Туризм в России    
 

Западная Европа
Австрия
Бельгия
Германия
Лихтенштейн
Люксембург
Нидерланды
Франция
Швейцария
Восточная Европа
Белоруссия
Болгария
Венгрия
Македония
Молдова
Польша
Россия
Румыния
Словакия
Украина
Чехия
Северная Европа
Англия
Великобритания
Дания
Ирландия
Исландия
Латвия
Литва
Норвегия
Уэльс
Швеция
Шотландия
Финляндия
Эстония
Южная Европа
Босния и Герцеговина
Ватикан
Греция
Испания
Италия
Кипр
Мальта
Монако
Португалия
Сан-Марино
Сербия
Словения
Хорватия
Черногория
Около Европы
Армения
Азербайджан
Грузия
Турция
Крупные города
Барселона
Белград
Берлин
Будапешт
Генуя
Дрезден
Дубровник
Загреб
Копенгаген
Краков
Лейпциг
Лондон
Неаполь
Париж
Прага
Рига
Стокгольм
Франкфурт
Хельсинки
Эдинбург
Острова
Азорские острова
Гренландия
Искья
Канарские острова
Крит
Мадейра
Майорка
Родос
Сардиния
Сицилия
Фарерские острова
Шпицберген
Салоники

Греция > История Салоников

История Салоников

Благоприятное местоположение Термического залива и вытекающие из этого преимущества для заселения данного региона способствовали созданию здесь многочисленных поселений, начиная ещё с эпохи неолита и бронзового века -подобно тем, которые были обнаружены в ходе раскопок, проведенных на территории Международной выставки города Салоники (ДЕФ), а также в таких районах города, как Ставруполи и Ано Тумба. Во время археологических раскопок в Карабурнаки, Ферми. Полихни и Сикдос были найдены объекты, относящиеся к железному веку, а также к последующим эпохам (IX-IV вв. до н.э.). По свидетельствам источников, эти населенные пункты составили, в целом, 26 небольших полисов, объединение которых привело к созданию города.

Салоники были основаны как городской центр 8 316 году до н.э. полководцем македонского царя Филиппа II - Кассандром. что составляло часть жилищной политики диадохов Александра Македонского, направленной на создание укрепленных городов, занимающих ключевые позиции -с целью обеспечить сообщение Македонии с остальным миром. В связи с бурным ростом торговли и развитием отношений с дальними странами в Салониках встала необходимость создания организованного морского порта.

Административное управление Салоник в эллинистический период было устроено по тому же принципу, как и в других древнегреческих городах. Город сохранил за собой своего рода административную автономию и после завоевания его римлянами, которые внесли свой вклад в его стремительное развитие. Строительство дорожной магистрали

Эгнатия (146-120 гг.до н.э.), соединившей Диррахий (современная Албания) с Эвросом, содействовало превращению Салоник в торговый, политический и военный центр. Тетрарх Гай Галерий Валерий Максимиан (250-311 гг. н.э.) в период своего правления 8 качестве кесаря, обосновал здесь свою резиденцию, с сооружением величественного дворца, ипподрома и Триумфальной арки (Камара), сделав город столицей Балканского полуострова.

Пребывание в Салониках Константина Великого в 322-323 гг было связано с осуществлением крупномасштабных проектов - как, например, строительство морского порта на юго-западной окраине города. В целом, IV век стал для города эпохой перемен. Этот период характеризуется окончательным торжеством христианства - спустя почти три века после прихода сюда Апостола Павла, в то время как конец века, 390 год, был отмечен массовой резней жителей города Салоники - по приказу императора Феодосия I - на городском ипподроме. До окончания V века римский город был преобразован в христианский центр.

Вне всякий сомнений, историческое лицо города Салоники связано, в основном; с византийским периодом жизни города. Его бурная история отразилась на городских стенах и в сохранившихся до наших дней надписях. Окруженный крепостными стенами город, с его многочисленными памятниками, сегодня по праву считается византийским музеем под открытым небом.

В поспедующие века, с VII по X век, во всех конфликтах, переживаемых Византийской империей в отношениях с Западом, арабами, славянами и болгарами, а также в период иконоборчества, Салоники испытали на себе все этапы и аспекты происходящих событий, зачастую иг$ая в них главную роль, что, соответственно, полностью подтверждает огромное значение города и его место, занимаемое в структуре государства.

