Летоисчисление Гусь-Хрустального начинается с середины ХVIII века. В 1756 году
орловский купец Аким Мальцов, облюбовав мещерские леса, основал «во Володимирском
уезде Московской губернии» хрустальную фабрику, с постройки которой началось
бурное развитие российского стеклоделия,
которое стало уникальным явлением художественной культуры не только владимирской
земли, но и России.
Георгиевский собор Гуся Хрустального
Здание, грандиозное по замыслу и совершенное по исполнению, построено в 1892-1903
гг. по проекту профессора Академии Художеств Леонтия Николаевича Бенуа. Современниками
храм отмечен как художественное совершенство в произведениях известного русского
архитектора. Сам Бенуа писал: "В этот храм я вложил все, что мог, и, может
быть, он останется лучшим из моих творений".В оформлении фасада автор использовал
самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества. Обращают на себя
внимание наличники окон, порталы, крыльца в узорочье, изразцы. Сочетание естественного
цвета кирпича с белокаменной отделкой делает здание изысканным и нарядным.Внутренний
облик храма - единое открытое пространство в форме базилики с колоннадой из
черного лабрадорита, мозаикой и огромным живописным полотном на западной стене.
Это "Страшный Суд" кисти В.М. Васнецова, который вызывает особый интерес
специалистов и любителей искусства.В журнале "Художественные сокровища
России" за 1905 год П. Гнедич писал: "Впечатление ошеломляющее...
Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые,
московского письма, иконы... Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцева,
для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного
удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников...
Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть
раз, чтобы запомнить навсегда".По эскизу Васнецова выполнена великолепная
мозаика "О тебе радуется, Благодатная" известным петербургским мастером-мозаичистом
В.А. Фроловым, украшающая алтарную часть собора.Хозяина Гусевской хрустальной
фабрики Нечаева-Мальцова часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных
средств для украшения фабричной и сельской церквей в глуши Владимирской губернии.
"А отчего стоит город Орвието в Италии?
Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители
русского искусства станут ездить и на наш Гусь..." - отвечал Нечаев-Мальцов.
Не все сохранилось в храме, в 1920-е годы перестроенном во "Дворец Труда".
Владимирскими реставраторами восстановлены белокаменные порталы, узорные декоративные
решетки, резные створы огромных деревянных дверей, многоцветьем светоносных
и золотоносных смальт как заново рожденная засверкала мозаика. Картина Васнецова
"Страшный Суд" после сложнейших работ, произведенных группой петербургских
реставраторов под руководством А.Я. Казакова, известного по реставрации росписей
Исаакиевского
собора, дворцов Петергофа
и Пушкина,
вернулась на свое место.
Свято-Троицкая церковь Гуся Хрустального
В 1811 году отставной корнет лейб-гвардии конного полка Сергей Акимович Мальцов
при помощи капитала своей матери, Марии Васильевны, становится владельцем Гусевской
фабрики, приобретенной им у брата Ивана.Он просит разрешения у Владимирской
духовной консистории на строительство при Гусевском заводе каменного храма во
имя святых и праведных Бого-отец Иоакима и Анны. До этого гусевчане были приписаны
к Благовещенской церкви в селе Селимово.Война 1812 года помешала быстрому завершению
строительства. Церковь с одним престолом с разрешения Священного Синода была
возведена и освящена лишь в 1816 году. С устройством церкви сельцо Гусь стало
именоваться Гусь-Мальцовским. На церковной площади дважды в год (летом - на
Троицу, осенью - на Иоакима и Анну) начали проводить ярмарки. В 1817 году прошел
первый крестный ход к деревянной часовне, где находилась особо почитаемая у
населения икона святой Варвары. В 1847 году в Гусе на полную мощность заработала
бумагопрядильня с ткацким отделом, население быстро росло, и храм стал тесным.
Поэтому в 1848 году к нему была пристроена теплая трапеза, освященная в 1850
году во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1871 году весь храм стал теплым.
