрушку делали всегда — даже во времена невзгод, голода,
войны... Мастерицы лепят филимоновскую игрушку из серо-голубой глины "синики"
из единого куска, затем "прокалывают" свисток.
Известные своими красочными узорами красного и золотого цветов, хохломы представляют
собой расписные декоративные блюда, ложки и миски. Само название происходит
от названия населенного пункта, где это ремесло зародилось (в Нижегородской
области) еще в 17 веке.
Cело Федоскино Мытищинского района известна по всей России. Ведь она является
центром народного промысла — миниатюрной живописи на шкатулках. Чем-то
данный промысел напоминает хохлому, чем-то похож на ростовское финифти >>>
В любом случае, федоскинская роспись имеет для русского искусства не меньшее
значение, чем гжель , дымковская игрушка , жостовские подносы (кстати, Федоскино
и Жостово расположены рядом друг с другом - как правило, туристы их осматривают
вместе). Помимо повсеместно известного музея народных промыслов в Федоскино
недавно открылся частный музей наследственной художницы лаковой миниатюры Надежды
Стрелкиной.