Таким образом, Салоники - в плане идеологического, культурного и религиозного влияния Византии - представляли собой своего рода «ворота» на Балканы. Христианизация славян со стороны Византии стала важной вехой, наложившей свой отпечаток не только на тот период времени, но и на последующие за ним столетия. Братья Кирилл и Мефодий, совершившие свою апостольскую миссию в деле просвещения славянского народа, были родом из Салоник (слав. Солунь). Первыми, в 864 году, приняли христианство болгары, а за ними сербы (в 867-874 гг.). Падение города под натиском сарацин в 904 году и последовавший за ним голод (в 927 году) стали веховыми событиями X века, которые оставили глубокий след и, несомненно, повлияли на мировоззрение и искусство той эпохи.

С приходом крестоносцев в западные пределы Византийской империи, город Салоники вновь стал играть ведущую роль в качестве центра военных операций. Фессалоникий-ские митрополиты во главе с Евстафием - известные исторические личности - руководили духовной жизнью города, принимая участие в разрешении крупных теологических и политических вопросов той эпохи. Захват города норманнами в 1185 году и его оккупация латинянами на протяжении двух десятилетий - после 1204 года - временно приостановили, но не прервали культурное развитие Салоник. Художественное и лите-ратурное творчество получили наибольший расцвет в период династии Комнинов, достигнув своего апогея в эпоху Палеологов. Поворот в сторону греческого классического образования с изучением древнегреческих трудов выдвинул на первый план элементы гуманизма, приведя к Палеологовскому возрождению - в сфере образования и искусства того времени. В это время имело место и возникновение таких серьезных богословских и социальных вопросов, как Исихастские споры и движение зилотов, которые потрясли город.

Византийская митрополия сохранила довольно большое число уже существовавших памятников культового характера. В каждом квартале города сохранились византийские и поствизантийские храмы - образцы прошедших времен, тем более что Салоники считались второй столицей могущественной, а затем пришедшей в упадок Византийской империи. Позже Салоники стали центром Балканского полуострова, находящегося под османским игом. Городу, в основном, удалось сберечь только памятники блестящего религиозного прошлого. Что касается данных относительно объектов светского характера, структуры города, градостроительства, а также строений, домов, рынков и будней городских жителей, включая их общественную и частную жизнь, то мы можем судить об этом на основе проводимых в городе археологических раскопок, которые очень часто подтверждают свидетельства официальных источников.

В период османского господства (1430-1912) практически все христианские храмы - приходские церкви или кафоликоны монастырей - были обращены в мусульманские мечети. Город в это время приобрел восточные черты: в городских кварталах стали возводиться мечети, новые жилищные комплексы, медресе; были построены Безестени (крытый рынок) и бани, которые, в целом, стали центрами новой городской действительности. Усиливается и расширяется уже функционирующая система водоснабжения, с подземными и наземными цистернами. В лабиринтах узких улочек, в Байриа - в районе Ано Поли (Верхнего города), появились фонтаны, украшенные искусно выполненными скульптурами, чтобы прохожие могли утолить свою жажду, В свою очередь укрепляются и крепостные стены: либо в ходе реставрационных работ, либо новыми пристройками - как, например, крепость в районе Вардари. Христианское население Салоники, проживавшее в равнинной части города, строит церкви в виде трехнефных базилик, характерных для поствизантийского периода, с низкой двускатной крышей и портиком. Отныне и впредь город Салоники, особенно с обустройством здесь в 1500 году еврейских беженцев, прибывших сюда из Испании, приобретает облик многокультурного и многоконфессионального города, который он сохранит вплоть до своего освобождения от турецкого ига.

В XVII веке Салоники стали делиться на отдельные административные единицы, при этом еврейское население проживало в центральной и западной части города, христианское - в центре города и на востоке, а мусульманское - в Верхнем городе (Ано Поли). Позже рядом с морским портом будет создан квартал «Франгомахалас», который заселится представителями европейского населения города.

В XIX веке, ставшим для Османской империи периодом реформации, Салоники расцвели, с развитием здесь промышленности и торговли, в то время как крупные греческие и европейские Торговые дома придали ему космополитический характер. Соприкосновение с европейскими идеями оказало влияние на представителей всех общин и религий. В последнюю четверть века всеми общинами города было создано большое количество школ и больниц, а также построено много значимых зданий. Решение о снесении мор-ской стены, а также одной части юго-восточной крепостной стены, изменило общий вид Салоник: город потерял свой средневековый облик и, получив прямой доступ к морю, «задышал» морским воздухом!

