На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Туры в Карелию Туры по России Подмосковье Активные туры Селигер Отдых на море Белоруссия
Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Sunday, 09 May 2021
Туры в Москву
Туры в Москву
Туристские хиты
ТОП 10
Кремль
Зоопарк
Музеи
Памятники
Парки
Улицы
Усадьбы
Церкви
Спорт
Туризм
Архитектура
Отели
Рестораны
Туры и экскурсии
Хостели
Музеи
Палаты стрельцов
Ретро автомобилей
Остальные
Культура
Выставки

Аллея Ильича

Архитектура Москвы > Аллея Ильича

Аллея Ильича

В 1924 году вопрос об именах улиц стал острее. Краеведы много внимания уделяют топонимике, однако нереализованное редко попадает в фокус их внимания. Или недореализованное... С Запада на Восток Москвы должна была идти Аллея Ильича.

Смерть вождя пролетариата - В.И. Ленина, стала основанием для возникновения огромного количества новых ономакультурем, связанных с его именем.

Программа «Архитектурное увековечение Ленина», составленная Л.Б. Красиным - соратником и ровесником В.И. Ленина, была опубликована в 1924. году. Этой программой предусматривались планировочные мероприятия. От проектируемого Дворца труда в Охотном ряду до Храма Христа Спасителя предлагалось снести всю застройку и разбить широкий сквер, который откроет: «фасады лучших московских зданий, как университет, Румянцевский музей, музей изящных искусств, <...> и этот будущий сквер или авеню "25 октября" мог бы быть одним из наиболее привлекательных мест будущей Москвы".

Вместо непривычной европейской «авеню» в прессе и официальных документах стал фигурировать урбаноним Аллея Ильича. Название «Авеню 25 Октября» не пропало: с 1932 года на планах Москвы вместо Никольской улицы появилась улица 25 Октября (первый раз Никольскую улицу переименовали в улицу 25 Октября в 1918 году, но тогда годоним не прижился).

Прежде всего, Аллея Ильича появилась в 1927 году в студенческих проектах нового здания Высшей Художественной школы на территории бывшей сельскохозяйственной выставки на Крымском валу как бульвар, проходящий по правому берегу Москвы-реки от центра до Ленинских гор. Аллея Ильича была темой дипломов ВХУТЕИНа, а затем Московского архитектурного института до конца 1930-х годов.

В предварительной схеме перепланировки Москвы, составленной в 1931 году под руководством В.Н. Семёнова, в планировочный центр столицы входили: «...площади Охотнорядская, Свердловская, Дзержинская, прорезанные городской сверхмагистралью - Аллея Ильича - центр - Каланчёвка».

Впервые Аллея Ильича, до того тяготевшая к прибрежным территориям Москвы-реки, в качестве юго-западной планировочной оси Москвы появилась в конкурсном проекте Дворца советов Б.М. Иофана (1931). В конкурсном проекте комплексной бригады АСНОВА проспект Ильича повторял трассу Аллеи Ильича. У К.С. Алабяна и В.Н. Симбирцева (ВОПРА) с Охотнорядской площади начиналась Аллея Пятилетки, шла между Моховой и Александровским садом. За Дворцом советов аллея Пятилетки вливалась в Аллею Ильича, ведущую в Парк культуры и отдыха (ПКиО).

В том же 1931 году был проведен конкурс на генеральный план дальнейшего развития ПКиО. Почти во всех проектах общегородские демонстрации шествовали с Красной площади и мимо Дворца советов попадали в парк по Аллее Ильича.

На международном конкурсе проектов планировки Москвы 1932 года в предложении бригады ВОПРА пробивалась центральная магистраль северо- восток - юго-запад: «Старый "исторический и революционный центр" - Кремль и Красная площадь - сохранялся и развивался по направлению диаметра: Аллея Ильича - Новомясницкий проспект.

В проектах конкурса на Дворец техники (1933), представлявший собой комплекс научных, технических и показательных учреждений для массовой технической учебы, для названия главной транспортно-пешеходной артерии района проектирования использовался урбаноним Аллея Ильича. Вдоль набережной левого берега Москвы-реки в районе Хамовников проектировалось продолжение Аллеи Ильича шириной 100 метров. В дополнительном, третьем варианте бригады Архитектурно-строительного института вместо Аллеи Ильича появился урбаноним аллея Ленина, на которой делался «композиционный удар».

В это время альтернативы урбанониму Аллея Ильича практически не было.

После утверждения Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года на поворотном этапе (1935-1941) периода имперского социализма (1935-1954) все силы архитектурного цеха столицы были направлены на реализацию Генплана. Кремлёвское полукольцо продолжало оставаться в сфере внимания нескольких ведущих зодчих: А.В. Щусева, И.В. Жолтовского, С.Е. Чернышёва, Б.М. Иофана, ленинградцев - В.А. Щуко, А.П. Великанова, И.В. Ткаченко и других архитекторов, попало в проекты участников конкурса на Большой Академический кинотеатр СССР на площади Свердлова (1936) - А.Н. Душкина, Д.Н. Чечулина.

Несмотря на то, что в документах Генплана реконструкции Москвы 1935 года - «Схеме планировки Москвы», магистраль, ведущая от площади Дворца советов на юго-запад, называлась Новый проспект, на «Схеме пробивки новых и реконструкции старых магистралей центральной части гор. Москвы» в зоне Аллеи Ильича были обозначены Моховая и Манежная улицы, в более поздних проектах фигурировал другой годоним. В проекте планировки центра Москвы в пределах кольца «Б», выполненном в 1940 году (С.Е. Чернышёв), от застройки освобождалась вся территория от Манежной площади до площади Дворца советов. Вместе с кварталами сносилось здание Манежа.

На их месте разбивался широкий монументальный бульвар - Центральный проспект.

Урбаноним Аллея Ильича широко употреблялся в период до консолидации архитектурного цеха вокруг ВКП(б), до создания Союза советских архитекторов, и после 1935 года это название применялось скорее по инерции. От проекта к проекту компоновочные характеристики Аллеи Ильича занимали всё более значительное положение в московской градостроительной иерархии. На ней формировался главный административно-политический центр СССР, а ее продолжение становилось главным вектором развития столицы. С укреплением власти И.В. Сталина иную трактовку получал образ В.И. Ленина, поэтому упрощенное название, созвучное другим «советизмам» (фразеологизмам): «заветы Ильича», «лампочка Ильича», урбанониму «Застава Ильича», не могло соответствовать главному, монументальному проспекту столицы Союза ССР.

Урбаноним Аллея Ильича стал вытесняться следующим, более созвучным времени урбанонимом: проспект Дворца советов.

 
Туры в Москву Отели Москвы  напрямую Поиск дешевых авиабилетов
Туры в Москву Отели Авиабилеты


(495) 363 3512