Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Культура Древнего Рима

Древний Рим > Культура Древнего Рима

Культура Древнего Рима

К V—IV векам до н. э. относится зарождение римской литературы, сложившейся под влиянием эпической поэзии, примитивной лирики и драмы эллинов. Характерной чертой произведений римских писателей того периода было использование, наряду с образцами местного народного творчества, военных греческих сюжетов.

В истоках римской драмы лежат шуточные куплеты непристойного содержания (фесценнины), которые любили распевать крестьяне во время праздников, посвященных окончанию жатвы и сбора винограда.

По словам Тита Ливия, в начале IV века до н. э. на улицах Рима стали появляться этрусские танцоры, их римские подражатели умело соединили танец с монологом.

Такие представления имели большой успех. Развитие этого вида искусства привело к возникновению «правильной» драмы по примеру греческого античного театра. К памятникам письменного творчества относятся надгробные эпитафии (элогии), написанные малопонятным древним языком. Несколько элогий сохранилось на стенах гробницы Сципионов, заложенной еще в III веке до н. э. Одним из первых римских стихотворцев считается Аппий Клавдий тщеславный цензор литературно обрабатывал и выпускал в свет свои речи.

Культура Рима в I-II веках

Так же как политика и экономика, культура Римской империи в период I—II веков претерпела значительные изменения, вылившиеся в создание единой эллинистическо-римской культуры, первоначально получившей распространение в провинциях и, как следствие, вобравшей в себя некоторые черты провинциальных культур.

Что касается памятников архитектуры, то самыми выдающимися принято считать мост через Дунай и форум, построенные в эпоху правления Траяна, Триумфальную арку Тита и мавзолей Адриана.

Нужно отметить, что популяризация городской жизни способствовала развитию архитектуры и скульптуры. В результате появились многочисленные статуи императоров и некоторых представителей их ближайшего окружения. Причем правители не ограничивались только заказом собственных монументов; стараясь увековечить время своего правления, они стремились построить как можно больше грандиозных сооружений.

Рассматривая культурное наследие империи II века, нельзя не заметить, что влияние западных провинций резко снизилось. В литературе появилась тенденция к осмеянию видных современников («Сатирикон» Петрония, «Истории» и «Анналы» Тацита и др.).

В вышеназванных произведениях Тацита даны едкие характеристики Домициану и ближайшим преемникам Августа, однако автор не забыл отметить и компромисс между свободой и монархией, якобы проявившийся при правлении Нервы и Траяна.

В сочинениях о германцах представлены размышления об ушедшей «простоте нравов» и нападки на испорченных развратом и корыстолюбием современников. Именно в этих пороках, захлестнувших римское общество, Тацит видит причину краха республики и уничтожения сената, сделавшего свой выбор в пользу материальных благ и отрицающего свободу и честь как нечто отжившее.

Другим не менее ярким выразителем духа современной действительности и обличителем бытующих нравов был сатирик Ювенал, современник Домициана и первых представителей династии Антонинов. Его сатиры проникнуты откровенным негодованием и касаются всего общества: императора и его ближайшего окружения, увлеченного борьбой за власть; тщеславных богатеев; развратных женщин; обленившегося народа, которому ничего не нужно, кроме «хлеба и зрелищ»; разбогатевших вольноотпущенников, жрецов-шарлатанов из восточных провинций; дерзких рабов из богатых домов; вездесущих греческих философов и т. д.

Описывая современные ему пороки, Ювенал противопоставляет жизнь Рима эпохи I—II веков простым нравам тихих провинциальных городов Италии того же времени. В некотором смысле к Ювеналу близок испанский сатирик Марциал (40-104 годы).

Однако, несмотря на обилие острых эпигмм, последний был более сдержан. Потоу и пороки современников у него высмеиваются лишь острой шуткой, в то время как у Ювенала они подвергаются яростному обличению.

Ближе к середине II века наблюдается упадок политической жизни страны и повышение интереса к отдельной личности, что неизбежно привело к развитию биографического жанра, впервые появившегося еще в эпоху эллинизма.

В период существования империи наиболее яркими представителями этого жанра были Плутарх и Светоний (секретарь императора Адриана). Перу последнего принадлежат биографии 12 первых Юнона Соспита цезарей, а также жизнеописания многих поэтов и ораторов. При этом оба автора делают особый упор на моральный облик своих героев, сдабривая их биографии характерными эпизодами из жизни, не лишенными юмористического начала.

Наряду с художественными сочинениями, в I—II веках были написаны серьезные труды по математике, астрономии и географии.

Общий характер культуры в III веке

Культурная жизнь Римской империи в III веке переживала кризис. Истории не известны сколько-нибудь значительные произведения искусства или литературы, создан ные в тот период. Единственной развивающейся отраслью науки было римское право.

Система юриспруденции отличалась «непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношении простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство и т. д.)».

Философию и религию III века характеризуют пессимистические настроения, вызванные тяжелым положением на родных масс, непрерывными войнами и углублением соци альных противоречий. Господствующим направлением философии становится идеализм. Римские философы развивают идеи о потусторонней жизни, о Боге, грехе и искуплении верой, отрицают возможность познания мира человеком.

Правительство империи, стремясь остановить распространение скептических настроений, пыталось внедрить оптимистическую идею возрождения золотого века. «Мы видим золотой век» — гласили надписи на медалях. Причем императоры требовали от народа признания своего правления золотым веком тем настойчивее, чем тяжелее становилась жизнь.

Обострение социальных противоречий и ухудшение условий жизни заставляли искать утешение в религии.

В литературе получает развитие жанр религиозно-философского романа. Характерным для того времени произведением является роман Апулея «Метаморфозы». Написанный в духе оптимизма роман утверждает могущество и торжество религии: главного героя, Луция, превратившегося в осла, освобождает богиня Исида, явившаяся ему во сне.

Влиятельная аристократия воспевала культ идеальных правителей, Антонинов, способных установить мир без войн, а также культ солнца. Солнце представлялось верховным божеством, покровительствующим правящему императору.

Среди городской интеллигенции наибольшее распространение получили близкие манихейству эзотерические идеи гностицизма. Сторонники этого направления заявляли об истинном знании Бога и тайн мироздания.

Все эти религиозно-философские направления объединялись общим пессимистическим настроем и скептическим взглядом на судьбу человечества, уверенностью в невозможности переустройства греховного материального мира.