Татарстан > Города
Татарстана > Елабуга
Елабуга
Тысячелетние города России - это не только республиканские столицы, краевые
или областные центры. В России можно встретить и небольшие города, ведущие историю
со времён образования государства российского. Елабуга является одним из таких
городков: здесь до сих пор сохранились памятники, относящиеся к древней эпохе.
Кроме тысячелетнего городища, Елабуга привлекает туристами памятниками архитектуры
XVIII-XIX веков, необычными музеями, купеческими особняками и живописной природой.
Один только вид на слияние рек Тойма и Кама с высокого берега Чёртова Городища
способен украсить коллекцию фотографий или нарисованных полотен любого профессионала.
Особенно красива пойма реки весной, когда вода разливается, и течение рек украшается
видом возникших островков.
Поселение на месте современного города было основано в 1007 году, но первое
упоминание Елабуги найден в документах XVII века. В настоящее время город, расположенный
в окружении густых лесов на площади в 41 км2, населяют 73,3 тысяч человек.
Древний город, а точнее городище, появилось на этом месте благодаря удобной
переправе через Каму. Археологи обнаружили здесь следы присутствия азиатских
и европейских купцов, на основании чего сделали вывод о прохождении через Елабугу
важного торгового пути. О высокой стратегической и торговой значимости древнего
городища можно судить по хорошо сохранившемуся памятнику "Чёртово городище".
Город Елабуга располагается на левом берегу реки
Камы. Кама - "самый крупный приток Волги"; её протяжённость в пределах Татарстана
составляет 380 км. С давних времён камскими водами пользовались как доступной
дорогой на восток к Уралу, за его вершины - в Сибирь. В Елабужском районе встречаются
все важнейшие типы лесов, образованные хвойными и лиственными породами. Растительный
покров Елабужского бора включает таёжные, широколиственные и лесостепные виды,
поскольку бор располагается на южной границе тайги и лесистой зоны.
Купец - это деловая элита Российской империи; уверенно стоящий на ногах промышленник,
банкир, владелец заводов, фабрик, пароходов и железных дорог. До начала XIX
века и по 1917 год купечество увеличилось от 125 тысяч представителей мужского
пола до 230 тысяч. Развиваясь, наращивая торговые обороты и капиталы, к началу
XIX века купечество становится фундаментом финансовой, торговой и промышленной
мощи страны.
Далеко славились елабужские колокола, изготовленные на колокололитейных заводах
Шишкиных. В Елабуге на заводе помимо колоколов был налажен выпуск чугунного
и медного литья. Продукция поставлялась в Вятскую, Казанскую, Уфимскую, Пермскую,
Самарскую, Оренбургскую губернии и в город Читу Забайкальской области.
Как и везде в России, в Елабуге 1917 и 1918 годы стали трагическими. Солдаты
устали воевать в Первой Мировой, наступил голод. Это привело к Февральской и
Октябрьской революциям, в стране началась смена власти. В Елабуге этот процесс
протекал так же драматично, как и на территории всей Российской империи, население
которой разделилось на «красных» и «белых».
В 1985 году в Елабуге был дан старт всесоюзной ударной комсомольской стройке
- возведению производственного гиганта: камского тракторного завода. Специализация
елабужских заводов ХХ века: машиностроение; химическая и текстильная промышленность;
производство продуктов питания, оборудования для газодобывающей промышленности,
локальных канализационных систем, электроинструментов, современных стройматериалов,
полиграфии и бумаги.
Сегодня Елабуга — это современный город европейского уровня. Это уникальный,
динамично развивающийся современный промышленный центр республики Татарстан,
не утративший исторического и культурного наследия.
В 19-м веке развилась и культура в провинциальной Елабуге: проводились литературные
и музыкальные вечера, инсценировались любительские постановки, был и профессиональный
театр. На елабужской сцене ставились комедии и водевили с выразительными названиями:
«Капризница», «Простушка и воспитанная», «Польза заграничного лечения», «Крепость
взята». Исполняли здесь и более серьёзные произведения классической русской
и зарубежной литературы: Грибоедова, Гоголя, Чехова, Шиллера.
Летние гуляния с оркестровой музыкой и танцевальными вечерами устраивались
в Александровском
саду, который был разбит в 1856 году, в год коронации Александра II
Культурная жизнь города продолжалась в годы революции и гражданской войны.
На новый уровень выходит национальная культура, в Елабуге издаются газеты на
татарском и удмуртском языках, открывается татарский народный театр под руководством
будущего классика татарской драматургии Тази Гиззата. История и характер Елабуги определялась многовековым взаимодействием разных
культур, народов, их традиций. Член союза писателей, поэт, фольклорист, литературовед
Керим Решидов преподавал в Елабжском государственном педагогическом институте
более двадцати лет. В доме Решидовых на Тойминской улице частыми гостями были
композиторы Салих Сайдашев и Энвер Бакиров. К. Решидов поддерживал тесные связи
с деятелями литературы и культуры, дружил с драматургом Тази Гиззатом, поэтами
Мустаем Каримом и Хасаном Туфаном.
- Историко-археологический комплекс "Елабужское "Чёртово" городище"
- Александровский сад
- Шишкинские пруды
- Усадьба купцов Стахеееых
- Главное учебное здание Екатерининской женской прогимназии
- Здание торговой конторы И. Г. Стахеева
- Петропавловское кладбище. Могила M. И. Цветаевой
- Троицкое кладбище и церковь
- Кафедральный Спасский собор
- Казанско-Богородицкий женский монастырь
- Покровская церковь
- Никольская церковь
- Соборная мечеть "Джамиг"
- Мечеть "Ихлао
- Мечеть "Hyp"
- Мечеть "Аль-Кадыр"
- Музей истории города. Музей-театр "Трактир"
- Выставочный зал
"Чёртово городище" является визитной карточкой Елабуги. На территории древнего
поселения были обнаружены следы уникальной культуры, названной позднее Ананьевской.
