Туризм в России    
 
Западная Азия
Азербайджан
Армения
Бахрейн
Грузия
Египет
Израиль
Йемен
Иордания
Ирак
Иран
Катар
Кипр
Кувейт
Ливан
ОАЭ
Оман
Саудовская Аравия
Сирия
Турция
Средняя Азия
Казахстан
Узбекистан
Киргизия
Южная Азия
Афганистан
Бутан
Индия
Мальдивы
Непал
Пакистан
Шри-Ланка
Юго-Восточная Азия
Вьетнам
Индонезия
Камбоджа
Лаос
Малайзия
Мьянма
Сингапур
Таиланд
Филиппины
Восточная Азия
Гонконг
Китай
Макао
Монголия
Тайвань
Тибет
Южная Корея
Япония
Города
Бангкок
Бодрум
Дели
Джакарта
Дубай
Иерусалим
Коломбо
Пекин
Сеул
Стамбул
Тель-Авив
Ханой
Шанхай
Народы Азии

Население в странах Азии > Народы

Народы стран Азии

Примерно в 1750 году было бы относительно легко описать численность населения и этническое распределение народов Азии. Вся северная Евразия была довольно слабо заселена разнообразными палеосибирскими, тунгусскими и тюркскими народами, которые, как и в древности, занимались охотой, собирательством, рыбной ловлей или скотоводством. У некоторых групп, таких как ненцы, саха и чукчи, была несколько отличающаяся экономика, сосредоточенная на одном виде деятельности или на видах деятельности, которые менялись в зависимости от сезона.

Центральная Азия, Тибет и Монголия образовали смешанную зону, в которой доминировали кочевые скотоводы: буряты, монголы и киргизы, в то время как нижние плато и речные долины были усеяны сельскохозяйственными районами, населёнными таджиками, уйгурами, узбеками и другими группами. Аналогичная картина преобладала в Юго-Западной Азии, которая в то время была населена иранскими, арабскими и тюркскими народами с рассеянными этническими меньшинствами. Население было сосредоточено вокруг пригодных для обработки земель, водных ресурсов или травянистых пастбищ.

Южная и Восточная Азия демонстрировали более сложный состав населения. Самые крупные компоненты состояли из высокоцивилизованного населения низменностей, издавна осевшего на своей земле и занимавшегося оседлым сельским хозяйством и ремесленным производством. Рыночные посёлки были разбросаны по сельской местности, а множество маленьких портовых городков усеяло морские побережья. Плотность населения была самой высокой в низменностях с наилучшими сельскохозяйственными условиями, которые также были заселены дольше всего, таких как Северо-Китайская равнина, долина реки Янцзы (Чанцзян), южная Япония, прибрежный Вьетнам, низменности Явы и долины рек Ганг (Ganga) и Инд.

Более мелкие компоненты включали разнообразные этнические группы, рассеянные во влажных дельтовых низменностях, таких как реки Ганг, Иравади, Чаопрайя и Меконг; центральную равнину острова Лусон на Филиппинах; северную Суматру и Малайский полуостров. Группы также были разбросаны по большей части холмистой и низкогорной местности. Их быт сочетал охоту и собирательство с оседлым или сменным земледелием (возделыванием новых земель для каждой последующей культуры). Как правило, в этих менее густонаселённых районах небольшое население было рассеяно по деревенским поселениям, которые поддерживались за счёт натурального хозяйства; существовало ограниченное кустарное производство, а торговля ограничивалась второстепенными товарами. Наги на северо-востоке Индии, высокогорные карены в Мьянме и хмонги (также известные как мяо) в Лаосе являются примерами такого образа жизни.

К 20 веку в Азии произошли большие изменения как в этнических структурах, так и в связанном с ними образе жизни. Многие небольшие народы столкнулись с проблемами своей автономии, поскольку распространение национальных государств и экономический обмен по всему континенту объединили их в более крупные социальные, политические и экономические единицы. К середине 20-го века Советский Союз и Китай расширили свой экономический и политический контроль над Сибирью и Центральной Азией, бывшие колониальные земли Южной Азии обрели независимую государственность, а составные территории старой Османской империи были преобразованы в современные страны Юго-Западной Азии. Многие из сотен малых народов были поглощены населением национальных государств, многие старые языки пришли в упадок, а многие ранее отличительные уклады жизни сохранились лишь в виде пережитков или искусственно сохранённых обществ.

Политическое и экономическое господство почти во всех новых или расширенных национальных государствах находилось в руках одной или нескольких этнических групп страны. В бывшем Советском Союзе и современной России этнические русские были доминирующей группой. В Китае ханьцы (этнические китайцы) занимают большинство властных постов. В Индонезии яванцы доминируют в политической жизни, в то время как власть в других странах Юго-Восточной Азии, как правило, остаётся за низменными народами, такими как вьетнамцы во Вьетнаме и бирманцы в Мьянме; в этих районах высокогорные племенные народы, такие как хмонги (во Вьетнаме) или шаны (в Мьянме), часто сталкиваются с неблагоприятными условиями.

