Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Общество в Финикии

Финикия > Общество в Финикии

Общество в Финикии

Господствующим классом в Финикии была рабовладельческая знать, называемая мужами и владыками города. Средняя прослойка пользовалась достаточно большим влиянием, так как из народа выходила основная масса рекрутов сухопутного войска и флота. Знать выступала в роли командного состава армий. Во времена владычества Египта личная свобода и заинтересованность в результатах своего труда высоко ценились в государстве. Поэтому ремесленники, умения которых использовались при царском дворе, сохраняли личную свободу. Развитое кораблестроение и мореходное дело старили финикийских ремесленников впереди корабелов остальных стран. Самые выдающиеся морские путешествия были совершены капитанами Библа. 

Общинная собственность на землю постепенно стала утрачивать свою значимость. Появились крупные землевладельцы, которые по новым законам имели право завещать свои владения родственникам. Таким образом начался передел земельных ресурсов. Разделение земли на частные владения усиливало классовое неравенство; община полностью утратила свою власть. Стали появляться граждане, совсем лишенные собственности. Другой причиной утраты земли финикийцами были частые нападения соседей. Стало увеличиваться количество обедневших и лишенных производственных средств людей. В то же время ввоз в страну рабов и рост числа обедневших общинников резко усиливали классовое неравенство нового общества.

Преобладание обедневших граждан над разбогатевшей знатью увеличивало опасность военного переворота в стране. Общественное недовольство иногда перерастало в серьезные конфликты. Одно из восстаний было описано Рибальди, правителем Библа. Его повествование касалось переворота, организованного Абдаширтой, предводителем хапиру, предложившим жителям окрестных поселений Библа напасть на городских управляющих.

Финикийские города того времени стремились к политическому суверенитету. Правители каждого из них желали закрепить за собой политическую независимость. Знать держала свои позиции на основании финансового ценза. Приоритетом при выборах в высшие политические круги обладали наиболее состоятельные граждане. Такой порядок выборов хорошо описан Аристотелем на примере древнего Карфагена, который являлся крупнейшим колониальным центром Финикии.

Мотивацией для лишения политических привилегий была общепризнанная точка зрения — «бедный человек, неспособный обеспечивать себя и свою семью, не может хорошо управлять делами государства». Работа народного собрания упоминается в амарнских и египетских источниках, где рассказывается о том, что знать часто подкупала руководителей и организаторов этого органа.

Влияние крупных работорговцев распространялось даже на царя Финикии, который в то время не являлся абсолютным монархом.

В отличие от египетских узурпаторов его власть не отличалась политическим и военным деспотизмом. Многие города- государства больше склонялись к олигархии, чем к монархизму, например Арвад и ряд других мелких образований.

Многие столетия проблема политической и экономической разрозненности Финикии оставалась нерешенной. Ни одно из мелких государств не обладало достаточным стратегическим и военным потенциалом для объединения всех земель в целое государство. Все военно-политические конфликты на финикийских землях имели целью обладание каким-либо городом. Сначала объектом всеобщей борьбы был Угарит, затем статус гегемона приобрел Библ.

В XIV веке до н. э. Угарит утратил былое значение действующей торговой столицы Финикии. Причиной тому послужила кровавая гражданская война. Во время одной из войн город был захвачен царем Суппилулиумой и включен в состав Хеттской державы. Библ пал под натиском соседних государств. Основной причиной капитуляции была утрата военной и политической поддержки Египта. Несмотря на то что в дальнейшем Библ продолжал играть роль важного торгово-политического центра, гегемония перешла к городу Сидону. Но него благополучие оказалось недолгим, так как послед 1300 года до н. э. он был полностью разрушен и разграблен.