Каргополье
> Каргопольская игрушка
Каргопольская игрушка
Наряду с матрешкой, самоварами, хохломой
и деревянными ложками, почетное место среди известнейших русских сувениров занимает
Каргопольская игрушка. Дата зарождения этого промысла неизвестна. Самая старая
из сохранившихся игрушек относится к 30-м годам 20-го века. Концепция ремесла
проста — игрушки показывают быт и нравы представителей различных слоев
общества — от ухоженных барынь до уставших от работы крестьян. В настоящее
время ремесло живо и претерпело незначительные изменения, заключающиеся в более
утонченных формах и ярких красках.
Особенности Каргопольской игрушки
Самые ранние игрушки немного грубоваты; заметно преобладание кругов и овалов.
Для раскрашивания использовалась сажа и известь. Также встречаются образцы покрытые
цветной глиной. По форме ранние игрушки напоминают древних языческих идолов
— «баб» и имеют соответствующую роспись.
Современные мастера выдерживают более изящные формы и акцентируют внимание
на деталях. Также в «репертуаре» игрушечников появились новые сюжеты. Если раньше
лепили только людей, то сегодня можно увидеть животных — как реальных,
так и сказочных. Знаковой фигурой каргопольской игрушки является мифический
персонаж Полкан, напоминающий греческого кентавра, но отличающийся от него наличием
военной формы и орденов.
Игрушечный промысел всегда считался семейным. Среди наиболее известных мастеров
Каргополя можно отметить наиболее известных мастеров:
- Рябовы;
- Шевелевы;
- Завьяловы;
- Бабкины и т.д.
Технология и традиции лепки передавались в устной форме. Признанным мастером
на данный момент является У.И. Бабкина. Эта уникальная женщина не только сохранила
вековые традиции, но и способствовала возрождению ремесла. В настоящее время
в Каргополе работает
школа, в которой дети постигают секреты лепки и росписи каргопольской игрушки.
Технология производства
- В былые времена фигурки изготавливали по «обварной» технологии:
- Вылепленная фигурка подвергалась обжигу;
- Нагретая до максимальной температуры глина погружалась в густой водно-мучной
раствор;
- Мука, подгоревшая при контакте с раскаленной глиной, формировала затейливый
черный узор, напоминающий кружева;
- После этого игрушку могли дополнительно раскрасить или оставить как есть.
Сегодня этот архаичный метод используется крайне редко. Керамические изделия
после обжига глазируют и расписывают красками, соблюдая стилистические особенности.
|