На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

 
Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Tuesday, 19 March 2024
Туры
2 дня
3 дня
4 дня
5 дней
Многодневные туры
Туры по городам
Туры с детьми
Туры с отдыхом
Туры в усадьбы
Гастрономические туры
Ярославль

Города Золотого Кольца > Ярославль

Ярославль

Церковь Ильи пророка

Ансамбль Толгского монастыря

Знаменская церковь

 

Казанский монастырь

Собор Богоявления

Храмовый ансамбль церкви Сретения

 

Часовня Александра Невского

Колокольня

Театр Волкова

Ярославль — город древний и современный. На его внешнем облике отразилась судьба Российского государства. Ярославль сыграл значительную роль в деле собирания русских земель вокруг Москвы, оказывая помощь московским государям. В истории Санкт-Петербурга также можно найти немало «ярославских страниц». Ярославль — город со своими уникальными обычаями и мироощущением. Поэтому предстоящее 1000-летие, которое отметит город в 2010 году, может дать не только мощный импульс для дальнейшего развития, но и в целом обобщить историческую роль, какую сыграли многие древние города России — предшественники и союзники Москвы.

Храмовый ансамбль в Коровниках

XVII-XVIII в. когда-то украшал Коровницкую слободу, расположенную в устье реки Которосли. Здесь было развито производство кирпичных и изразцовых изделий для строительства церквей и домов Ярославля. Состоящий из двух храмов Коровницкий ансамбль создавался постепенно, несколькими поколениями зодчих и дошел до наших времен в виде зимней церкви Иоанна Златоуста и летней церкви Владимирской Божьей Матери с соединяющей их вдоль Волги оградой со Святыми воротами и высокой, стройной колокольней в глубине.Храм Иоанна Златоуста - наиболее древнее сооружение ансамбля. Он построен в середине XVII века на средства посадских людей. Во 2 половине XVII в восточный фасад храма получил богатое декоративное убранство с великолепным изразцовым наличником алтарного окна. Храм крупный, пятиглавый, с двумя шатровыми приделами и низкой одноэтажной галереей с трех сторон, на которую ведут высокие крыльца. Церковь строго симметрична, вся ее композиция устремлена вверх. Храм Иоанна Златоуста расписан в 1730-х гг. ярославскими мастерами во главе с Алексеем Сопляковым, который в эти годы он руководил работами по росписи целого ряда храмов. В 1669г создание теплого храма Владимирской Божьей Матери положило начало формированию ансамбля. Своими формами он близок к главному храму, но украшен скромнее.Композиционным центром всего ансамбля является "ярославская свеча"- высокая (37 м.) многоярусная колокольня, стоящая по оси двух храмов стоит. Возведение сооружения относится к 1680 гг. и признано одним из самых стройных в России. Святые ворота трехъярусные, с высоким арочным проездом, соединенные с храмами невысокой оградой, построены в конце XVII века в стиле нарышкинского барокко. Ограда стала заключительным, связующим звеном в общей архитектурной композиции. Когда-то на колокольне висели колокола, отлитые в Сибири на заводе Демидова. Сейчас их звон не слышен на Ярославльской земле. По своей гармоничности и богатой силуэтом композиции ансамбль в Коровниках является шедевром не только русской, но и мировой архитектуры.

Церковь Благовещенья

Построена на средства прихожан во второй половине XVII- начале XVIII века в Рыбачьей слободе (Благовещенской) на месте сгоревшего деревянного храма.Постройка представляет собой тип холодного храма с двумя престолами. Ее ансамбль также включает теплую церковь святого Димитрия Угличского с престолами Вознесения Господня и св. Митрофана Воронежского и колокольни.Композиция сооружений предельно проста: одноэтажный, пятиглавый, бесстолпный храм с четырехскатным покрытием и глухими барабанами. Галереи, приделы и подклет отсутствуют.Храмовый ансамбль церкви Благовещения украшает панораму Волжской набережной. С запада к нему пристроена широкая закрытая паперть, над которой прежде возвышалась высокая ярусная колокольня. Стены храма, гладкие, без декора, прорезаны большими арочными нишами окон. Лаконизм в обработке фасадов восполняется прекрасными пропорциями этого сооружения.Храм послужил прообразом многих ярославских церквей XVIII века. Главы церкви в середине XVIII века были переделаны в стиле барокко. Храм расписан в 1700-х г.г. артелью ярославских мастеров во главе с Федором Игнатьевым и Федором Федоровым.

