На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Карелия Туры по России Отдых на море Селигер Подмосковье Активные туры Регионы
 
Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Понедельник, 19 Август 2019
Туры по Золотому Кольцу в Ярославль
Туры в Ярославль
Коттеджи
Бриз
Лесная Сказка
Ярославна
Пансионаты
Grand Adventure
Демино
Парк отель Ярославль
Свечинский
Санатории
Кстово
Красный Холм
Малые Соли
Углич
Города
Мышкин
Переславль
Ростов Великий
Рыбинск
Тутаев
Углич
Ярославль

Визы в Европу

 

Ботик Петра I
Ярославская область > Переславль-Залесский > Ботик Петра I

Ботик Петра I

   
 

В четырех километрах от города на горе Гремяч, на берегу озера Плещеева в конце XVIIв. Петр I начал строительство «потешной» флотилии, заложившей основу русского военно- морского флота.

С 1688 по 1693 гг. в Переславле было спущено на воду около 100 кораблей, среди них несколько фрегатов, в том числе 30-ти пушечные «Марс» и «Анна». Здесь прошли обучение первые русские корабелы и военные моряки.

До нашего времени от всей флотилии сохранился только один корабль - бот «Фортуна» (все остальные суда сгорели во время пожара в XVIII в.). В 1803 г. для него было выстроено специальное здание, в котором разместилась экспозиция одного из первых провинциальных музеев в России.

Музей петровского бота «Фортуна» был открыт в 1803 году, однако первое его здание находилось на частной территории. Бывшее дворцовое село Веськово с 1762 года было передано в вотчину, и хозяева поместья неоднократно менялись. Только в 1848 году Веськово стало собственностью всего Владимирского дворянства. Приобретённая усадьба ничем не напоминала петровскую 150 летней давности, от построек и планировки делового и потешного дворов ничего не сохранилось. Недалеко от музея бота «Фортуна» к этому времени была построена каменная караульня. Территория владения простиралась кромки озера до верхней дороги из села Веськов; более шестидесяти гектаров прибрежного ландшафта нуждались в благоустройстве.

Новый статус имения — музей-усадьба — закреплена монументальная триумфальная арка на въезде. К музею от ботика вела прямая аллея, выходившая открытой площадке с памятником Петру I. Так усадьба теперь предназначалась для общественных гуляний, появилась так называемая «Ротонда» летний павильон для музыкальных развлечений. V ему дала круглая венчающая надстройка. К августу 1852 года бывшее владение коллежского асессора И. Т. Емельянова совершенно преобразилось. Музей бота «Фортуна» и сторожка перестали быть незваными гостями среди барской усадьбы. Историческое имение приобрело, наконец, вид, достойный «драгоценного для каждого русского памятника». Эти слова, сказанные императором Николаем I о главной достопримечательности музея, вдохновили владимирское дворянство на преобразования «дачи под Ботик Петра I». Несмотря на скромные денежные средства, собранные для этой цели, за два года был создан камерный ансамбль музея-усадьбы.

М. И. Смирнов в «Историческом очерке Переславля-Залесского» сообщает, что памятник был «сработан по проекту художника А. С. Компиони», а триумфальная арка и «Ротонда» сооружены по проекту архитектора Жеребцова. Сведений об авторах, даже их имён нет ни в одном издании о музее-усадьбе и о городе Переславле-Залесском. Между тем, как обелиск, так и триумфальная арка представляют собой исключительное для Переславля явление. Это единственный памятник деяниям Петра I в городе и окрестностях, а ближайшая триумфальная арка найдётся разве что в Москве на Кутузовском проспекте!

Имя А. С. Компиони (Кампиони) — точнее, его инициалы — оказалось довольно загадочным. Семейство Кампиони оставило заметный след в художественной жизни России конца XIII—XIX веков. Хорошо известны работы мраморщика Сантино Пьетро Кампиони (начало — 40-е годы XIX века), архитектора Петра Сантиновича Кампиони (40—90-е гг. XIX века), войскового архитектора области войска донского Антона А. Кампиони (40—80 е гг. XIX века). Однако сведений о творениях Кампиони с инициалами «А.О», кроме обелиска в музее-усадьбе «Ботик», найти не удалось. Правда, был в конце XIX века директор лесного департамента П. А. Кампиони — ещё один представитель фамилии, чье отчество начиналось на букву «А». Поэтому, кроме версии о путанице инициалов, остаётся предполагать возможность существования некоего сына Сантино Кампиони, трудившегося в его мастерской и выполнившего обелиск.