Он был весьма богато украшен и считался одним из лучших приходов епархии.Посетители
отмечали замечательное изящество хрустальных седмисвечников и паникадил работы
местных мастеров, бархатные ризы, шитые крупным жемчугом, украшения из золотой
кованой парчи. Причт при церкви состоял из двух священников, штатного дьякона
и двух псаломщиков. Все они жили в своих домах, построенных для них владельцем
завода.В 1880 и в 1886 годах Гусевскую фабрику господина Ю.С.Нечаева-Мальцова
посещал архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност, отмечавший, что благодаря
известному филантропическому (благотворительному) настроению почтенного хозяина,
рабочие не испытывают тех материальных и бытовых бедствий, коим подвергаются
рабочие многих других фабрик.За оправление треб (заказных служб) в конторе и
в больнице священники получали от Мальцева по 134 рубля в год, дьякон - 67 рублей,
псаломщики - по 28 рублей, а также имели приличный доход от служб. За храмом
числилось около 50 десятин (54 га) земли. Позднее к Иоакимоанской церкви была
приписана и Вековская фабрика. Улица Большая Московская стала именоваться Акиманской.Священнослужители
храма вели большую борьбу с расколом, за что священник Иоанн Казанский, член
братства святого благоверного князя Александра Невского получил в 1890 году
признательность от Епархии.Стены храма были живописно расписаны. Большая схожесть
настенных и ряда потолочных сюжетов с картинами В.Васнецова в Георгиевском соборе
позволяет предполагать, что роспись была сделана в начале XX века.Революция
1917 года породила в Гусь-Хрустальном большие противоречия. С одной стороны
пролетарское население поселка в целом приняло идеи большевиков. С другой стороны
в течение века здесь была воспитано большое почитание Бога и церкви. В 1925
году имущество храма пополнилось утварью из закрытого Георгиевского собора,
но вскоре карающий меч строителей коммунизма коснулся и старейшего здания города.
Существует версия, что службы в церкви прекратились после Духова дня (следующий
день после Троицы) в 1938 (и даже в 1936) году. По официальным же документам,
хранящимся в архиве Ивановской области,
следует, что, когда 15 марта 1940 года райисполком принял решение о закрытии
Иоакиманской церкви, не сумев ее даже правильно назвать (в документах значится
"Иоанноактимовской"), гусевчане выступили в защиту храма. И только
после длительной переписки верующих с органами власти, собраний рабочих предприятий
города Гусевским райисполкомом 1 октября 1940 года было принято повторное решение
о закрытии. 12 ноября 1940 года оно было утверждено решением Ивановского облисполкома.
Колокола были сняты, купола порушены. В неопределенное время были осквернены
и находящиеся за алтарем склепы. В 1941 году в церкви разместили механические
мастерские стекольного техникума. В 1946-48 годах здесь был склад горторга.
В 1948 году верующие снова обратиоись к власти с просьбой отдать здание православной
общине, но получили отказ. В 1949 году в церковное здание переехала пожарная
часть. Автомобили в ту пору были редкостью, ездили на лошадях, потому превратили
церковь в конюшню. Противопожарная часть просуществовала здесь до 80-х годов,
после чего ее место заняла служба вневедомственной охраны.Возрождение храма
началось в 1989 году с образования" в Гусь-Хрустальном православной общины,
начавшей проводить работы по очистке здания церкви от последствий соцреализма.
6 августа 1989 года секретарь Владимирской епархии протоиерей Георгий Горбачев
отслужил здесь первую литургию. В этом же месяце настоятелем Иокимоанской церкви
был назначен протоиерей Иоанн Кравченко, прибывший в Гусь-Хрустальный из Князь-Владимирского
храма во Владимире.Церковь
была переименована в Свято-Троицкую с сохранением всех приделов. Здание находилось
в ужасном состоянии: в подвале стояла вода, через алтарь шла лестница на устроенный
в храме второй этаж, где располагалось несколько квартир, настенные росписи
были закрашены суриком и забелены, естественные оконные проемы заложены, а в
стенах выбиты небольшие квартирные окошки и несколько гаражных ворот.Восстановление
здания проходило под контролем Владимирских реставрационных мастерских. Для
устройства куполов были приглашены мастера из Загорска (Сергиева-Посада).
Белый камень привозили из Добрятино, и его обработкой занималась бригада под
руководством загорского мастера Юрия Древаля. Окна и рамы изготовил гусевской
столяр Виктор Скворцов. Большую работу по промывке потолочной росписи сделал
местный самодеятельный художник В.Абубекеров. Написанием икон занимались мастера
из Наро-Фоминска,
хотя сохранились и старинные иконы из Иоакимоанской, Николопольской, Заколпской
церквей, а также остатки иконостаса из Губцева.Колокола приобретались в частном
порядке. Большинство из них представляют из себя старинные работы когда-то снятые
с церквей и сохраненные жителями. С 1991 года при храме действует воскресная
школа, а с 1995 года - Гусевское православное духовное училище, подготовившее
за 10 лет более 30 священнослужителей.
