Языческие святилища
Учёные так и не пришли к единому мнению о назначении дольменов. Скорей
всего, это не погребальные камеры в изначальной идее постройки мегалитов
- те человеческие останки, которые были найдены в дольменах, появились
там намного позже дольменной культуры: далёкие потомки строителей дольменов
хоронили в них знатных людей. Скорей всего, дольмены были языческими святилищами
или имели отношение к наблюдению за звёздами и солнцем. |
У каждого неравнодушного человека, который впервые сталкивается с Окуневские
стелами, которые являются частями языческих святилищ кочевников, после
первых впечатлений от загадочных взглядов личин, возникает масса вопросов
- когда и зачем они были созданы, как разобраться в таком разнообразии
изображений, и какой смысл в них вложен. Конечно, на сегодняшний день
учёным об этих изваяниях известно далеко не всё, но на многое современная
наука уже сейчас может дать ответ, ведь история изучения этих стел и изваяний
насчитывает уже более 280 лет. |
Петроглифы - первый известный вид искусства, которым занялся человек.
Наскальные изображения вызывают обширный интерес среди исследователей
в областях археологии, истории и культуры. В течение тысячелетий местные
жители оставляли на скалах, плитах оград, курганов и стел свидетельства
кочевой жизни. Первые рисунки появились около 4,5-5 тысяч лет назад. Среди
них - фигуры людей и богов, иногда имеющих и некоторые звериные черты.
Также изображали волов, быков, лосей и лошадей и других местных животных,
а в прибрежных районах (Карелия, Норвегия, Швеция) - сцены охоты на китов
и белух, а также рыбной ловли. |
Святилище Реком расположено в Алагирском районе Северной Осетии–Алании
на левом берегу реки
Цейдон на высоте 1950 над уровнем моря. Оно было создано в конце 14-го
века и вляется центром скифского (неоязыческого) язычества. Одно из трех
древнейших святилищ, лучший памятник деревянного зодчества Осетии. Реком
- покровитель воинов и путников (мужчин). Аланы-воины, благословлённые
в Реком, уходили в военные походы и возвращались к святилищу с честью
и ратной славой. Реком отличается от других сакральных мест Осетии. Святилище
построено не из камней, а из брёвен без использования гвоздей. |
На Соловках существуют уникальные языческие святилища, которые называются
капища. С одним из святилищ можно познакомиться рядом с Рабочеостровском,
не отправляясь на острова
Соловецкого архипелага. Три других капища расположены на островах
Анзер, Большом
Заяцком и Большом
Соловецком. Наиболее доступно для туристов древнее святилище, расположенное
на мысе Лабиринтов. Ранее он назывался мысом Кострище. На мысе сохранился
каменный лабиринт, которой в годы СЛОНа был практически полностью разрушен.
Однако, благодаря сохранившимся чертежам в 1978 году капище удалось полностью
восстановить. |
На территории России расположены тысячи различных языческих
святилищ разных народов и разных времён. Это не только языческие капища славян,
но и курганы степных народов (в частности, курганы Алтая и Хакасии), наскальные
рисунки в Карелии, Сибири и Горном Алтае (конечно, петроглифы в полной мере
сложно отнести именно к языческим святилищам, но всё же ученые считают, что
рядом с наскальными рисунками проводились определенные ритуалы - например, на
удачную охоту), дольмены Кавказа, действующие языческие святилища в Северной
Осетии, в которых, кстати, молятся до сих пор, совмещая таким образом христианство
и веру аланских предков.
Славяне-язычники возводили крытые языческие святилища начиная с 8 века нашей
эры. Помимо храмов, у славян были языческие капища под открытым небом: дворы
с изображениями языческих богов (в Киеве и Перыни - урочище близ Новгорода),
священные рощи (Прованская роща), священные горы (гора Слеза в Польше), священные
ручьи (источник Гломац).
Славянские языческие святилища образовывали определенную иерархию. Главные
святилища имели более высокий статус, чем обычные капища. Это могли быть как
храмы, так и святилища под открытым небом. В главных святилищах (по крайней
мере, в Полабии и Померании) служили оракулы, которые использовали лошадей и
бросали жребий для предсказаний; к их советам обращались в важных вопросах,
касающихся целых общин.
В главных святилищах совершались важные жертвоприношения языческим богам, включая
человеческие, проводились языческие церемонии и собрания старейшин.
В Полабии (славянском регионе на берегах реки Лабы; после завоевания региона
немцами и вытеснения славян реку назвали Эльбой) в главных языческих святилищах
были сокровищницы, принадлежавшие богам, которые исполняли роль казны общин.
Священники собирали причитающуюся богам долю добычи, дань или даже обычный подушный
налог.
Крытые храмы были связаны с человеческим жильём. Все языческие святилища славян
были расположены в городах, крепостях или крупных городищах и составляли их
неотъемлемую часть. Святилища под открытым небом, с другой стороны, обычно располагались
на некотором расстоянии от населённых пунктов.
Главные святилища часто располагались у воды или на холмах. В их планах присутствуют
квадратная архитектура (храмы) и круглая (например, лабиринты).
Богатая иконография барельефов идола Святовида из Збруча, а также упоминания
о культовом скульптуре из пня Свентовита из Волина доказывают, что в славянских
святилищах была представлена идея оси мира. В их формах славяне пытались отразить
образ мира, присутствующий в их языческой мифологии.
Священные деревья
Культ священного дерева был широко распространён. В мифах тюркоязычных народов
три сферы Вселенной связывает мировое древо, на ветвях которого находятся зародыши
душ. Культ почитания священных деревьев сохранился до сих пор у народов Центральной
и Северной Азии. Как правило, это деревья примечательные своей формой или местом
расположения.
Культ священного дерева был широко распространён. В мифах тюркоязычных народов
три сферы Вселенной связывает мировое древо, на ветвях которого находятся зародыши
душ. Культ почитания священных деревьев сохранился до сих пор у народов Центральной
и Северной Азии. Как правило, это деревья примечательные своей формой или местом
расположения.
|