На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

 


Sunday, 09 November 2025
Туры в Тверь и Тверскую область
Туры в Тверь
Тверская область
Общая информация
Подбор пансионата
Бежецк
Весьегонск
Вышний Волочек
Городня
Калязин
Кашин
Кимры
Осташков
Ржев
Старица
Тверь
Торжок
Отдых
Верхневолжский
Коттеджи Селигера
Турбазы Селигера
Императорский путевой дворец

Тверь > Достопримечательности Твери > Императорский путевой дворец

Императорский путевой дворец в Твери

Среди других достопримечательностей исторического центра Твери особенно впечатляет императорский путевой дворец, расположенный на Соборной площади. Дворец, как и аналогичные в Торжке, Солнечногорске, близ современной станции метро Динамо в Москве и в других местах "императорского тракта", строились с целью предоставления комфортного отдыха царственным особам во время поездок между Санкт-Петербургом и Москвой.

Императорский дворец расположен за городским садом, между улицей Советской и Ставоложским мостом.

Своим рождением и расцветом в XVIII столетии Тверской императорский дворец обязан Екатерине Великой, распорядившейся о восстановлении города после пожара 23 мая 1763 года. Строительство его было начато в 1764 году и продолжалось два года. Работы по перестройке архиерейского дома для «внезапного Высочайшего присутствия» были поручены московскому архитектору П. Р. Никитину. Императрица впервые прибыла во Дворец в феврале 1767 года, направляясь в Москву, и дала обед в большом двусветном зале.

Начиная с момента своего создания, Императорский путевой Дворец гостеприимно раскрывал свои двери известнейшим личностям российской истории. Наиболее яркий период в истории императорского путевого Дворца и города связан с пребыванием с 1809 по 1812 супругов Ольденбургских – Великой княгини и принца. В этот период во дворец стремились многие выдающиеся люди из Москвы и Санкт-Петербурга. В том же 1811 году во Дворце гостил великий русский художник Кипренский (1782-1836), создавший живописный портрет герцога Ольденбургского и графический портрет И. П. Вульфа (1741-1814), - владельца и устроителя усадьбы Берново, уездного предводителя дворянства.

В XIX столетии знаменитый архитектор Росси, выполняя заказ сестры императора Александра Первого - Екатерины Павловны, внёс небольшие коррективы в первоначальный архитектурный стиль здания. В ту пору дворец был поистине центром светской жизни. Сюда приезжали видные поэты и ученые, среди которых был Н.М. Карамзин, познакомивший императора Александра Первого со своей "Историей Государства Российского".

С именем императора Александра II связана первая реставрация обветшавшей резиденции в стиле Людовика XVI под руководством архитектора Резанова.

Резанов частично вернул ему первоначальный облик, убрав некоторые элементы, добавленные Росси. В советские годы памятник использовался в качестве административного здания - здесь проводились съезды.

На сегодняшний день дворец проведён в порядок, реставрационные работы полностью завершены. Внутренние помещения дворца занимает картинная галерея, где экспонируются полотна именитых авторов прошлого и талантливых современников. В дворце регулярно проходят тематические экскурсии, выставки, культурные вечера и прочее. Изюминкой дворцового комплекса является сад, который можно посетить дополнительно к картинной галерее, расположенной внутри дворца.

    Словно феникс

Изменения, произошедшие во дворце после завершившейся современной реконструкции, впечатляют. Современным мастерам удалось в точности восстановить все дворцовые залы, вернуть первоначальный вид покоям, лестницам и вестибюлю. Даже барельефы, люстры и зеркала являются точными копиями тех, что были во дворце во времена визитов императорских особ.

Прогуливаясь по дворцу, сложно поверить, что буквально несколько лет назад это было унылое здание, ни одной своей деталью не напоминающее о былом величии. Но о том, как сильно был запущен дворец, гостям напомнят фотографии на первом этаже, размещённые в хронологической последовательности и отражающие этапы реконструкции.

Вестибюль

Вестибюль императорского путевого дворца в источниках XVIII-XIX веков часто именовался "парадными сенями". Он открывал череду помещений здания, выполнявших представительские функции.

По замыслу первого архитектора дворца П.Р. Никитина парадные сени имели квадратную в плане форму. От сада помещение было отделено небольшим коридором, что сказывалось на его освещении. Потолок поддерживали четыре деревянных столба, которые также как и симметрично им расположенные на стенах пилястры были украшены лепными барочными картушами.

В ходе реконструкции путевого дворца в 1809 году К.И. Росси "раскрыл" парадный вестибюль. Он заменил стену коридора двумя дополнительными столбами, связав тем самым курдонер с дворцовым садом и наполнив помещение естественным светом. Плоскости стен вестибюля оживляла роспись в виде филенок.

Парадная лестница

Трёхмаршевая конструкция парадной лестницы путевого дворца была выполнена из дуба и декорирована "резною работою из липового дерева". Стены помещения лестницы не имели никаких членений и были, по-видимому, просто окрашенными. Освещалось помещение подвесным фонарём.