Церковь Вознесенья

Не внушительных размеров, с мало выразительными фасадами: она неоднократно перестраивалась.В 1860-е г.г. на средства ярославского купца А. И. Вахрамеева, по проекту архитектора А.М. Достоевского (брата знаменитого писателя) к храму были пристроены трапезная и трехъярусная колокольня в стиле классицизма.

Церковь Рождества Христова

Сооружена в 1636- 1644гг. на месте деревянного храма. Ансамбль, состоящий из холодного храма с приделами и отдельно стоящей колокольни, создавался постепенно. Заказчиками были прихожане, "гости государевой сотни", видные участники земского ополчения Минина и Пожарского 1612г. Первоначально здание храма было четырехстолпным, пятиглавым с позакомарным покрытием на подклете.Церковь Рождества Христова интересна как первый храм в Ярославле, где в декор стен главного барабана были введены изразцы. Главы были покрыты изразцовой черепицей. Храм расписан в 1680-е гг. артелью мастеров, предположительно, со знаменщиком Дмитрием Семеновым.В настоящий момент к юго-западному углу церкви пристроен главный Казанский придел в виде четырехугольной башни с маленькой галерейкой. Он завершается ажурным крестом, являющимся одним из лучших образцов искусства ярославских кузнецов и медников. Казанский придел соединялся переходом с колокольней, возведенной в середине XVII века.Колокольня - уникальный памятник, не имеющий аналогов в русской архитектуре. В одном здании соединены Святые ворота, надвратная церковь и венчающая ее колокольня, имевшая ранее часы. Высота колокольни - 38,34 м. Ее богатый западный фасад замыкает перспективу одной из полукольцевых улиц города, выходящей к Волге.Ансамбль Рождества Христова по композиции и декору - новый этап в развитии ярославского зодчества.

Ильинско-Тихоновская церковь в Ярославле

1825-1831 гг. расположена в северо-восточном углу кремля на высоком волжском берегу. Ныне существующий каменный храм построен в стиле классицизма в первой половине XIX века.По преданию, на этом месте в начале XI века по указу князя Ярослава Мудрого был срублен первый храм Ярославля. В XVII веке деревянный храм был заменен каменным.Храм двухэтажный. В нижнем этаже расположена теплая церковь с тремя престолами. Главный - в честь ярославской иконы Божьей матери. В средней части два придела: во имя Михаила Архангела и во имя Тихона Амафундского. В верхнем этаже - холодная церковь во имя пророка Ильи. Храм завершается куполом.Величественные многоколонные портики на всех четырех фасадах здания, эффектная многоступенчатая наружная лестница во второй этаж, четкий план здания напоминают о лучших традициях русской архитектуры первой четверти XIX века.

Спасский монастырь Ярославля

С XIII в. в связи с образованием нового княжества Спасский монастырь XII в. являлся усыпальницей династии ярославских князей.Древнейшее здание в монастыре и во всем Ярославле - Спасо-Преображенский собор (1506-1516). Северная паперть собора была в свое время монастырским книгохранилищем. Здесь в конце XVIII в. обнаружена знаменитая рукопись "Слово о полку Игореве".Облик храма строг и изящен. Поставленное на высокий подклет его здание четырехстолпное, трехглавое, с открытыми галереями.В архитектурном оформлении фасадов сочетаются два стиля: древнерусские формы с элементами западноевропейской ордерной системы. Формы барабанов схожи с главами владимирских и новгородских храмов ХИ-ХШ вв. Они выполнены с узкими окнами и шлемовидными куполами. А тонкие профили закомар и карнизов храма напоминают Архангельский собор, возведенный в Москве итальянским зодчим Алевизом Новым.Особого внимания в интерьере Спасского собора заслуживают фрески, написанные московскими мастерами в 1563-1564 гг. Росписи этого времени очень редки. На западной стене размещены сюжеты Страшного суда, где фреску "Шествие праведных в рай" отличает легкий рисунок округлых лиц. Роспись южной и северной стен состоит из трех ярусов. В верхних расположены библейские и евангельские сюжеты, в нижнем ярусе - семь Вселенских соборов. Пейзажные фоны представляют настоящую коллекцию древнерусских архитектурных форм: звонницы, одноглавые храмы с восьмискатными кровлями, многоглавые соборы, украшенные раковинами или круглыми окнами.В апсиде изображен Иоанн Предтеча с суровым, изможденным лицом, а также сидящая на троне Богоматерь с Младенцем в окружении пророков со свитками пророчеств о рождении Христа. Одна из самых значительных композиций храма - "Преображение" - расположена на восточной стене. В уникальном иконостасе собора сохранились тринадцать икон деисусного ряда XVI в. (ныне находятся в музее).Над постройками монастыря доминирует звонница - крупное монументальное сооружение XVI в. Ее облик складывался на протяжении нескольких столетий. В нижнем ярусе была церковь, где сохранились фрагменты росписей, а к северной стене примыкала галерея, соединявшая звонницу с собором и церковью Входа в Иерусалим. Она была пристроена в 1617-1619 гг. к собору и частично сохранилась до наших времен. Существующее завершение звонницы в псевдоготическом стиле появилось в 1809-1823 гг. Туда ведет весьма крутая лестница из многих ступеней, зато открывающийся на город вид стоит потраченных усилий.

