На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Туры в Карелию Туры по России Подмосковье Активные туры Селигер Отдых на море Белоруссия
 
Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Wednesday, 21 April 2021
Туры по Золотому Кольцу в Ярославль
Туры в Ярославль
Отдых
Бриз
Лесная Сказка
Санаторий Углич
Ярославна
Города
Мышкин
Переславль
Ростов Великий
Рыбинск
Тутаев
Углич
Ярославль
Ботик Петра I
Переславль-Залесский > Ботик Петра I

Ботик Петра I

   
 

В четырех километрах от города на горе Гремяч, на берегу озера Плещеева в конце XVIIв. Петр I начал строительство «потешной» флотилии, заложившей основу русского военно- морского флота.

С 1688 по 1693 гг. в Переславле было спущено на воду около 100 кораблей, среди них несколько фрегатов, в том числе 30-ти пушечные «Марс» и «Анна». Здесь прошли обучение первые русские корабелы и военные моряки.

До нашего времени от всей флотилии сохранился только один корабль - бот «Фортуна» (все остальные суда сгорели во время пожара в XVIII в.). В 1803 г. для него было выстроено специальное здание, в котором разместилась экспозиция одного из первых провинциальных музеев в России.

Музей петровского бота «Фортуна» был открыт в 1803 году, однако первое его здание находилось на частной территории. Бывшее дворцовое село Веськово с 1762 года было передано в вотчину, и хозяева поместья неоднократно менялись. Только в 1848 году Веськово стало собственностью всего Владимирского дворянства. Приобретённая усадьба ничем не напоминала петровскую 150 летней давности, от построек и планировки делового и потешного дворов ничего не сохранилось. Недалеко от музея бота «Фортуна» к этому времени была построена каменная караульня. Территория владения простиралась кромки озера до верхней дороги из села Веськов; более шестидесяти гектаров прибрежного ландшафта нуждались в благоустройстве.

Новый статус имения — музей-усадьба — закреплена монументальная триумфальная арка на въезде. К музею от ботика вела прямая аллея, выходившая открытой площадке с памятником Петру I. Так усадьба теперь предназначалась для общественных гуляний, появилась так называемая «Ротонда» летний павильон для музыкальных развлечений. V ему дала круглая венчающая надстройка. К августу 1852 года бывшее владение коллежского асессора И. Т. Емельянова совершенно преобразилось. Музей бота «Фортуна» и сторожка перестали быть незваными гостями среди барской усадьбы. Историческое имение приобрело, наконец, вид, достойный «драгоценного для каждого русского памятника». Эти слова, сказанные императором Николаем I о главной достопримечательности музея, вдохновили владимирское дворянство на преобразования «дачи под Ботик Петра I». Несмотря на скромные денежные средства, собранные для этой цели, за два года был создан камерный ансамбль музея-усадьбы.

М. И. Смирнов в «Историческом очерке Переславля-Залесского» сообщает, что памятник был «сработан по проекту художника А. С. Компиони», а триумфальная арка и «Ротонда» сооружены по проекту архитектора Жеребцова. Сведений об авторах, даже их имён нет ни в одном издании о музее-усадьбе и о городе Переславле-Залесском. Между тем, как обелиск, так и триумфальная арка представляют собой исключительное для Переславля явление. Это единственный памятник деяниям Петра I в городе и окрестностях, а ближайшая триумфальная арка найдётся разве что в Москве на Кутузовском проспекте!

Имя А. С. Компиони (Кампиони) — точнее, его инициалы — оказалось довольно загадочным. Семейство Кампиони оставило заметный след в художественной жизни России конца XIII—XIX веков. Хорошо известны работы мраморщика Сантино Пьетро Кампиони (начало — 40-е годы XIX века), архитектора Петра Сантиновича Кампиони (40—90-е гг. XIX века), войскового архитектора области войска донского Антона А. Кампиони (40—80 е гг. XIX века). Однако сведений о творениях Кампиони с инициалами «А.О», кроме обелиска в музее-усадьбе «Ботик», найти не удалось. Правда, был в конце XIX века директор лесного департамента П. А. Кампиони — ещё один представитель фамилии, чье отчество начиналось на букву «А». Поэтому, кроме версии о путанице инициалов, остаётся предполагать возможность существования некоего сына Сантино Кампиони, трудившегося в его мастерской и выполнившего обелиск.

