Всеобщая история
Археологические памятники

Археология мира > Археологические памятники

Археологические памятники

Археологические памятники Греции Греция

Греция - страна Европы, которая может похвастаться наибольшим количеством археологических памятников, в которых сохранились остатки городов. Конечно, например, в России найдены тысячи курганов, городищ и капищ древних славян, половцев, скифов, на севере Франции и в Британии - сотни мегалитов и дольменов, в Скандинавии - многочисленные петроглифы, однако именно древние города хорошо сохранились в Южной Европе: Италии и Греции и в Малой Азии в Турции.

Археологические памятники — остатки древних поселений, стоянок, могильников, мастерских, а также отдельные предметы, изготовленные человеком (артефакты, например, топор, наконечник стрелы, сосуд).

Археологические памятники находят по сохранившимся на современной земной поверхности остаткам жилых и хозяйственных сооружений, фортификационных объектов, могильным насыпям или по обнажениям культурных слоёв — отложений почвы, образовавшихся в результате жизни и деятельности человека. Культурные слои, которые и подвергаются раскопкам, обычно выделяются своим тёмным цветом, присутствием угля, золы, костей животных и наличием артефактов.

Материальные остатки прошлого очень разнообразны, поэтому в археологические исследования вовлечено множество наук: история, искусствоведение и языкознание, медицина, химия и физика, естественные науки, изучающие планету Земля, её климат, растительность и животный мир. Обычно археологи делят своё время между работой в библиотеке, в поле и в лаборатории. В ходе полевых работ археологи получают множество разнообразных данных, а в лабораториях, используя новейшие достижения науки, стараются получить от них максимум информации. Многие важнейшие аспекты жизни людей, такие как верования и идеи, не оставляют, как правило, достаточного количества материальных свидетельств, значительная же часть находившихся в обиходе предметов, а также различные архитектурные объекты утрачены или разрушены. Именно поэтому археологи стараются максимально полно изучить все, что находят.

Даты археологических находок приводятся с учётом условного рубежа между историческими эрами. Традиционно события, произошедшие до рождения Христа, классифицируются как события, имевшие место до нашей эры (до н. э.). В этом случае время отсчитывается от года рождения Христа в глубь прошлого. Даты событий, случившихся после рождения Христа, отсчитываются вперёд, от года его рождения к современности.

Даже человеческие волосы, включающие следы различных химических элементов, помогают археологам получать сведения о здоровье людей прошлого и их питании. Фрески, лепные рельефы и росписи сосудов могут многое рассказать о повседневных занятиях и одежде людей ушедшей цивилизации. Именно поэтому те, что уцелели, так важны для археологов. Как ни странно, одни и те же процессы некоторые материалы разрушали, а другим, наоборот, помогали сохраниться. Таким образом, часть предметов, которые были потеряны или сломаны в древности, дошли до наших дней.

Во все времена большинство предметов уничтожалось в процессе их использования или под воздействием природных явлений. Люди разрушали постройки и возводили на их месте новые. Нуждаясь в сырье, человек использовал старые вещи для изготовления новых. Опасаясь быть ограбленными или желая просто сохранить что-либо, люди прятали ценности, закапывали их в землю или замуровывали в стенах. В древних культах особое значение приобретали обряды погребения - умершего хоронили вместе с тем, что ему принадлежало.

За тысячи лет реки сменили русла, возникли новые острова, иные очертания приобрели линии берегов. Уровень почвы постоянно поднимался, целые цивилизации оказывались погребёнными и забытыми. В результате землетрясений и вулканов различные предметы и остатки строений покрывались горячей лавой и пеплом.

Человеческая деятельность тоже изменяла ландшафт. Так многие археологические памятники оказывались под водой или под наносами песка и почвы. Вот почему основой археологических исследований являются раскопки, позволяющие найти и извлечь из земли материальные остатки.

Все археологические памятники, даже те, что сохранились очень хорошо, прошли испытание временем. Разнообразные материальные остатки начинают разрушаться, как только они погружаются в почву или в воду. Но то, как это с ними происходит и насколько им удастся сохранить первоначальный вид, зависит от материалов, из которых они сделаны, и от химической среды того слоя, в котором они оказались. Останки людей, растений и животных, изделия из дерева, тканей, которые называют органическими материалами, подвергаются относительно быстрому разложению под воздействием плесени и бактерий, которые живут в почве, воздухе и воде. Изделия из камня, керамики, стекла и некоторых металлов, таких как золото (другие металлы подвержены коррозии), разрушаются не так быстро.

Археологи проводят измерения каждой части археологического памятника, изучают их взаимное расположение и стремятся определить, каким образом все части были соединены вместе. Ученые исследуют образцы строительных материалов, чтобы понять, откуда они были получены, каков их возраст, в каких местах они непрочны и подвержены разрушению. Это помогает представить, насколько здание прочно в целом. Кроме того, эти знания полезны для правильной эксплуатации здания, а также для обоснования его ремонта или реставрации. Так, в соборе Св. Марка, которому постоянно угрожают наводнения, такие работы ведутся постоянно.

Процессы разрушения длятся сотни лет и могут полностью уничтожить тот или иной предмет, хотя зачастую случается так, что какая-то часть предмета разрушается, а другая сохраняется. Поэтому существует возможность найти разрозненные части похожих вещей и сопоставить их, прежде чем все они исчезнут навсегда.

Однако не все свидетельства прошлого, сохранившиеся в течение веков, представляют интерес для археологии лишь тогда, когда они обнаружены учёными. Некоторые объекты, например, египетские пирамиды, всегда оставались на поверхности, другие, погребённые под землёй или в толще воды, были обнаружены случайно. Археологи постоянно ищут новые материалы, но большинство предметов утрачено безвозвратно.

Нельзя достаточно точно сказать, какое количество материальных свидетельств прошлого утрачено, найдено, уцелело или разрушено. Даже сегодня разнообразные предметы, которыми мы пользуемся постоянно, выбрасываются и заменяются новыми.

Археологи будущего, производя раскопки, обнаружат то, что осталось после нас. В следующий раз избавляясь от какой-либо вещи, подумайте, в каком виде она может сохраниться и что археологи будущего узнают о нас, изучив её.