Ещё одним уникальным объектом являются руины Белой мечети, архитектура которой
говорит о присутствии архитекторов из Туниса и
возможно Ирака. Ак мечеть является единственным
сооружением эпохи расцвета булгарского ханства, которое пережило монголов и
сохранилось в узнаваемом виде.
Впечатляет и количество каменных памятников гражданской архитектуры - купеческих
домов, построенных после пожара 1850 года. Сегодня несколько городских улиц
являются настоящими музеями под открытым небом. Кроме домов зажиточных горожан
после пожара строились старинные образовательные и муниципальные учреждения.
Кроме светской архитектуры и памятников древности, в городе сохранилось немало
церквей. Наиболее известные музеи Елабуги посвящённых - Марине Цветаевой
и Ивану Шишкину, который здесь родился.
Богатое историческое прошлое Елабуги привлекает не только любителей старинной
архитектуры, но и археологов. Раскопки Ананьевского могильника и работы в "Чёртовом
городище" позволили с уверенностью заявить, что Елабуга уже к 1010 году была
сформировавшимся поселением близким по типу к городу.
В период расцвета Булгарского государства Елабуга была важным духовным, транспортным
и торговым центром региона, здесь активно возводились оборонительные сооружения
и строились мечети, остатки некоторых домонгольских сооружений доступны сегодня
всем желающим. Когда Казань покорилась воинству Ивана
Грозного, в Елабуге началось строительство монастырей, а городище было отдано
церкви, и здесь была учреждена обитель иноков.
В более поздний период Елабуга развивалась как центр купечества и промышленности,
местные компании торговали хлебом и вели дела как с крупными российскими и зарубежными
городами. В годы ВОВ в город было эвакуировано несколько крупных предприятий,
что стало дополнительным стимулом к развитию в более поздний период.
Пешие экскурсии по Елабуге могут продолжаться очень долго (хотя, что интересно, городок небольшой) - ведь в ней
сохранилось бесчисленное множество объектов, увидеть которые должен каждый турист.
Интересны с экскурсионной точки зрения улицы Казанская, Набережная, Покровская,
Спасская - здесь сохранились, практически в идеальном состоянии особняки купцов,
церкви, ВУЗы и прочие здания, в которых располагались те или иные социальные
и административные образования.
Строительство города осуществлялась вокруг Спасского собора, освящённого в
1812 году и являющегося в настоящее время крупнейшим православным храмом города.
Храм знаменит шедеврами религиозной живописи, к созданию которых причастны такие
мастера как Осоки, Бруни и братья Верещагины.
Говоря о живописи, нельзя не упомянуть знаменитого пейзажиста Шишкина, который
родился, жил и работал в этом древнем городе, о чем может рассказать именной
музей художника, в котором выставлена часть его работ. И это лишь малая часть
тех красот и памятников, которые может увидеть каждый гость это прекрасного
и древнего города, расположенного в одном из красивейших уголков Республики
Татарстан.
Вместе с бронзовым Шишкиным мы стоим на улице со странным названием Набережная
и через прозрачный воздух смотрим на просторы Камы. И нам всем есть в Елабуге
место. И художнику Шишкину, и корнету Александрову, и слепому Пугачёву, и Марине
Цветаевой, и нефтяникам, добывающим нефть прямо из недр Национального парка,
и мне, и Вам, если Вы приедете в Елабугу. Золотые купола Елабуги
Всякий, кто приезжает в Елабугу, непременно замечает величественные храмы и
соборы, которые украшают старинные тихие улочки.
В конце улицы Большой Покровской расположена Покровская церковь (Церковь Покрова
Пресвятой Богородицы). Она является самым ранним памятником православной культовой
архитектуры Елабуги. Первая деревянная Покровская церковь была заложена во второй
половине XVI века, вскоре после основания села Трехсвятского по воле Ивана IV.
Рядом с церковью находится часовня (1799 г.) - одна из самых ранних сохранившихся
каменных построек Елабуги.
Одним из самых великолепных сооружений Елабуги является Кафедральный собор во
имя Спаса Нерукотворного Образа.
Исторические документы повествуют, что на месте собора существовала деревянная
церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, выстроенная в первой половине XVII
века. Название её связано с появлением в селе Трехсвятском незадолго до строительства
церкви иконы чудотворного образа Спаса Нерукотворного. Так была построена деревянная
церковь, а уже в начале XIX века на этом месте был выстроен величественный трёхпрестольной
храм во имя Спаса Нерукотворного Образа.
"Здесь проживали купеческие династии..."
Прогуливаясь по улицам старой части Елабуги, невозможно не обратить внимания
на деревянные двухэтажные купеческие дома, богато украшенные затейливой резьбой.
В своих руках они держали весь хлебный рынок Прикамья, вели многомиллионную
торговлю с Англией, Францией, Германией и Голландией. Не случайно одна из улиц
Елабуги названа именем Стахеевых, и едва ли не каждая улица в старой части города
имеет дом, принадлежавший знаменитой купеческой династии. Уже в начале улицы
Большой Покровской мы встречаем сразу два дома, принадлежащих братьям Дмитрию
и Ивану Стахеевым, торговавших на рынках Сибири мануфактурными и хлебно-бакалейными
товарами (дома №№ 5, 70).
Такой она и сохранилась до наших дней - купеческий уездный городок с золотыми
куполами храмов, только на улицах не слышно больше бойких выкриков купцов, расхваливающих
товар, да и место элегантных экипажей заняли современные средства передвижения.
|