Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Дороги паломников

История Европы > Дороги паломников

Дороги паломников

Пядь за пядью, шаг за шагом население Европы двигалось - в особенности в конце первого тысячелетия, тревожно ожидая конца света - в поисках вожделенных целей и надёжных горизонтов и в желании обрести память и культурную цельность. Санктуарии обещали исцелить неизлечимое и спасти утраченное, предлагали паломникам надежду, и те, кто вооружался этой христианской добродетелью, трогались в путь - в покаянный поход, в опыт инициации и очищения - с тем, чтобы прийти на трапезу в святом месте в самых чистых ризах.

"Omnis festinatio ex parte diaboli est", "Спешка бесам на радость" - пилигриму в пути торопиться нельзя: он открывает святость постепенно и индивидуально, однако при этом, следуя психологии движущейся толпы, паломник подстраивается под категорию определенного народа, определенных знаков почитания и определенных дорог, которые вскоре получают имена людей и святых мест.

Паломничать означало общаться - через шифры языка, жестикуляции, обряда, одежды и маршрута. Это означало превращение человека знающего в человека видящего, в очного свидетеля истины Слова. Время-пространство Европы, интегрируя этносы, дороги и реалии, забродило и преобразилось; оно выявило различия паломников, встречавшихся на самых глухих тропах, но и способствовало образованию у них общей истории - прошлой и будущей.

Европа двинулась в путь: паломники отправились в Палестину, где ступал Сам Господь. Там они получали "пальму" - награду за пройдённую дорогу к Святой Земле, - в воспоминание о пальмах (вайях), которыми жители Иерусалима приветствовали входящего "на осляти" Мессии. Эту веточку они ревностно хранили всю жизнь, приобретая с нею и высокое звание паломника. Те, кто за невозможностью увидеть Палестину, шёл в Рим (т.н. ромеи), содействовали воплощению нового святого места, вторящего Иерусалиму, с репродуцированными палестинскими изображениями Христа и Апостолов, основателей Церквей: гробницы Петра и Павла, части Голгофского Креста, колонны бичевания, столешницы Тайной Вечери, вифлеемских яслей, лестницы из претории Понтия Пилата, столбов из иерусалимского Храма и, главное, Нерукотворныго Образ - платы Вероники (позднее из Рима исчезнувшей), упомянутой Данте: "Как тот, кто из Кроации, быть может, / Придя узреть нерукотворный лик, / Старинной жаждой умиленье множит // И думает, чуть он пред ним возник: / "Так вот твое подобие какое, Христе Исусе, господи владык!"" ("Рай", XXXI, 103-106; перевод М. Лозинского).

Мощи Апостола Иакова в Компостеле, на самой окраине христианского мира, прославились среди западных пилигримов своим славным обретением в "звёздном поле" (такова этимология названия Компостела) вроде вифлеемского, и своим покровительством в борьбе с игом сарацин в Испании: Сантьяго-Матамурос, "Св. Иаков Истребитель мавров", появился подле победоносного короля дона Рамира в битве против арабов при Клавихо в 844 г.

"Якобеи" - так назывались (по крайней мере, согласно Данте) путники, шедшие в Компостелу. "Николаяне" не существовали - в любом случае, под таким названием. Но многочисленные паломники отправились к Св. Николаю в Бари , как только узнали о перенесении туда мощей великого Архиерея Божьего, спасённых в мае 1087 г. от наступавших на Ликию орд турок-сельджуков.