Экспансия доминирующих этнических групп неуклонно ограничивала территорию, доступную для старых, более простых обществ; и современные экономические модели в значительной степени заменили прежние практики. Все ещё возможно идентифицировать регион, в котором юкагиры ранее жили как отдельная культурная группа в Восточной Сибири, но - для нескольких сотен оставшихся юкагиров - политическая абсорбция, аккультурация и внутренний социальный распад сделали классическое описание группы в значительной степени историческим. Многие бывшие каракалпаки, занимавшиеся верховой ездой, проживанием в палатках и выпасом овец, теперь водят тракторы на зерновых фермах, созданных Советами, живут в постоянных деревнях и публично говорят по-русски. Некоторые мужчины из горного района Чота-Нагпур на востоке Индии, которые раньше занимались охотой и занимались сменным земледелием, теперь работают на сталелитейных заводах Джамшедпура. К концу 20-го века оставшиеся айны - коренной народ северной Японии, в основном были собраны в "культурные деревни", где их традиционная резьба по дереву и танцы медведей привлекали поток туристов из других частей Японии. Однако с тех пор айны активно занимаются культурным возрождением.

Воинственные кампании арабов распространили ислам и арабские политические структуры за пределы Аравии на запад, в Африку и Испанию, на север через Левант в Анатолию и на восток в Центральную Азию, Персию, Индию и Малайский архипелаг. Начиная с 7-го века нашей эры и продолжаясь до 16-го века, эти усилия привели к значительной миграции арабов в Юго-Западную Азию.

В период европейского империализма проникновение русских в Северную и Центральную Азию, а западноевропейцев - на океанические окраины Южной и Восточной Азии привело эти народы во все части Евразийского континента. Расширение торговли после прибытия европейцев придало дополнительный импульс существовавшему ранее потоку миграции из прибрежного Китая в Юго-Восточную Азию.

Британцы также поощряли миграцию с Индийского субконтинента в Малайзию и Сингапур. Начиная с 17-го века в результате смешения народов сформировались новые этнические идентичности, включая англо-индийцев Индии и бюргеров Шри-Ланки. Смешанные браки между мужчинами-иммигрантами из Китая и местными женщинами привели к появлению многих людей смешанного происхождения в Индонезии, Малайзии, Таиланде и на Филиппинах.

Прибытие американских солдат европейского и афроамериканского происхождения в Восточную и Юго-Восточную Азию во время и после Второй мировой войны еще больше усложнило этническую мозаику в Китае, Южной Корее, Японии, Вьетнаме и на Филиппинах. Современное смешение народов когда-то считалось новым явлением, но все чаще рассматривается как продолжение исторических моделей миграции и культурного распространения.

Старые центры торговли, оазисы и несколько старинных городов Южной Сибири и республик Центральной Азии превратились в современные промышленные центры; эти места были связаны с современными транспортными системами, по которым сырье и готовая продукция доставляются в европейские регионы. Большинство новых городов были заселены в основном русскими, в то время как азиатские народы остались в основном в сельской местности.

Модернизация Юго-Западной Азии — благодаря возрождению Турции и влиянию добычи нефти на Аравийском полуострове, в Ираке и Иране - изменила многие старые модели этнических народов в этих регионах. Дальнейшее изменение исторической модели произошло в 1948 году с созданием государства Израиль, в которое мигрировало большое количество евреев из Северной Африки, Ближнего Востока, Европы и Северной Америки.

Более двух пятых всех азиатов живут в городах и посёлках в их окрестностях, и растущая урбанизация усиливает региональные контрасты в плотности населения.

Бедуины

Бедуины — это традиционные кочевые обитатели Аравийской и Египетской пустынь, проживающие в палатках и шатрах. Племенная культура отражена в высказывании: «Мой брат и я — против моего кузена. Мой кузен и я — против всего мира». Группы исторически формировались вокруг главы рода. Во времена борьбы или в случаях особой потребности группы объединялись и выступали как одно племя. Бедуины Аравии были первыми новообращёнными в Ислам и в 7 столетии распространяли его по всей Северной Африке до Испании. Бедуинский народ исторически принадлежит к словесному искусству, поэтому их история сохранена в историях и поэмах. Из-за этого для посторонних очень сложно получить абсолютно исчерпывающую версию их истории. Бедуины наследуют отличительные черты от конфедерации семей, у которых есть общие интересы, а не общее происхождение. Это значит, что изначально аравийские народы с течением времени обнаруживают общие черты с местными кочевыми племенами Египта.

