Наблюдение за вулканами

Вулканы мира > Наблюдение за вулканами

Наблюдение за вулканами

При извержении вулканов может пострадать каждый десятый житель Земли. Сегодня примерно 60 лабораторий по всему свету ведут наблюдения за активностью 150 потенциально опасных вулканов, которые угрожают жизни более чем полумиллиарда жителей Земли.

За последние двести лет жертвами извержений уже стали триста тысяч человек, и эта цифра может увеличиться с ростом вулканической деятельности: только в прошлом году произошло около сорока крупных извержений - в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, Африке.

В России наиболее активны вулканы полуострова Камчатка - северного звена Курило-Камчатской островной цепи, где насчитывается около семидесяти действующих вулканов, или 12 процентов от их общего числа в мире. Изучение "горелых сопок" Камчатки ведётся уже около трёхсот лет. А с сентября 1935 года, когда была открыта Камчатская вулканологическая станция Академии наук СССР, там начались непрерывные наблюдения.

Одним из самых успешных примеров наблюдения за вулканами является лаборатории на острове Реюньон, которая следит за активностью вулкана Питон-де-ла-Фурнез.

Необходимость тщательного изучения вулкана стала очевидной, и идея Лакруа наконец осуществилась. Двадцать лет назад на равнине Де-Кафр в пятнадцати километрах от вершины "Печки" появились здания вулканологической лаборатории французского Института физики Земли. У вулкана установили целую батарею сейсмографов и приборов, фиксирующих смещения горных пород и поведение магмы. Исследования показали, что Фурнез отличается от своих собратьев на Антильских островах или в Индонезии: те расположены на границе тектонических плит; "Печка" же возникла прямо посреди плиты. Согласно теории "горячих точек" американского геофизика Джейсона Моргана, с некоторых участков земной мантии раскалённая магма поднимается, словно щупальца гигантского осьминога, и прожигает насквозь океанический или континентальный пласт. Фурнез и есть такой вулкан, образованный "горячей точкой".

Исследования шли в Бори - основном кратере вулкана. На глубине 2600 метров физик Пьер Блюм установил инклинометры - разработанные им приборы с кварцевым маятником, улавливающие на километровом отрезке колебания почвы в один миллиметр. Данные поступают на компьютеры обсерватории, где фиксируется подъем магмы к поверхности и определяется глубина толчков. Но как узнать - выйдет ли извержение "из берегов", ставя под угрозу жизни людей?

В 1989 году молодой французский вулканолог Филипп Ковальски разработал компьютерную программу, в реальном времени обрабатывающую сигналы с измерительных приборов. Компьютер, ежесекундно отслеживая характер деформации земной коры, показывал на мониторе состояние магмы и направление ее горизонтальных перемещений. 18 апреля 1990 года картинка на экране компьютера показала, что рядом с кратером Доломье появился и начал перемещаться к юго-востоку "очаг вздутия". Тремя часами позже в 4 километрах от вершины открылась трещина, откуда выплеснулась лава. Точно там, где прогнозировалось!

Компьютерная программа Ковальски была представлена на конгрессе вулканологов в Неаполе, и впоследствии с её помощью удалось сделать расчёты извержений, подтвердившиеся в 1991 и 1992 годах. Европейская комиссия оценила практическое значение разработок вулканологов и присвоила в 1992 году вулкану Питон-де-ла-Фурнез статус "лаборатории". В последующие годы программой Ковальского на Реюньоне не удалось воспользоваться: вулкан "заснул" на пять лет. Пробуждение наступило в марте 1998 года: 10 толчков шестого марта, 30 - седьмого, 837 - восьмого... Отмеченные на глубине пяти километров ниже уровня моря толчки затем поднялись до глубины одного-двух километров. Тогда директор обсерватории Томас Стодакер и разослал своё знаменитое предупреждение.