Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
История ацтеков

История Древнего мира > История ацтеков

История ацтеков

О первом периоде существования этого народа практически ничего не известно. Ученым удалось лишь выяснить, что в XII столетии племя ацтеков покинуло свою историческую родину и стало вести кочевой образ жизни, что продолжалось более двух веков. При этом следует отметить тот факт, что к тому времени ацтеки уже не были дикими варварами. Их материальная культура характеризовалась достаточно высоким уровнем: индейцы имели понятие об ирригационной системе земледелия, могли строить каменные сооружения, носили одежду из ткани и жили по ритуальному 52-летнему календарю.

Главным божеством племени ацтеков был кровавый Уицилопочтли, являвшийся богом солнца и войны.

С падением тольтекской империи центрами вновь образованной цивилизации стали такие города, как Кольхуакан и Шико, основанные пришельцами. Тут необходимо отметить, что первыми из завоевателей, кто переселился на новое место, было племя чичимеков, возглавляемое вождем Шолотлем. При этом оба народа говорили на одном языке, на языке науа, одном из основных языков коренного населения Центральной Мексики. Что же касается ацтеков, то их племя объявилось на завоеванной территории только во второй четверти XIII столетия.

Наименование племени — ацтеки — было образовано от названия его исторической родины Астланы, что в переводе означает «Место цапель» или «Место журавлей». Интересно, что сами индейцы именовали себя не ацтеками, а мешиками — по имени своего главного божества.

История ацтеков насчитывает три этапа:

  1.  кочевая жизнь (?—1325 год)
  2.  становление государственности (1325—1428 годы)
  3. завоевательные походы, в результате которых влияние ацтеков распространилось на большую часть Мексики (1428— 1519 годы).

Переселению воинственного племени в долину Мехико способствовал бог Уицилопочтли, статую которого транспортировали четверо ацтекских вождей.

Покинув Астлану, ацтекские вожди привели свой народ вЧикомосток («Семь Пещер»), откуда взяли путь на Тула-Толлан, намереваясь в свою очередь свергнуть власть чичимеков и утвердить в городе свое владычество. Однако опасное соседство не пришлось по душе ни тольтекам, ни чичимекам, которые к тому времени уже полностью слились с коренным населением, образовав единое целое.

И, нужно заметить, их опасения не были беспочвенными.

Как известно, в долине Мехико остро стояла проблема нехватки свободных земель. По всей видимости, со временем ацтеки все равно бы захватили владения потомков тольтеков и чичимеков, если бы в это время их не пригласили на службу тепанеки — самое сильное и могущественное племя долины. Выиграв несколько сражений, ацтеки снискали уважение своих нанимателей; при этом вождь тепанеков, желая породниться с воинственным племенем, отдал одному из вождей в жены свою дочь. Однако привыкшие сочетаться священными узами брака только с представителями и представительницами своего племени, ацтеки и на этот раз не изменили своим принципам. Сразу же после обряда бракосочетания девушку предали смерти.

Узнав о совершенном злодеи отец несчастной приказал тот час выдворить кровожадных убийц за пределы своих владений. Будучи изгнанными со службы, индейцы первоначально не знали, куда отправиться, но тут Уицилопочтли открыл через одного из вождей свою волю. На этот раз он повелел своим поклонникам основать собственный город-государство. Что же касается места, где он должен был появиться, то его предстояло еще отыскать. При этом ориентиром должен был стать кактус, на котором бы сидел орел со змеей в клюве.

Кочуя с места на место, ацтеки в 1325 году все же отыскали такое место и основали на нем свой город, назвав его Теночтитлан, что в дословном переводе означает «место плодов кактуса». Согласно древнейшим индейским преданиям, это произошло следующим образом:

«В год 2 — «дом»
Прибыли мешики
В гущу тростниковых зарослей,
В гущу камышей,
Пришли большими трудами Заработать себе землю.
В этот упомянутый год 2 — «дом»
Пришли они в Теночтитлан,
Туда, где рос на камнях кактус — нопаль,
На вершине которого восседал орел
И поедал змею».

Однако ацтеков привели в эти края отнюдь не благоприятные природные условия и не пересечение важнейших торговых путей. Дело в том, что эти места были населены племенами, которые вели между собой непримиримую вражду.

Именно этот фактор повлиял на решение воинственных ацтеков обосноваться в этой области Мексики.

Спустя чуть больше 40 лет войны этого племени вновь были наняты изгнавшими их тепанеками (в то время вождем этого племени был Тесосомок). Участие в военных походах способствовало обогащению ацтеков, и в конце концов они обнажили оружие против своих нанимателей, захватив их город и перебив всех жителей. Однако тут возникает вопрос, каким образом небольшому племени удалось победить такого сильного противника, каким был народ тепанеки? Здесь нужно отметить, что ацтеки и не стремились самостоятельно завоевывать владения своих нанимателей; они прекрасно понимали, что в одиночку им не справиться с таким противником. Поэтому они заключили союз с правителями Тескоко и Уэшоцинко, получивший название «Тройственная лига».

Таким образом, объединившиеся союзники сумели покорить большую часть племен, обитавших на территории Центральной Мексики. При этом все племена, оказавшиеся под властью этого союза, обязаны были выплачивать своим поработителям огромную дань, получив взамен право на самостоятельное существование. Позднее среди партнеров Лиги произошла перегруппировка, и лидирующее положение заняли индейцы из племени ацтеков.

Вообще нужно признать, что Ацтекское государство с центром в Теночтитлане развивалось очень быстро. Стабильная экономическая обстановка, опирающаяся на средства, получаемые с покоренных народов, и интенсивное земледелие помог ли ацтекам крепко встать на ноги и закрепить свое превосходство над многими племенами Мексики. Что касается политического устройства этого могущественного государства, то оно, по сравнению с другими "городами-государствами, отличалось некоторой сложностью.