В ходе реконструкции лестничный объём парадной лестницы завершался "световым фонарем", представляющим собой купол со стеклянным сводом. Нижняя часть этого купола была расписана "розетами в кессонах". Характер декора стен верхнего и нижнего ярусов был различным - первый был "раскрыт филенками", а второй - расписан под мрамор.

Фарфоровый зал

В фарфоровых кабинетах - привычных для императорских дворцов и усадеб XVIII-XIX веков - на консолях, в горках, шкафах, на каминных полках и столах располагались "фарфоровые безделицы" - всевозможные вазы, ароматницы, лампы, сервизы, каппо, табакерки, декоративные скульптуры ("куклы"). Владельцами фарфоровых коллекций были многие европейские монархи, среди которых можно назвать курфюста Саксонии Августа II Сильного, короля Великобритании Георга III, королеву Франции Марию-Антуанетту.

Фарфор был предметом коллекционирования и для представителей российского Императорского дома - Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I. Блестящими собраниями изделий из этого материала владели семьи графов Строганов князей Юсуповых, знаменитого художника-ювелира Карла Фаберже многих других.

Домовая церковь

При перестройке императорского дворца в 1809 году иконостас в домовой церкви по рисунку К.И. Росси изготовил резного дела мастер И. Базетти. Декоративную роспись церкви выполнял М. Андреев. 14 образов исполнил живописец Д. Скотти. В куполе он же написал "Взятие на небо Божьей Матери", в парусах - четырёх евангелистов, а на стенах - 8 ангелов. В 1879 году во дворец был доставлен иконостас Аничкова дворца, выполненный, возможно, по чертежам архитектора К.И. Росси.

Гербовый зал

Протяжённое помещение, занимающее пространство от дверей в Белый зал до торца императорского дворца сейчас называется Гербовым залом. В торцовой стене устроено трёхчастное "венецианское" окно с видом на дворцовый плац. Столовая в гербовом зале предназначалась для званых трапез, приуроченных к придворным праздникам или визитам высоких гостей "малого" двора.

Голубая гостиная

В 18 веке Голубая гостиная использовалась для дежурных придворных кавалеров, которым служило одновременно "столовой комнатой", где для них накрывался гофмаршальский стол.

После перехода императорского путевого дворца в Удельное ведомство (он был выкуплен Александром I у уехавшей заграницу сестры в 1816 году), гостиная играла роль одной из приёмных императора, а при приездах в узком кругу могла использоваться как столовая. Атмосферу этих визитов иллюстрирует запись о посещении дворца 8-летним цесаревичем Александром Николаевичем с сёстрами Марией и Ольгой 17 июля 1826 года. Обеденный стол царских детей находился у открытых окон Голубой гостиной, под которыми "в саду играла духовая музыка Невского мушкетёрского полка".

Опочивальня императрицы

В зале экспонируются и работы крупнейших мастеров как демократического, так и академического направлений, - Н.Н. Дубовского, А.А. Кисёлева, Л.Ф. Лагорио, Р.Г. Судковского.

Интерьер зала украшают кресла конца XVIII - начала XIX века, фаянсовые часы, богато декорированные росписью, цветными глазурями, позолотой и рельефами, изготовленные мастерами фабрики М.С. Кузнецова в Тверской губернии в 1880-е годы, а также созданная там же декоративная скульптура "Медведь" по модели известного русского скульптора Н.И. Либериха. На камине - бронзовая статуэтка "Собака и заяц".

Медальерный зал

В этом зале Императорского дворца располагается экспозиция "Медальерный кабинет" или мюнцкабинет (нем. Munzkabinett от Munze - "монета"), в котором хранятся раритеты дворцовой коллекции. В витринах зала экспонируются медали "Поход Олега в Грецию", "Наречение Олега Премудрым", "Союз брачный Игоря с Ольгою", "Приход послов новгородских к варягам", "Брак Рюрика с Ефандою, княжною Урманской" и др. Эти экспонаты демонстрируют виртуозную работу художников- медальеров, блистательно передавших сюжеты с мельчайшими деталями пейзажей, интерьеров, костюмов.

Дворцовая библиотека

Книжное собрание или дворцовая библиотека, под которое обязательно выделялось особое помещение, - неотъемлемая часть жизни российских самодержцев, членов их семей и представителей просвещённого дворянства.

В тщательно продуманном интерьере, который был призван усилить эстетическое восприятие процесса чтения, присутствовали не только книжные шкафы, но и всевозможные виды шкафчиков и столов: давенпорт, бюро, канторка, секретер… всё это предназначалось как для хранения книг и бумаг, так и для демонстрации великолепно изданных альбомов, гравюр и семейных документов. Интерьеры библиотек, где хранились коллекции самых разных по своему содержанию книг. Иоганн Готлиб Буле (1763-1821) - личный библиотекарь княгини Ольденбурской, которого император Наполеон Бонапарт считал своим личным врагом, - предложил использовать в дворцовых библиотеках систему шифров и каталогов.

 
Чат с менеджером

Туры в Тверь и Тверскую область Отдых в санаториях, турбазах и пансионатах Тверской области
Туры в Тверь Подбор пансионата

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам
Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram