Бугрово
Бугрово – деревня, находящаяся на полпути между Михайловским и Святогорским
монастырем. Деревня в пушкинское время – небольшая, в три дома. На краю деревни
длительное время находилась водяная мельница, первое известное нам свидетельство
- письменное упоминание о «мельнице оного Святогорского монастыря на реке
Луговке об одном поставе» относится к 1761 году.
В те годы, когда в Михайловском жил Пушкин, мельница в Бугрово имела внушительный
вид и размеры: – пять на три с половиной сажени, высота – восемь аршин. Но
не только размеры и своеобразная «физиономия» выделяла водяную мельницу на
фоне других деревенских построек. В отличие от них, она была крайне «разговорчивым»
сооружением. Рев мчащейся по деревянному лотку воды, скрежет вращающихся водяных
колес, валов и жерновов сливались в одну господствующую над всей округой «мельничную»
арию, заглушавшую все иные звуки.
Среди местных крестьян сохранились воспоминания о визитах Пушкина в Бугрово:
«Пушкин любил зимой с дворовыми в людской лучину щипать, песни петь, в особенности
про березу белую. На мельницу в Бугрово бегать любил. Иной раз совсем от муки
поседеет, станет как старый мельник». Была в водяных мельницах и своя особая
тихая прелесть, связанная с приходом зимы:
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл...
(«Осень» 1833г.)
В 1826 году в Михайловском у поэта возникает замысел драмы, впоследствии
получившей название «Русалка»:
Вот мельница! Она уж развалилась;
Веселый стук ее колес умолкнул;
Стал жернов…
Эти строки написаны в 1829 году. Но не являются ли они воспоминаниями о водяной
мельнице, находившейся неподалеку от Михайловского?
В пушкинских черновиках драмы «Русалка» упоминается не только мельница, но
и «хижинка», в которой жили мельник и его дочь. И в Бугрово в то время, когда
родился замысел драмы, находилась не только мельница, но и так называемый
«дом мельника»: «изба с сенями, крытые дранью».
На другом берегу Луговки находится еще один музейный комплекс под названием
«Псковская деревня». Псковские деревни в пушкинское время были небольшими.
Зачастую “деревней” назывались поселения в один – два дома. На эту особенность
Пушкин обратил внимание в элегии “…Вновь я посетил”(1835 г.):
“…По брегам отлогим //Рассеяны деревни …”. «Рассеяны» – как маленькие зернышки…
В музее в Бугрово возрожден характерный для пушкинского времени «портрет»
деревни. На пригорке располагается изба. Справа – типичный для данной местности
крытый хлев, слева - двор и ряд построек: амбар, поветь, конюшня. За домом
у небольшого пруда – баня, топящаяся по-черному. Далее – сельник (помещение
для хранения сена и соломы) и наиболее масштабная крестьянская постройка -
гумно с овином.
Крестьянская изба в Бугрово состоит из двух клетей. В первой – печь по-черному,
А еще, в избе, как у Пушкина в повести «Капитанская дочка»: «… лавки, стол,
рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде. Ухват в углу и широкий шесток,
уставленный горшками». В другой половине – печь по-белому с дымоходом.
Напротив дома - амбар, место, где хранились рожь, овес, гречиха, горох. К
амбару примыкает поветь, навес для уборки под крышу от дождей или снега дровен,
саней, телег. Дровни напомнят строки из пятой главы «Евгения Онегина: «…Крестьянин
торжествуя, На дровнях обновляет путь…». Детские санки – салазки «пришли»,
а точнее, приехали все из той же главы пушкинского романа: «Вот бегает дворовый
мальчик, В салазки жучку посадив, себя в коня преобразив».
За домом – небольшой пруд, баня и гумно (рига) с овином. География музея
почти сказочная, если вспомнить черновую запись, сделанную поэтом в Михайловском:
«Мать, разсердясь на сына ему: «Лукавый тебя побери. Мальчикъ исчезаетъ -
Тожь слышитъ его голосъ в бане; читая воскресную молитву (да воскреснетъ Богъ)
она туда – а плачутъ въ риге, у пруда, Господи, говоритъ она, прости мое согрешенiе…».
Среди банных атрибутов центральное место занимает березовый веник: именно
Пушкин стал первым, кто ввел в русскую художественную литературу это традиционное
банное орудие.
Музей «Мельница в д. Бугрово» был открыт в 1986 году. Он стал последним музеем,
созданным С.С. Гейченко, его "лебединой песней". Автор успел сделать
главное: на историческом месте появился небольшой музейный комплекс: дом и
двор мельника, макет водяной мельницы.
Гейченко мечтал о превращении деревни Бугрово в большой литературно-этнографический
музей под открытым небом. Автор не раз повторял: "К Пушкину в Михайловское
надо ехать через русскую деревню, которая из него сделала гения".
|