Туризм в России    
 
Европа
Италия
Латвия
Норвегия
Средние века
Финляндия
Швеция
Европейские города
Барселона
Генуя
Копенгаген
Неаполь
Прага
Рига
Стокгольм
Хельсинки
Острова Европы
Искья
Сардиния
Сицилия
Шпицберген

Музыка

Хорватия > Хорватская музыка

Хорватская музыка

Скажут, что в Хорватии все поет, что звуки музыки слышны везде. Тихо шумит раковина, поднятая к уху, свою таинственную мелодию, оркестр сверчков стрекочет свои неутомимые концертные выступления, шумят листья качающихся крон каштанов. В Горском котаре — то же самое. Слушай же голос клокочущего ручейка, который, попрыгивая, спешит лесом, и белки, которая, щелкая, чистит орешки.

Разве странно, что в окружении такой природы, совместно с местной фольклорной традицией, рождаются такие талантливые музыканты? Винко Елич (1596—1636) из Риеки стал, между своими современниками европейской среды, где трудился, чрез вычайно уважаемым композитором. После первых попыток в своем родном городе, он становится членом придворного хора мальчиков в Граце. Отличный инструменталист, Елич в Загребе вступает в службу эрцгерцога Леопольда Габсбурга, а в Страсбурге выходят три сборника его произведений: Parnasia militia , Arion primus и Arion Secundus . Все произведения писаны для голоса и органа, но в целости сохранилось только первое! Остальным произведениям не хватает теноровая партия. Елич пишет, опираясь на искусство венецианской литургической музы­ки, обогащая ее среднеевропейским камерным стилем. Представлен своими произведениями в несколько тогдашних антологий, его считают "мастером камерного духовного концерта". Елич исчез в Заберне, во время Тридцатилетней войны.

Иван Зайц из Риеки свои первые произведения создал двенадцатилетним мальчиком, в консерваторий в Милане он уехал уже с более двадцати произведений, включая и одну недоконченную оперу. Жизнь увела его в Вену, где Зайц становится популярен своими опереттами. После переезда в Загреб, он почти сорок лет господствует хорватской музыкальной сценой, в роли оперного композитора. Помощью своих произведений — Никола Шубич Зрински, Мислав, Бан Легет и Лизинка — он образовывает хорватскую национальную оперу с современным репертуаром. Зайц создает и оперетты, кантаты, оркестровые, концертные и камерные произведения, и композиции для рояля. Инспирирует его итальянская оперная школа, особенно Верди, но, наделен богатым воображением, он успевает своими личными музыкальными инновациями создавать такие произведения, которые выдержат и строжайшую критику. Период его активности на хорватской музыкальной сцене сегодня называется его именем.

Иосип Кашман с Лошини в жизни не написал музыкальное произ­ведение, но это не помешало ему стать одним из самых ценимых мировых концертных исполнителей своего времени. Просто сказано — он был блестящим оперным певцом. Его отличные интерпретации произведений Верди, Вагнера и Томаса принесли ему ласковое имя "короля баритонов". Он выступал на многих мировых сценах (в Милане, Петрограде, Лиссабоне, Буэнос-Айресе, Риме, Варшаве, Чикаго), даже и на открытие Оперы в Загребе в 1870 году. Без его присутствия не обошлось и открытие Метрополитена в Нью-Йорке 28 октября 1833 года.

Иван Матетич Роньгов (1880—1960), который родился в окрестностях Риеки, в каставской деревне Роньги, считал свой родной край музыкально очень интересным. Звуки необыкновенных народных напевов, особенно игра двух голосов, увели молодого Роньгова сле­дами местной музыкальной традиции. Он становится исследователем фольклора, записывая то, что слышит в приморских деревнях, а потом уже и композитором. Благодаря его запискам, теоретическим тезисам и новым композициям, необычайная музыкальная гамма Истрии стала ценимой частью хорватского музыкального наследства.

Из-за этого его опус чрезвычайно важен. Роньгов сосредоточивался в своих произведениях на вокальную музыку — хоровые композиции, композиции для двух голосов и песни для соло.

Ловро Матачич (1899—1985), начиная в своем родном городе под Трсатом, стал международно-признанным артистом — оперным и оркестровым дирижером. После учебы в венском Консерватории, роялю, дирижерству и композициям, он начал свою дирижерскую карьеру в Кельне в 1916 году. Он руководил операми в Осиеке, Загребе и Любляне, а в 1956 году стал директором государственных опер в Дрездене и Берлине. Дирижировал он и во Франкфурте на Майне, и был постоянным гостем Венской государственной оперы. Выступая во многих музыкальных центрах Европы и Америки, он вызывал восторг зрителей своими оперными и концертными интерпретациями произведений Моцарта, Вагнера, Верди и Штрауса, и интерпретациями симфоний Бетховена, Брамса и Брюкнера.

Борис Попандопуло (1906—1991) не остался только сыном своей матери, оперной певицы Майи Строцци. Мастер композиционных техник, он успешно мог связать ритмически-мелодичные особенности хорватского фольклора и европейские влияния. Он создавал все музыкальные формы — симфонию, оперу, балет, концерт, ораторий и другое. Особенно выделяется его ораторий Муки Господина нашего Иисуса Христа для солистов и мужских хоров. Дирижерству он учился на Новом венском консерватории, чтоб позже стать дирижером Оперы в Загребе, и дважды дирижером в Риеке. Дирижером, он был постоянным гостем Оперы в Каире. Многие года Папандуполо прожил в Опатии, где, в мире одной из вилл, за роялем, настали многие его произведения.