Интересно, что в 1856 году, сразу после смерти императора Николая I, в имении князя С. М. Голицына Влахернское (Кузьминки) был сооружён памятник, описанию, он был выполнен в виде четырёхгранного столпа из красного гранита, увенчанного корон На лицевой стороне столпа был помещён бронзовый золочёный портрет императора и памятная надпись с тыльной стороны — дата. Вокруг памятника стояли чугунные тумбы с цепями. Авторы памятника — архитектор М. Д. Быковский, скульптор С. П. Кампиош той же усадьбе находился чугунный обелиск Петру I, по художественному замыслу напоминающий памятник в усадьбе «Ботик» под Переславлем. Совпадение? Или эти параллели не случайны?..

Известный русский архитектор Иван Петро Жеребцов (1724—1783) не мог иметь отношения к постройкам 1850-х годов. Среди выдающихся архитекторов XIX века фамилия Жеребцова встречается. И всё-таки крупицы сведений о «переславском» архитекторе Жеребцове нашли. В Ростовском филиале Государственного архива хранится «Дело по заявлению художника Жеребцова об освобождении его от должности архитектора по преклонности лет». В нём — объявление Городового архитектора Ивана Афанасьевича Жеребцова от 16 апреля 1874 года с просьбой по слабости здоровья своего и преклонным летам я исправлять служебные свои обязанности не могу, потому заявляя об этом Городской Управе, покорнейше прошу сделать распоряжение об увольнении меня с должности Городового Архитектора и о помещении меня в городскую богадельню; так как я собственных средств к жизни не имею и приобретать больше не могу, равно как и родственников таких, которые бы пригрели, у меня нет». Бумага, очевидно, написана кем-то другим, потому что подпись «Архитектор Жеребцов сделана дрожащей неверной рукой, а посреди и чернильная клякса. Постановление, подписанное городским Головой Александровым и членами Управы Куманин Чечелевым, гласит: «Городская Дума свобс художника Жеребцова уволила от должности, с выдачей 5 рублей и помещении его по собственному желанию в городскую богадельню». Ознакомить Жеребцова с постановлением поручалось полицейскому надзирателю, поскольку художник уже не выходил из дома (по слабости здоровья). Жил он на квартире в доме наследников дьякона одного из переславских храмов.

Несколько листочков дела и целая жизнь! Иван Афанасьевич Жеребцов состоял в чине «свободного (неклассного) художника» — значит, он окончил Академию художеств. Несмотря на существовавшую в те годы возможность получения Потомственного Почётного гражданства воспитанниками Академии Художеств через 10 лет после её окончания «за отличия в художествах» — вспомним триумфальную арку — Жеребцов такого звания не имел. Работая в должности Городового Архитектора, он должен был снабжать обывателей образцовыми планами и фасадами для городских построек. Удалось ли ему построить что-либо по собственным проектам, кроме известных арки и «Ротонды»? Возможно, что Жеребцов был также автором «Дворца» музея-усадьбы. Однако спустя 22 года после торжественного открытия ансамбля «Ботик» он был одинок, беден и вынужден просить приюта в городской богадельне. Правда, и более известные архитекторы оканчивали свою жизнь в нищете, перестав получать заказы и «приобретать собственные средства»...

Такова судьба художника. Но счастлив тот, кто украсил Отечество. К юбилею музея отреставрирована «Ротонда», а небольшая триумфальная арка уже 150 лет с достоинством несёт своё воинственное убранство. Постройки Ивана Афанасьевича Жеребцова гармонично вписались в ландшафт исторической усадьбы.

P.S. С помощью краеведа-коллекционера Д.М. Петропавловского удалось найти имя скульптора Компиони. Его звали Александр Сантинович. Скорее всего, он является отцом Антона А.Компиони, архитектора Войска Донского, и братом архитектора Николая Сантиновича Компиони, работавшего в Москве. Архитектор Жеребцов, кроме построек в усадьбе Ботик, занимался реконструкцией корпусов фабрики Борисовского.

 

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам

 
(495) 363 3512
Туры по Золотому Кольцу в Ярославль Отдых в санаториях, турбазах и пансионатах Ярославской области Отели Ярославля
Туры в Ярославль Подбор пансионата Отели