Николо-Сковородский мужской монастырь Ярославля

Согласно преданию, название монастыря произошло от чугунного била (сковороды), которым созывали монахов на службу, и от глинистой почвы, на которой стояла обитель.Храм был приписным к Спасскому монастырю, чьи владения располагались рядом: сельцо Меленки и Доилова слобода, чуть подальше на запад деревня Творогово. Через ручей напротив возникает Толчковская слобода кожевников, росту и развитию которой способствовало расположение Ярославля на перекрестке торговых путей.Монастырь был разорен поляками в 1609 г. В 1650-х годах в обители жил блаженный юродивый Илья, предрекший большой пожар, от которого выгорел весь город. Обитель окончательно упразднили в 1660-х годах и на его месте поставили посадский деревянный храм Николая чудотворца.Каменные храмы построены во 2 пол. XVIIв. Холодный - Николы на Меленках с приделом св. Прокопия Устюжского построен купцом Дурандиным (в монашестве Макарий) в 1672 г.В 1683 г. была построена теплая каменная одноглавая церковь Успения Божией Матери. В 1885 г. в ней был устроен придел во имя иконы Богоматери "Всех скорбящих радость.Храмовая икона Николая Чудотворца в церкви стала "наследием Николо-Глинищевского монастыря, сожженного поляками в 1609 году, уцелевшая почти невредимою от пожара". Эта икона многими почиталась как чудотворная. В храме находились также чтимые иконы Богоматери "Всех Скорбящих Радость" и "Блаженное Чрево", четыре креста-мощевика.Владельцы ЯБМ купцы Карзинкины были постоянными благодетелями и дарителями церкви.С начала XVII века в Николо-Мельницкой церкви велся Синодик, в котором, наряду с именами для поминовения, на протяжении трех столетий записывались важные события в жизни прихода, города, страны. Этот источник, опубликованный отцом Димитрием Предтеченским в 1908 г., представляет редкую для Ярославля возможность год за годом восстановить те события, которые прихожане считали примечательными.Таким образом, на 1770-е гг. монастырский ансамбль состоял из двух храмов, шатровой колокольни (на северо-западе), небольшого погоста и ограды с северо-востока. В начале XX в. ансамбль дополнил новый храм в честь Иоанна Спостника, Архангела Гавриила и Андрея Критского, пристроенный к восточной стороне ограды. По названию прихода площадь перед церковью стала Николомельницкой (современная Комсомольская). Храм впечатляет мощными главами на высоких барабанах. В 1672 г. он стал первым четырехстолпным, пятиглавым сооружением с позакомарным покрытием и низкими одноэтажными закрытыми галереями, этот интерьеры церкви расписаны в нач.1700-х г.г. ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым. Стенопись представляет собой образец сложившегося ярославского декоративно- повествовательного стиля.В советское время церковь Николы в Меленках была закрыта, в 1939 - снесена колокольня XVII века, теплый храм Успения Богоматери в 1940-х годах перестроен. В церкви Андрея Критского в настоящее время находится Городской дом физкультуры. В настоящее время возобновлены богослужения в холодной церкви.