В этот период строится современная улица Этникйс Амйнис - дар султана Абдул Хамида, с установкой у самого устья улицы фонтана (Синтривани). Отсюда начинался и новый проспект - леофорос Эксохон (или Пйргон), идущий на восток, где строились виллы и особняки состоятельных жителей города. Впервые планировка района носила классовый характер, а не религиозный. Мусульмане, евреи и христиане соперничали в возведении своих вилл. Сочетание различных архитектурных стилей привело к рождению эклектицизма, ставшего характерной чертой практически всех построек той эпохи. К этому времени промышленность совершает свои первые шаги, и Салоники превращается в многообещающий город, с перспективой развития.

XX век принес городу множество изменений. Упадок Османской империи и этническая нестабильность на Балканах привели в 1904 году к началу национально-освободительной борьбы за Македонию (Македоникос Агонас), в которой Салоники, с располагавшимся здесь Греческим консульством, сыграли очень важную роль. В 1908 году в городе поднялось движение младотурок, что дало надежды на равенство иноверцев, которые, на самом деле, уже в скором времени оказались ложными.

В 1912 году Салоники были освобождены от османского господства и присоединены к греческому государству. В течение последующих десятилетий в городе произошел ряд значимых исторических событий. В общей сложности, до середины XX века в корне изменился внешний вид города, его размеры и этнический состав населения.

Во время Первой мировой войны Салоники представляли собой центр военных операций Македонского фронта. Кроме того, здесь расположилась Восточная Армия союзников Антанты. Окрестности города были наводнены английскими и французскими военными

лагерями. В 1916 году Элефтериос Венизелос, вступив в конфликт с королем Греции, создал в Салониках вместе с Панайотисом Данглисом и Павлосом Кундуриотисом Временное правительство триумвирата.

Год спустя, в 1917 году, катастрофический пожар уничтожил весь центр города. Салоники уже никогда не смогут стать прежними: 73.000 человек осталось без крова, был нанесен невосполнимый ущерб имуществу; вместе с этим ушли в небытие дома, магазины и драгоценное наследие прошлого века. Политическое положение на Балканах было как никогда накаленным, что способствовало притоку в Салоники беженцев из близлежащих регионов и Греческого востока. Кульминацией этих событий стал 1922 год, когда при подписании Лозанского мирного договора, с принятием решения об обмене греческого и турецкого населения, сюда хлынул поток многих тысяч беженцев из Малой Азии (одновременно с этим Салоники покинуло мусульманское население города).

Но, поскольку, на тот момент ещё не был восстановлен ущерб, нанесенный городу пожаром, беженцев размещали в храмзх, сгоревших домах, неиспользованных уголках крепостных стен, а также в лагерях, оставленных союзническими войсками. Но основной тенденцией было всё же создание новых поселений, кварталов и окрестностей. Так, если в далеком прошлом город Салоники был создан на основе 26 поселений, расположенных вокруг Термического залива, то новые Салоники, перешагнув сложившиеся веками границы, широко раскинулись вокруг него новосозданными населенными пунктами. Бывшая «вторая столица» византийской и османской империи превратилась в столицу беженцев.

В 1926 году в Салониках был создан университет и Международная выставка Салоники (ДЕФ). Город стал приходить в себя, начав писать новые страницы своей истории. «Май 1936 года» потряс Салоники забастовками, которые окрасились цветом крови. В 1941 году началась немецко-фашистская оккупация, вписавшая в историю города черные страницы. В 1943 году тысячи представителей еврейского населения Салоник были вывезены на поездах в нацистские концлагеря, в результате чего еврейская община города практически исчезла. Не обошла город стороной и последовавшая после оккупации Гражданская война.

В послевоенный период Салоники вновь стали полюсом притяжения. Город столкнулся с проблемой урбанизации и необходимости в жилищном обеспечении новоприбывших. В это время были снесены сохранившиеся здания довоенных лет, и Салоники в очередной раз изменили свой облик: стабильным фоном города стали многоэтажные дома. В 1963 году здесь был убит Григорис Ламбракис, Свершенное убийство было описано Василисом Василикбсом в его романе «Z», который получил всемирную известность благодаря одноименной кинокартине режиссера Костаса Гавраса. Взрывоопасная политическая ситуация, присутствующая в стране, привела к военному перевороту 1967 года, продлившемуся 7 лет. В 90-х годах, с распадом Восточного блока, сюда хлынула новая волна эмигрантов. В 1997 году Салоники были объявлены Культурной столицей Европы - 1997. В 2012 году город отметил 100-летие со дня своего освобождения от турецкого ига, а также выиграл титул «Молодежная столица Европы - 2014»

Фильтр 
Достопримечательности