Даяки

Племя даяков - коренная народность Калимантана. Чтобы воочию увидеть даякские традиционные дома, загляните в Танджунг Ису. Мандау или мачете - название традиционного оружия даяков, мастера по изготовлению мандау живут в местечке Нагар. Вы можете увидеть пёструю жизнь даков на на фестивале Эрау (Erau), который проводится в Тенгаронге каждый сентябрь. Вас ждут танцевальные и музыкальные представления, различные ритуалы и гонки на каноэ. Посетите устье Куин на реке Барито (Barito), в г. Банджармасин, чтобы увидеть уникальный плавучий рынок. Чтобы подняться вверх по реке Вы можете воспользоваться речным трамвайчиком «клоток» (klotok) или для дальнего путешествия взять быстроходный катер.

Курды

Разделившие судьбу с шиитами курды проживают преимущественно в Северном Ираке. Они образуют четвёртую по численности группу населения на Ближнем Востоке после арабов, турок и персов. Они известны своим искусством ковроткачества и высоким уровнем образования. Курдские женщины пользуются значительно большими общественными свободами, чем женщины в других передне-азиатских обществах. В результате гражданской войны, не прекращавшейся нескольких лет, правительство в Багдаде в 1970 г. гарантировало курдам право на автономию. Однако обещание не было выполнено и столкновения вспыхнули с новой силой.

Ненцы

Ненцы - «ненэй нэнэц» - настоящий человек. Это народ самодийской ветви уральской языковой семьи, который представлен тремя основными группами - европейской, енисейской и западносибирской. Западносибирская группа ненцев делится на ямальскую, гыданскую, надымскую и самбургскую этнотерриториальные группы. Родина ненецких оленеводов - бескрайняя ямальская тундра. Она, как оленья шкура, «от моря до моря лежит - то рыжей, то белой, то зелёной становится....» Как говорят сами ненцы, тундра - но дикая неповторимая красота, где все настоящее и живое, а себя они называют детьми Оленя. Ямал уже давно имеет статус центра мирового оленеводства, на его землях выпасается самое многочисленное в России и в мире поголовье оленей, которое насчитывает около 700 тыс. голов. Ямальские тундровики с большой гордостью говорят об олене, он для них - священное животное, транспорт, жилье, еда, одежда, обувь. Ненцам необходимы нетронутые пастбища для выпаса оленей. Для оленеводов найти ягельное место и есть счастье, без оленя в ямальской тундре им не выжить. Кочевники преклоняются перед оленями, учат уважать и почитать своих детей с самого рождения оленя - кормильца.

Сибо

Праздник переселения на Запад у сиботян также называется «День 18 числа 4 месяца». Это главный Сибо, он посвящён переселению этого народа в Синьцзян. В этот день сиботяне устраивают пляски, поют песни, соревнуются в стрельбе из лука, устраивают различные праздничные забавы, прославляют историю своего народа.

Тайцы

Большинство необъединённых зон Австрало-тайского влияния распространяются по всему юго-востоку Азии, включая острова Индонезии и юго-запад Китая. В Таиланде эти австрало-тайские группы принадлежат к тайско-кадайскому и мон-хмерскому языковому семейству. Тай-Кадай является важнейшей этно-лингвистической группой во всей юго-восточной Азии. 72 миллиона человек говорят на языке этой группы, начиная с долины реки Брахмапутра в Индии, заканчивая островом Хайнань в Китае. Языковая карта южного Китая, северо-востока Индии и юго-востока Азии ясно показывает, что предполагаемые зоны расселения тайского народа. В одно время было два пути движение к тому, чем сейчас является Таиланд. Сейчас население сконцентрировано именно на этих территориях. Долина реки Меконг между Таиландом и Лаосом была как раз такой промежуточной зоной, как и речные долины вдоль рек Нан, Пинг, Кок, Йом и Ванг на севере Таиланда, а также различные речные долины в Лаосе и федеральный округ Мьянмы Шан.

Хакка

Самые необычные в Китае дома-тулоу народности хакка - большие, круглые, в 3-4 этажа, строились как оборонительные сооружения вроде замков. В одном доме живут только члены одного рода - десятки семей, сотни человек. Толщина стен 2,5 метра, высота 18 метров. Бойницы, единственная дверь, покрытая сталью... Появились подобные дом ещё в Х-ХII веках, когда на хакка стали нападать кочевники севера Китая. Строили их из гранита, кирпича, иногда в смеси глины, песка и извести. Почему их строили столько сотен лет? Почему они так закрыты от внешнего мира, ведь давно уже не тревожат хакка северные кочевники? Дело было так: сначала хакка были пришельцами на этой земле, им достались неплодородные земли предгорьев Уишань, да и за те надо было бороться. А потом хакка стали теснить другие племена. Император был далеко, свои проблемы надо было решать самим. Хакки нашли выход - сплотились семьями. Конфуцианство вообще обожествляло семейные связи, сыновнюю почтительность.