Население
в странах Азии > Народы
Народы стран Азии
Примерно в 1750 году было бы относительно легко описать численность населения
и этническое распределение народов Азии. Вся северная Евразия была довольно
слабо заселена разнообразными палеосибирскими, тунгусскими и тюркскими народами,
которые, как и в древности, занимались охотой, собирательством, рыбной ловлей
или скотоводством. У некоторых групп, таких как ненцы, саха и чукчи, была несколько
отличающаяся экономика, сосредоточенная на одном виде деятельности или на видах
деятельности, которые менялись в зависимости от сезона.
Центральная Азия, Тибет и Монголия образовали смешанную зону, в которой доминировали
кочевые скотоводы: буряты, монголы и киргизы, в то время как нижние плато и
речные долины были усеяны сельскохозяйственными районами, населёнными таджиками,
уйгурами, узбеками и другими группами. Аналогичная картина преобладала в Юго-Западной
Азии, которая в то время была населена иранскими, арабскими и тюркскими народами
с рассеянными этническими меньшинствами. Население было сосредоточено вокруг
пригодных для обработки земель, водных ресурсов или травянистых пастбищ.
Южная и Восточная Азия демонстрировали более сложный состав населения. Самые
крупные компоненты состояли из высокоцивилизованного населения низменностей,
издавна осевшего на своей земле и занимавшегося оседлым сельским хозяйством
и ремесленным производством. Рыночные посёлки были разбросаны по сельской местности,
а множество маленьких портовых городков усеяло морские побережья. Плотность
населения была самой высокой в низменностях с наилучшими сельскохозяйственными
условиями, которые также были заселены дольше всего, таких как Северо-Китайская
равнина, долина реки Янцзы (Чанцзян), южная Япония, прибрежный Вьетнам, низменности
Явы и долины рек Ганг (Ganga) и Инд.
Более мелкие компоненты включали разнообразные этнические группы, рассеянные
во влажных дельтовых низменностях, таких как реки Ганг, Иравади, Чаопрайя и
Меконг; центральную равнину острова Лусон на Филиппинах; северную Суматру и
Малайский полуостров. Группы также были разбросаны по большей части холмистой
и низкогорной местности. Их быт сочетал охоту и собирательство с оседлым или
сменным земледелием (возделыванием новых земель для каждой последующей культуры).
Как правило, в этих менее густонаселённых районах небольшое население было рассеяно
по деревенским поселениям, которые поддерживались за счёт натурального хозяйства;
существовало ограниченное кустарное производство, а торговля ограничивалась
второстепенными товарами. Наги на северо-востоке Индии, высокогорные карены
в Мьянме и хмонги (также известные как мяо) в Лаосе являются примерами такого
образа жизни.
К 20 веку в Азии произошли большие изменения как в этнических структурах, так
и в связанном с ними образе жизни. Многие небольшие народы столкнулись с проблемами
своей автономии, поскольку распространение национальных государств и экономический
обмен по всему континенту объединили их в более крупные социальные, политические
и экономические единицы. К середине 20-го века Советский Союз и Китай расширили
свой экономический и политический контроль над Сибирью и Центральной Азией,
бывшие колониальные земли Южной Азии обрели независимую государственность, а
составные территории старой Османской империи были преобразованы в современные
страны Юго-Западной Азии. Многие из сотен малых народов были поглощены населением
национальных государств, многие старые языки пришли в упадок, а многие ранее
отличительные уклады жизни сохранились лишь в виде пережитков или искусственно
сохранённых обществ.
Политическое и экономическое господство почти во всех новых или расширенных
национальных государствах находилось в руках одной или нескольких этнических
групп страны. В бывшем Советском Союзе и современной России этнические русские
были доминирующей группой. В Китае ханьцы (этнические китайцы) занимают большинство
властных постов. В Индонезии яванцы доминируют в политической жизни, в то время
как власть в других странах Юго-Восточной Азии, как правило, остаётся за низменными
народами, такими как вьетнамцы во Вьетнаме и бирманцы в Мьянме; в этих районах
высокогорные племенные народы, такие как хмонги (во Вьетнаме) или шаны (в Мьянме),
часто сталкиваются с неблагоприятными условиями.
Экспансия доминирующих этнических групп неуклонно ограничивала территорию,
доступную для старых, более простых обществ; и современные экономические модели
в значительной степени заменили прежние практики. Все ещё возможно идентифицировать
регион, в котором юкагиры ранее жили как отдельная культурная группа в Восточной
Сибири, но - для нескольких сотен оставшихся юкагиров - политическая абсорбция,
аккультурация и внутренний социальный распад сделали классическое описание группы
в значительной степени историческим. Многие бывшие каракалпаки, занимавшиеся
верховой ездой, проживанием в палатках и выпасом овец, теперь водят тракторы
на зерновых фермах, созданных Советами, живут в постоянных деревнях и публично
говорят по-русски. Некоторые мужчины из горного района Чота-Нагпур на востоке
Индии, которые раньше занимались охотой и занимались сменным земледелием, теперь
работают на сталелитейных заводах Джамшедпура. К концу 20-го века оставшиеся
айны - коренной народ северной Японии, в основном были собраны в "культурные
деревни", где их традиционная резьба по дереву и танцы медведей привлекали поток
туристов из других частей Японии. Однако с тех пор айны активно занимаются культурным
возрождением. Воинственные кампании арабов распространили ислам и арабские
политические структуры за пределы Аравии на запад, в Африку и Испанию, на север
через Левант в Анатолию и на восток в Центральную Азию, Персию, Индию и Малайский
архипелаг. Начиная с 7-го века нашей эры и продолжаясь до 16-го века, эти усилия
привели к значительной миграции арабов в Юго-Западную Азию.
В период европейского империализма проникновение русских в
Северную и Центральную Азию, а западноевропейцев - на океанические окраины Южной
и Восточной Азии привело эти народы во все части Евразийского континента. Расширение
торговли после прибытия европейцев придало дополнительный импульс существовавшему
ранее потоку миграции из прибрежного Китая в Юго-Восточную Азию.
Британцы также поощряли миграцию с Индийского субконтинента
в Малайзию и Сингапур. Начиная с 17-го века в результате смешения народов сформировались
новые этнические идентичности, включая англо-индийцев Индии и бюргеров Шри-Ланки.
Смешанные браки между мужчинами-иммигрантами из Китая и местными женщинами привели
к появлению многих людей смешанного происхождения в Индонезии, Малайзии, Таиланде
и на Филиппинах.
Прибытие американских солдат европейского и афроамериканского
происхождения в Восточную и Юго-Восточную Азию во время и после Второй мировой
войны еще больше усложнило этническую мозаику в Китае, Южной Корее, Японии,
Вьетнаме и на Филиппинах. Современное смешение народов когда-то считалось новым
явлением, но все чаще рассматривается как продолжение исторических моделей миграции
и культурного распространения.
Старые центры торговли, оазисы и несколько старинных городов Южной Сибири
и республик Центральной Азии превратились в современные промышленные центры;
эти места были связаны с современными транспортными системами, по которым сырье
и готовая продукция доставляются в европейские регионы. Большинство новых городов
были заселены в основном русскими, в то время как азиатские народы остались
в основном в сельской местности.
Модернизация Юго-Западной Азии — благодаря возрождению Турции и влиянию добычи
нефти на Аравийском полуострове, в Ираке и Иране - изменила многие старые модели
этнических народов в этих регионах. Дальнейшее изменение исторической модели
произошло в 1948 году с созданием государства Израиль, в которое мигрировало
большое количество евреев из Северной Африки, Ближнего Востока, Европы и Северной
Америки. Более двух пятых всех азиатов живут в городах и посёлках в их окрестностях,
и растущая урбанизация усиливает региональные контрасты в плотности населения.
Бедуины — это традиционные кочевые обитатели Аравийской и Египетской пустынь,
проживающие в палатках и шатрах. Племенная культура отражена в высказывании:
«Мой брат и я — против моего кузена. Мой кузен и я — против всего мира».
Группы исторически формировались вокруг главы рода. Во времена борьбы или в
случаях особой потребности группы объединялись и выступали как одно племя. Бедуины
Аравии были первыми новообращёнными в Ислам и в 7 столетии распространяли его
по всей Северной Африке до Испании. Бедуинский народ исторически принадлежит
к словесному искусству, поэтому их история сохранена в историях и поэмах. Из-за
этого для посторонних очень сложно получить абсолютно исчерпывающую версию их
истории. Бедуины наследуют отличительные черты от конфедерации семей, у которых
есть общие интересы, а не общее происхождение. Это значит, что изначально аравийские
народы с течением времени обнаруживают общие черты с местными кочевыми племенами
Египта.
Племя даяков - коренная народность Калимантана. Чтобы воочию увидеть даякские
традиционные дома, загляните в Танджунг Ису. Мандау или мачете
- название традиционного оружия даяков, мастера по изготовлению мандау живут
в местечке Нагар. Вы можете увидеть пёструю жизнь даков на на фестивале
Эрау (Erau), который проводится в Тенгаронге каждый сентябрь. Вас ждут танцевальные
и музыкальные представления, различные ритуалы и гонки на каноэ. Посетите устье
Куин на реке Барито (Barito), в г. Банджармасин, чтобы увидеть уникальный плавучий
рынок. Чтобы подняться вверх по реке Вы можете воспользоваться речным трамвайчиком
«клоток» (klotok) или для дальнего путешествия взять быстроходный катер.
Разделившие судьбу с шиитами курды проживают преимущественно в Северном Ираке.
Они образуют четвёртую по численности группу населения на Ближнем Востоке после
арабов, турок и персов. Они известны своим искусством ковроткачества и высоким
уровнем образования. Курдские женщины пользуются значительно большими общественными
свободами, чем женщины в других передне-азиатских обществах. В результате гражданской
войны, не прекращавшейся нескольких лет, правительство в Багдаде в 1970 г. гарантировало
курдам право на автономию. Однако обещание не было выполнено и столкновения
вспыхнули с новой силой.
Ненцы - «ненэй нэнэц» - настоящий человек. Это народ самодийской ветви уральской
языковой семьи, который представлен тремя основными группами - европейской,
енисейской и западносибирской. Западносибирская группа ненцев делится на ямальскую,
гыданскую, надымскую и самбургскую этнотерриториальные группы. Родина ненецких
оленеводов - бескрайняя ямальская тундра. Она, как оленья шкура, «от моря до
моря лежит - то рыжей, то белой, то зелёной становится....» Как говорят сами
ненцы, тундра - но дикая неповторимая красота, где все настоящее и живое, а
себя они называют детьми Оленя. Ямал уже давно имеет статус центра мирового
оленеводства, на его землях выпасается самое многочисленное в России и в мире
поголовье оленей, которое насчитывает около 700 тыс. голов. Ямальские тундровики
с большой гордостью говорят об олене, он для них - священное животное, транспорт,
жилье, еда, одежда, обувь. Ненцам необходимы нетронутые пастбища для выпаса
оленей. Для оленеводов найти ягельное место и есть счастье, без оленя в ямальской
тундре им не выжить. Кочевники преклоняются перед оленями, учат уважать и почитать
своих детей с самого рождения оленя - кормильца.
Праздник переселения на Запад у сиботян также называется «День 18 числа 4 месяца».
Это главный Сибо, он посвящён переселению этого народа в Синьцзян. В этот день
сиботяне устраивают пляски, поют песни, соревнуются в стрельбе из лука, устраивают
различные праздничные забавы, прославляют историю своего народа.
Большинство необъединённых зон Австрало-тайского влияния распространяются
по всему юго-востоку Азии, включая острова Индонезии и юго-запад Китая. В Таиланде
эти австрало-тайские группы принадлежат к тайско-кадайскому и мон-хмерскому
языковому семейству. Тай-Кадай является важнейшей этно-лингвистической группой
во всей юго-восточной Азии. 72 миллиона человек говорят на языке этой группы,
начиная с долины реки Брахмапутра в Индии, заканчивая островом Хайнань в Китае.
Языковая карта южного Китая, северо-востока Индии и юго-востока Азии ясно показывает,
что предполагаемые зоны расселения тайского народа. В одно время было два пути
движение к тому, чем сейчас является Таиланд. Сейчас население сконцентрировано
именно на этих территориях. Долина реки Меконг между Таиландом и Лаосом была
как раз такой промежуточной зоной, как и речные долины вдоль рек Нан, Пинг,
Кок, Йом и Ванг на севере Таиланда, а также различные речные долины в Лаосе
и федеральный округ Мьянмы Шан.
Самые необычные в Китае дома-тулоу народности хакка - большие, круглые, в
3-4 этажа, строились как оборонительные сооружения вроде замков. В одном доме
живут только члены одного рода - десятки семей, сотни человек. Толщина стен
2,5 метра, высота 18 метров. Бойницы, единственная дверь, покрытая сталью...
Появились подобные дом ещё в Х-ХII веках, когда на хакка стали нападать кочевники
севера Китая. Строили их из гранита, кирпича, иногда в смеси глины, песка и
извести. Почему их строили столько сотен лет? Почему они так закрыты от внешнего
мира, ведь давно уже не тревожат хакка северные кочевники? Дело было так: сначала
хакка были пришельцами на этой земле, им достались неплодородные земли предгорьев
Уишань, да и за те надо было бороться. А потом хакка стали теснить другие племена.
Император был далеко, свои проблемы надо было решать самим. Хакки нашли выход
- сплотились семьями. Конфуцианство вообще обожествляло семейные связи, сыновнюю
почтительность.
|