Интересно, что в 1856 году, сразу после смерти императора Николая I, в имении князя С. М. Голицына Влахернское (Кузьминки) был сооружён памятник, описанию, он был выполнен в виде четырёхгранного столпа из красного гранита, увенчанного корон На лицевой стороне столпа был помещён бронзовый золочёный портрет императора и памятная надпись с тыльной стороны — дата. Вокруг памятника стояли чугунные тумбы с цепями. Авторы памятника — архитектор М. Д. Быковский, скульптор С. П. Кампиош той же усадьбе находился чугунный обелиск Петру I, по художественному замыслу напоминающий памятник в усадьбе «Ботик» под Переславлем. Совпадение? Или эти параллели не случайны?..

Известный русский архитектор Иван Петро Жеребцов (1724—1783) не мог иметь отношения к постройкам 1850-х годов. Среди выдающихся архитекторов XIX века фамилия Жеребцова встречается. И всё-таки крупицы сведений о «переславском» архитекторе Жеребцове нашли. В Ростовском филиале Государственного архива хранится «Дело по заявлению художника Жеребцова об освобождении его от должности архитектора по преклонности лет». В нём — объявление Городового архитектора Ивана Афанасьевича Жеребцова от 16 апреля 1874 года с просьбой по слабости здоровья своего и преклонным летам я исправлять служебные свои обязанности не могу, потому заявляя об этом Городской Управе, покорнейше прошу сделать распоряжение об увольнении меня с должности Городового Архитектора и о помещении меня в городскую богадельню; так как я собственных средств к жизни не имею и приобретать больше не могу, равно как и родственников таких, которые бы пригрели, у меня нет». Бумага, очевидно, написана кем-то другим, потому что подпись «Архитектор Жеребцов сделана дрожащей неверной рукой, а посреди и чернильная клякса. Постановление, подписанное городским Головой Александровым и членами Управы Куманин Чечелевым, гласит: «Городская Дума свобс художника Жеребцова уволила от должности, с выдачей 5 рублей и помещении его по собственному желанию в городскую богадельню». Ознакомить Жеребцова с постановлением поручалось полицейскому надзирателю, поскольку художник уже не выходил из дома (по слабости здоровья). Жил он на квартире в доме наследников дьякона одного из переславских храмов.

Несколько листочков дела и целая жизнь! Иван Афанасьевич Жеребцов состоял в чине «свободного (неклассного) художника» — значит, он окончил Академию художеств. Несмотря на существовавшую в те годы возможность получения Потомственного Почётного гражданства воспитанниками Академии Художеств через 10 лет после её окончания «за отличия в художествах» — вспомним триумфальную арку — Жеребцов такого звания не имел. Работая в должности Городового Архитектора, он должен был снабжать обывателей образцовыми планами и фасадами для городских построек. Удалось ли ему построить что-либо по собственным проектам, кроме известных арки и «Ротонды»? Возможно, что Жеребцов был также автором «Дворца» музея-усадьбы. Однако спустя 22 года после торжественного открытия ансамбля «Ботик» он был одинок, беден и вынужден просить приюта в городской богадельне. Правда, и более известные архитекторы оканчивали свою жизнь в нищете, перестав получать заказы и «приобретать собственные средства»...

Такова судьба художника. Но счастлив тот, кто украсил Отечество. К юбилею музея отреставрирована «Ротонда», а небольшая триумфальная арка уже 150 лет с достоинством несёт своё воинственное убранство. Постройки Ивана Афанасьевича Жеребцова гармонично вписались в ландшафт исторической усадьбы.

P.S. С помощью краеведа-коллекционера Д.М. Петропавловского удалось найти имя скульптора Компиони. Его звали Александр Сантинович. Скорее всего, он является отцом Антона А.Компиони, архитектора Войска Донского, и братом архитектора Николая Сантиновича Компиони, работавшего в Москве. Архитектор Жеребцов, кроме построек в усадьбе Ботик, занимался реконструкцией корпусов фабрики Борисовского.

 

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам

 
(495) 363 3512
Туры по Золотому Кольцу в Ярославль Отдых в санаториях, турбазах и пансионатах Ярославской области Отели Ярославля
Туры в Ярославль Подбор пансионата Отели