Часовня святой Варвары
В 1885 году на месте деревянной часовни началось строительство каменного здания
изящной архитектуры, к 1885 году все работы были завершены, и белокаменный восьмигранный
колодец со святым источником разместился в отдельном южном портике здания. К
сожалению, имя архитектора каменной часовни пока остается неизвестным. А через
дорогу, между пятиэтажными домами №2 и №4 по улице Коммунистической, у источников
возвели еще одну небольшую часовенку в честь Святой Троицы, которая получила
название "Три ключика". Вода здесь была исключительно чистой и использовалась
жителями для бытовых нужд. В 50-х годах Свято-Троицкая часовенка была разрушена,
но одна из соседних улиц получила название Ключевая.После революции в 30-х годах
часовню святой Варвары закрыли, и в ней разместился пищеблок. Здесь стали варить
сироп, делать детские леденцы-петушки, печь пряники. Мощными швеллерами помещение
было перекрыто, и в нем устроен второй этаж. Однако почти каждый год перед престольным
праздником в здании случался пожар, а в середине 50-х годов огонь уничтожил
деревянные своды.После пожара крышу часовни сделали плоской. Пищеблок сменила
мастерская похоронного бюро, где плелись ритуальные венки. В 70-х годах часовню
отдали под гараж треста столовых. Святой источник со временем завалили старыми
аккумуляторами и прочими отходами. К старинному зданию пристроили еще ряд кирпичных
хозяйственных строений.После того как в 1989 году Иоакиманский храм был возвращен
верующим, встал вопрос и о часовне. В 1991 году она была передана центральному
храму. Восстановлением часовни занялся иерей Иоакиманской церкви Александр Михеев.
На призыв к прихожанам оказать содействие откликнулось достаточно много жителей
города и района, которые со временем образовали самостоятельный приход. В 1993
году владыка Евлогий высказал предложение сделать в часовне алтарь. Иконостас
был найден в приделе Флора и Лавра церкви в селе Крюково, превращенном в хозяйственный
склад. Примечательно, что первая икона, внесенная в новый храм, была именно
икона святой великомученицы Варвары. В феврале 1994 года Свято-Варваринский
приход был зарегистрирован, а Александр Михеев назначен его настоятелем.Восстановлением
занимались сами верующие. Самое активное участие принимали О.Маринцева, В.Горбунов,
В.Гилаури, Р.Черкасова, коллектив школы №7 (дир. Царев В.), было много подростков,
а один из них Подсевалов Алексей стал недавно вторым священником храма. Купола
рубил прихожанин Дмитрий Иванов, Главный крест делался в частном гараже Владимиром
Бекушевым и был поднят с помощью техники противопожарной охраны 14 сентября
1995 года (10 лет назад). Внутреннюю настенную и потолочную роспись темперными
красками выполнил местный иконописец Алексей Савельев. Большинство икон в храме-часовне
старинные. Недавно по специальному заказу для храма написаны иконы Петра Великодворского
и Георгия Победоносца. Их выполнил еще один местный иконописец Дмитрий Виноградов.Из
числа предприятий, ставших первыми меценатами в деле восстановления часовни,
следует отметить Хрустальный завод (дир. В.Абрамов), Армагус (дир. А.Березкин),
Стекловолокно (дир. А.Гарин). А в начале 90-х годов обнаружился и валун с девичьим
следом. Его один предприимчивый хозяин еще до войны пытался увезти в свой двор
под фундамент, да лошадь валун далеко везти отказалась. Так и остался он, брошенный
на краю дороги, пока одна из гусевчанок почтенного возраста не рассказала о
нем настоятелю.В январе 1997 года при храме с большим участием прихожанина Юрия
Шилова вырыт пруд, который подпитывается из сильно ослабевшего святого источника.
В Крещенскую ночь на пруду собираются сотни горожан для совершения обрядового
омовения.С 1999 года при Свято-Варваринском приходе работает православная гимназия,
в которой в 2005 году обучается 107 человек.
Музей хрусталя в Гусе Хрустальном
Выпуск подобных изделий был не случаен. В 1828 году владелец Гусевской хрустальной
фабрики Иван Сергеевич Мальцов был назначен первым секретарем при русской миссии
в Персии, которую возглавлял известный писатель А.С.Грибоедов. Мальцов оказался
единственным человеком, которому удалось остаться в живых во время трагической
гибели русского правительства во главе с А.С.Грибоедовым. В знак искупления
вины перед правительством и лично Мальцовым персидский шах разрешает беспошлинную
торговлю хрусталем в Персии. Персидские изделия фабрики Мальцова имели также
спрос в Закавказье, крупнейших городах Средней Азии.
Уникальны многослойные вазы, флаконы, выполненные по образцам изделий известного
французского художника Э.Галле, с приглушенными сине-фиолетовыми и золотисто-коричневыми
"рисованными" пейзажами. Слава гусевского хрусталя перешагнула границы
России. Золотыми медалями выставок в Париже,
Вене, Чикаго отмечены
изумительное искусство и талант старых гусевских мастеров.
Изделия 1920-х годов просты и лаконичны по своей форме с декором в виде несложной
гравировки и росписи цветными красками. Новые сюжеты рисунков носят тематический
характер, отражая те или иные события страны - "Пятилетка в 4 года",
"20 лет Октября", "Спартакиада народов СССР", "850
лет Владимиру".
Традиции старых мастеров бережно хранят и развивают гусевские художники, выпускники
высших художественных училищ. Каждый из художников имеет свой почерк, индивидуальный
подход к способу самовыражения. Красота природы родного мещерского края отражена
в работах художника Е.Рогова. Лиричны и поэтичны его композиции "Рябинка",
"Лесные дали", "Лето". Удивительны гутные работы члена-корреспондента
Академии художеств В.Муратова. Декоративная композиция "Согдиана"
передает образы легенд и сказаний Древнего Востока. Декоративные скульптуры
"Лев", "Жар-птица", "Тройка" вобрали в себя народные
традиции русского стеклоделия. Нежны и лиричны работы О.Козловой. Великолепна
пластика и гравировка А.Курилова.
В настоящее время в экспозиции музея представлено около двух тысяч экспонатов.
Это богатая коллекция образцов массовой продукции Гусевского хрустального завода,
начиная со 2 половины XVIII столетия, до современных образцов производства,
а также уникальные авторские работы гусевских художников стекла. Экспозиция
постоянно дополняется современными образцами производства.
Творческий коллектив завода - это коллектив художников-профессионалов. Все
они являются постоянными участниками выставок как в России, так и за рубежом.
Каждый художник - это особая творческая индивидуальность со своими принципами,
идеями и методами выражения. Изучая тенденции и направления мирового искусства
стеклоделия, художники стремятся открыть новые выразительные средства, создать
свой собственный путь в формировании облика и содержания современного стекла.
Работа над образом художественной вещи идет по двум направлениям: с одной стороны
- создание уникальных, авторских изделий, а с другой - эталонов массового производства.
Мимо авторских работ художников, представленных в экспозиции, нельзя пройти,
просто скользнув любопытным взглядом. Завораживают гутные работы народного художника
России В.С. Муратова, которому удалось органично соединить в своем творчестве
профессионализм с народными традициями стеклоделия. Декоративные скульптуры
из гутного стекла, созданные Муратовым, - это целая система новых пластических
решений, тонкое, образное понимание цвета. Изыскан, грациозен, изящен почерк
О.И. Козловой. В традициях старого гутного стекла выполнены работы В.В. Корнеева
- заслуженного художника России и главного художника хрустального завода. В
них много тонкого юмора, сочное, яркое звучание стекла. Корнеев - ведущий мастер
алмазной грани. Его рисунки алмазного гранения отличаются неординарностью, нестандартностью
мышления с одновременным уважением к традициям классической алмазной грани XIX
века. Красота природы Мещеры питает творчество "старейшины" художников
- народного художника России Е.И. Рогова. Яркие декоративные ансамбли, лиричные
композиции и многопредметные сервизы художников В.И. Касаткина, В.С. Зайцева,
Р.Н. Аксенова отмечены безупречностью вкуса, образным богатством, эмоциональной
содержательностью. Произведения заслуженного художника России А.С. Курилова
отличает умение говорить на языке чувств, воссоздать лирические образы, оставаясь
в границах пластики стекла. Излюбленный технический прием - гравировка - переходит
в его работах в художественную выразительность формы.
Производство посудных форм от малой стопки до сервизов специального назначения,
с одной стороны, прочно базируется на старых традициях производства, а с другой
- отвечает современным требованиям технологии и эстетики быта. Гусевской хрустальный
завод одним из первых в стекольной промышленности решил проблему малой серии,
начав малосерийный выпуск высокохудожественных изделий из стекла, а также изделий,
окрашенных концентратами окислов редкоземельных металлов. Выпускаемая в настоящее
время питьевая посуда, представленная в экспозиции музея, подчеркнуто-декоративна
в ее художественном решении.
Многие произведения декоративно-прикладного искусства демонстрировались на
российских, всесоюзных и международных выставках. Уникальные экспонаты XIX века
и современные авторские работы, представленные в экспозиции, были опубликованы
в каталоге Gorning Museu of glass (США, 1990 г.), каталогах художественных выставок
в Швеции (1990 г.), в Германии
(1991 г.) Совершенную гармонию, эмоциональное восприятие величественного памятника
и уникальной коллекции создает классическая камерная музыка, звучащая в музее.
Благодаря удивительным акустическим возможностям в Музее
хрусталя ежегодно проводится международный фестиваль хоровой и камерной
музыки "Хрустальная лира".