Храмовый ансамбль церкви Иоанна Предтечи в Толчкове

Знаменует собой вершину ярославской школы культового зодчества XVII века.История закоторосльных храмов в районе Ярославской Большой Мануфактуры, выбор посвящения их престолов в значительной степени отражает борьбу христианства с язычеством и утверждение на этой земле христианских духовных и нравственных ценностей. Церковь Иоанна Предтечи расположена на территории вокруг Купального (ныне Кавардаковского) ручья. В языческие р. Которосль времена служила местом купальных обрядов, празднеств и игрищ. В процессе распространения христианства древний языческий праздник летнего солнцеворота,сливаясь с образом святого Иоанна Предтечи Крестителя Господня, стал называться на Руси Иваном Купалой. Название, видимо, связано с обычаем купания на рассвете этого дня.По преданию, на месте церкви Иоанна Предтечи стоял женский Воскресенский монастырь, который был разорен поляками в 1609 г.В Ярославле ко второй половине XVII века сложился характерный облик величественного летнего приходского храма. Храмы, возведенные на средства богатых ярославских купцов, являлись гордостью прихожан. Толчковцы решили создать нечто необыкновенное - храм, которого еще не было в Ярославле. 15 августа 1671 г. ростовский митрополит Иона Сысоевич благословенной грамотой разрешил построить и освятить холодный храм в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи с двумя приделами. Освящение вновь построенного храма состоялось в 1687 г. Как редкую святыню в храме Иоанна Предтечи берегли белый атласный антиминс, который был освящен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским, в 1704 г.На рубеже XVII-XVIII веков рядом с храмом была сооружена шестиярусная колокольня в стиле "московского барокко". Высота ее 45 метров, соразмерна высоте центральной главы храма. И церковь, и колокольня - самые высокие в Ярославле.В 1929-1931 гг. храмы Предтеченского прихода были закрыты, а в январе 1933 г. церковь Иоанна Предтечи передали в ведение Ярославского музея. В 1936 г. завод "Победа рабочих" включил здание храма в свою территорию, используя его в качестве склада зерна и химических веществ. Благодаря вмешательству Главнауки варварское использование храма удалось приостановить. Теплая Вознесенская церковь снесена в начале 1950-х годов. Церковь Иоанна Предтечи ныне входит в состав Ярославского музея-заповедника.Сегодняшний облик ансамбля составляют основная церковь Иоанна Предтечи, колокольня и Святые ворота.Церковь Иоанна Предтечи представляет собой четырехстолпный пятиглавый храм с крытыми одноэтажными галереями с трех сторон, на которые ведут высокие щипцовые крыльца на столбах, с двумя симметричными приделами, завершающиеся малыми пятиглавиями. Этот прием ранее не встречался при строительстве церквей в Ярославле.Храм расписан в конце XVII века артелью из 16 лучших мастеров "стенного писания" во главе с известными ярославскими знаменщиками - царским изографом Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым. Памятник полностью сохранил первоначальные формы, лишь центральная глава переделана в XVIII веке в стиле барокко.В убранстве храма поражает искусство резчиков по дереву. Высокий шестиярусный иконостас сооружался на протяжении нескольких лет. Особо почиталась храмовая икона Иоанна Предтечи, к ней прибегали, ища исцеления, страдающие головной болью. В чтимые иконы Федоровской Богоматери и Страстей Господних были заключены частицы мощей святых. Здесь же находились три креста-мощевика и кипарисовый крест с Афона. Грандиозные работы по росписи центрального храма велись в летние месяцы 1694-1695 гг. По числу стенописных сюжетов храм Иоанна Предтечи - первый в христианском мире. Некоторые наиболее значимые стенописные изображения получили в XVIII веке оформление в виде чеканных серебряных венцов. Прихожане издавна почитали как чудотворный образ святой Фомаиды, к ней прибегали "с молениями о согласии и любви между супругами и об исправлении и спасении людей, предающихся страсти блудной". Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих 15 глав - церковь Иоанна Предтечи ослепляет роскошью декоративного убранства и мастерством его выполнения. Обилие изразцов, кирпичный узор, роспись апсид и дверей придают ему исключительную нарядность.Стройная ярусная колокольня в стиле барокко и изящные Святые ворота прекрасно дополняют исключительную живописность силуэта храма.В 1950-г.г. были проведены уникальные работы по ликвидации крена колокольни, достигавшей в верхней отметке почти метра и грозившего обрушением здания. Храм Иоанна Предтечи был последним храмом "высокого ярославского стиля", памятник архитектуры и древнерусской живописи мирового значения.

 
Чат с менеджером

* Экскурсии, помеченные звездочками в программе тура или в аннотации, оплачиваются дополнительно.

Скидки предоставляются:

  • пенсионерам и ветеранам
  • постоянным клиентам
  • именинникам в день рождения и на следующий день

2 дня | 3 дня | 4 дня | 5 дней | Многодневные

Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram