Красно-белая церковь Дмитрия На Крови построена по указу царей Ивана и Петра Алексеевичей на том месте, где по преданию 15 мая 1591 года погиб царевич Дмитрий.
...Увидев бездыханное тело царевича, кормилица Ирина Жданова подняла крик,
а случившийся тут же "вдовый поп" Фёдор Огурец залез на колокольню
и начал бить в набат. Ворвавшиеся в кремль горожане растерзали убийц. Волнение
нарастало. Над мятущимися толпами продолжал гудеть набат.
Организованное Борисом Годуновым следствие доказало, что царевич погиб сам.
Заводчики мятежа, подстрекавшие угличан, были сосланы в разные города. 200 бунтовавших
угличан были казнены, а многие сосланы в Сибирь.
"Пострадал" и набатный колокол: его было велено "сбросить с колокольни,
и на площади, лишив крестного знамени, вырвать язык и отрубить одно ухо, наказать
12 ударами плетью и сослать в Тобольск".
Уже много лет ведутся споры о том, погиб царевич в результате несчастного
случая (невольное самоубийство в припадке "падучей") или был убит
по приказу Бориса Годунова? Историки, включая местного краеведа и первого историка
Углича Фёдора Кисселя, обоснованно недоумевают: как могли разрешить царевичу,
раз он "страдал падучей болезнью", играть с острым ножом? Ведь в нём
многие видели будущее своё и России, что ж так беспечно отнеслись к опасной
забаве?
По одной версии царевич был убит Борисом Годуновым, а впоследствии канонизирован. Правда, исторические факты говорят об обратном - царевич скорее всего был невольным самоубийцей, а самоубийц, как известно, нельзя не то что канонизировать, но даже отпевать и хоронить на освящённой земле.
Первоначально над местом гибели царевича Дмитрия была поставлена деревянная
часовня, затем, в 1630 году - деревянная церковь.
Существующая каменная церковь построена в 1692 году в традициях московской архитектуры
середины XVII века и ничем не отличается от обычных посадских церквей той поры.
Пятиглавый храм на подклете, с трапезной и шатровой колокольней. Голубые купола
усыпаны золотыми звёздами. В 1860 году к церкви был пристроен с севера небольшой
придел. Трапезную расписывал в 1788 году художник из Борисоглебской слободы
Пётр Хлебников с помощниками. Главный храм расписан в 1772 году артелью мастеров,
работавших у московского подрядчика Сапожникова. Росписи выполнены в традициях
ярославско-костромской школы второй половины XVII века. Живописцев, расписавших
храм, считают последними представителями этой замечательной школы монументальных
росписей. Они ещё свободно применяли технику забытого потом мастерства, но в
их работах уже чувствуется упадок великого искусства.
Большое место в композиции росписей отведено сценам гибели царевича Дмитрия:
вот царевича одевают и ведут гулять, вот на него нападают убийцы, убийц ловят,
гонцы скачут в Москву... Венчает всю композицию изображение
царевича Дмитрия, причисленного к лику святых. Живопись неоднократно поновлялась,
но сохранила основные черты провинциальной русской живописи XVIII века. Иконостас
церкви выполнен в 1867 году. Среди его икон выделяются "Богоматерь Смоленская"
- дар царя Михаила Романова, сделанный в 1630 году ещё в предыдущую, деревянную
церковь, и редкая по сюжету икона "Вседержитель на престоле", выполненная
изографом Оружейной
палаты Петром Билиндиным с учениками в 1695 году. Храмовая икона "Царевич
Дмитрий" - копия несохранившейся древней иконы, сделанная угличским художником
Л. Бурениным в начале XIX века.
В церкви хранятся реликвии, связанные с событиями 1593 года. Главное место
занимает колокол, возвестивший о гибели царевича. Битый плетьми и приговорённый
к лишению уха и языка, он был "сослан" в Тобольск и лишь много лет
спустя возвращён в Углич. На колоколе выгравирована надпись: "Сей колокол,
в который били в набат при убиении благоверного царевича Дмитрия в 1593 году
прислан из гор. Углича в град Тобольск к церкви Спаса что на торгу, а потом
на Софийской колокольне был часобитной. Весу в нём 19 пудов 19 фунтов".
Возвращённый "из ссылки" в 1892 году, колокол стал первым экспонатом
Угличского музея древностей.
В храме находятся обитые парчой носилки, в которых останки царевича были перенесены
в Москву. Их возвратили в Углич в 1630 году, когда была построена первая деревянная
церковь "Дмитрия На Крови". Тогда же был изготовлен серебряный мощевик,
в котором хранились орехи, бывшие в руках у царевича в момент гибели.