Паломники отправились в путь по уже протоптанной "дороге франков", шедшей частично по древнеримским Аппиевой и Траяновой дорогам к Адриатическому берегу и к портам, откуда отправлялись корабли в Святую Землю. Теперь и эти "франки" останавливались в Бари как в новом святом месте для христиан. Как мощи Апостола Иакова в Компостеле преобразили этот уголок Галисии, так и мироточивые мощи Святителя Николая в Бари сделали из этого апулийского порта оживлённый перекрёсток дорог паломников, шедших с севера на юг и с востока на запад, с гор в долины и с морей на сушу. Чудотворный светоч засиял, как луч на морской глади: Святой Николай пришёл на помощь страждущему паломнику, который веками, вплоть до нынешнего дня, идёт по обетным тропам в Бари, где перед ним предстаёт смуглый лик с высоким лбом, седыми кудрями бороды, отеческим взглядом, золотым нимбом - этот лик, в виде иконы или образка - вместе с флаконами с миро или с маслом - путник унесёт с собой как материальный залог чудотворного присутствия в мире.

Старая Апулия после перенесения мощей Святителя Николая, перефразируя известный эпитет Роберта Лысого, покрылась «белыми ризами» храмов в его честь, приобретя в дополнение к древнему Свято-Михайловскому маршруту новый Свято-Николаевский. Паломники оживили старые дороги: в их числе - «дорога франков» по трассе Аппиево-Траяновой дороги от Тройи до Бари; прибрежная «Адриатическая дорога» от Сипонто до Отранто; патриархальная дорога через плато Ле-Мурдже (от Бари к Альтамуре и Гравине); Компендиарная дорога (от Бари к Таранто). Земли покрылись густой сетью «троп», где шли как люд, так и стада - в поисках свежих пастбищ, полезных для тела и души. Старинные почтовые станции для перекладных «мутатионес» превратились в стоянки сакрального, в храмы и санктуарии доброго пастыря Николая.

Тремити

Прибытие Святого Николая из-за морей должно иметь своим прологом именно море. На трех известняковых мегалитах, что стоят на пути между двух берегов Адриатики, уже с XI века реет белый «парус» бенедиктинского аббатства Девы Марии, основанного в 1045 г. на твёрдом граните острова Сан-Никола, названного во имя хранителя водных стихий. Чудотворец представлен на пышном готическом полиптихе с пинаклями, вырезанным и позолоченным одним венецианским мастером XV в.

Девиа - Сан-Северо

Краски Чудотворца, как будто принесённые с моря на Апеннинский полуостров, сияют среди суровых фигур епископов, шествующих среди стен средневекового храма в Девиа на горе Элио (XII в.), в повседневных сценах в церкви в Вико, в санктуарии Св. Николая в Варано, в темной листве лесного массива Умбра (холм Сан-Никола, 490 м) и в мистическом «Доме Архангела» на горе Гаргано, среди Святителей в храме Санта Мария Маджоре (XII-X1II вв.), а также в эпизоде с тремя девушками- бесприданницами.

В Сан-Северо стоит барочная церковь прихотливой планировки (1750-1779) холстом, написанным Николой Менцеле (1769); в соседнем селении Торремаджоре Св. Николай является его Небесным покровителем, совместно - как и в Бари - с первым епископом края Св. Сабином.

Тройя -Лучера - Сант-Агата-ди-Пулья

«Дорога паломников» приобретает особое значение в великолепных образах Св. Николая в кафедральном соборе Лучеры: это холсты со сценами Небесной славы Чудотворца, написанные Фабрицио Сантафеде (1576-1626) и Джироламо ди Бернардино из Сантакроче. Город Тройя - главный узел дорог лангобардов и франков - сохранил память о Чудотворце, увы, лишь в хрониках, упоминающих о существовании церквей в его честь ещё до перенесения мощей в Бари (1067).

Из «византийской» Тройи сияние Чудотворца достигает соседней Орсары и её приходской церкви (сцен Небесной славы и чудес Николая Чудотворца работы Дженнаро Вески, 1750), а, главное, - городка Сант-Агата-ди-Пулья, в котором он считается Небесным покровителем (алтарный образ и деревянная статуя в соборе, исполненные в лучших традициях XVI в.).

Названия селений в честь Святителя, его часовни и киоты довершают общую картину почитания Святого Николая там, где так сильно присутствие крылатого «Гения места - архистратига Небесного воинства Михаила - тоже ревностного стража его особых «путевых станций».