Туризм в России    
 

Западная Европа
Австрия
Бельгия
Германия
Лихтенштейн
Люксембург
Нидерланды
Франция
Швейцария
Восточная Европа
Белоруссия
Болгария
Венгрия
Македония
Молдова
Польша
Россия
Румыния
Словакия
Украина
Чехия
Северная Европа
Англия
Великобритания
Дания
Ирландия
Исландия
Латвия
Литва
Норвегия
Уэльс
Швеция
Шотландия
Финляндия
Эстония
Южная Европа
Босния и Герцеговина
Ватикан
Греция
Испания
Италия
Кипр
Мальта
Монако
Португалия
Сан-Марино
Сербия
Словения
Хорватия
Черногория
Около Европы
Армения
Азербайджан
Грузия
Турция
Крупные города
Барселона
Белград
Берлин
Будапешт
Генуя
Дрезден
Дубровник
Загреб
Копенгаген
Краков
Лейпциг
Лондон
Неаполь
Париж
Прага
Рига
Стокгольм
Франкфурт
Хельсинки
Эдинбург
Острова
Азорские острова
Гренландия
Искья
Канарские острова
Крит
Мадейра
Майорка
Родос
Сардиния
Сицилия
Фарерские острова
Шпицберген
Пелешац
Полуострова Хорватии > Пелешац

Пелешац

Пелешский канал — морской пролив между восточной частью северного побережью острова Корчула и западной частью южного побережья полуострова Пелешац. Простирается с северо-запада на юго-восток. Его граница на западе идет от мыса Осичац на полуострове Пелешац до бухты Самоград на острове Корчула. Граница на востоке ломаная и простирается от бухты Прилучицы на Пелешаце через восточный мыс острова Малые Сестрицы и восточный мыс острова Бисаче до мыса Ражнича на Корчуле. Длина канала составляет около 9 морских миль.

Самые неблагоприятные — юго и северо-западные ветры, так как дуют вдоль канала. Из остальных направлений ветра мореплаванию более всего мешает бура. При сильной буре лучше всего бросить якорь на побережье Пелешаца, а когда задуют западные и южные ветры, лучше встать на якорь у побережья Корчулы. Этот канал и по внешнему виду и по воздействию представляет собой узкую трубу, соединяющую Корчуланский и Млетский каналы. Ветра, дующие и с юго-востока ( SE , юго), и с запада (мистраль и пулентада) попадают в узкое пространство канала между Корчулой и Пелешацем и вынуждены изменить свое направление и дуть вдоль канала. Легко предположить, что воздушный поток с широких пространств островных каналов Корчулы и Млета ускоряется при входе в Пелешский канал. Но иногда забывается, хотя это очень важно, что подобное происходит и с морскими течениями. Особенно это важно помнить, если при помощи парусов хотите войти или выйти из Пелешского канала.

В обеденное время направляемся дальше, вдоль Пелешаца к Малому морю. На море ни души. На пути нам встречаются только две лодки с кабиной, по всей вероятности, это короткая семейная вылазка на купание и рыбалку. Проходим несколько прекрасных маленьких бухт — Малу (ненаселенную) и Велику Прапратну, Кунову, Црквице и Особляву. В каждой из них можно было бы остановиться, что мы наверняка и сделаем, только на обратном пути. А сейчас наш путь лежит до одного из островков в Малом море.

Входим в зону разведения рыбы, выращивания устриц и ракушек. Для того, чтобы искупаться, встаем на якорь у Ловоринковеца, а вечером отправляемся к Брестью, рассчитывая поужинать в таверне, указанной в справочнике. К сожалению, оказывается, что таверна закрыта. В месте, окруженном множеством рыбных ферм, нам не удается купить ни килограмма ракушек. Приходится ужинать на судне, используя запасы из холодильника. Прекрасная сама по себе бухта со старыми домами, в которых никто не живет, и безобразными новостройками, «украшенными» объявлениями, призывающими туристов снимать апартаменты и комнаты, производит впечатление полной запущенности. У меня всегда возникает вопрос: как человек, живущий среди гармонии природы и старой архитектуры, может воздвигнуть такие новые дома — у родины? Здесь, у Брестья планируется строительства моста, который соединит Пелешац с материком. Работы уже начались, но идут очень медленно. В глубине души я надеюсь, что мост все же не построят. Это могло бы спасти Брестье, и без того обезображенное югославской армией при строительстве стоянки для военных судов, от апартманизации, неминуемо связанной со строительством моста, и позволило бы сохранить его для будущего немногочисленных жителей этого местечка.

Прежде, чем отплыть, покупаю за десяток кун у одной из семей, занимающихся разведением ракушек, два килограмма мидий. Они работают, а я наблюдаю за ними. Тяжелая это работа. Сын собирает мидии, каждый день килограмм по триста, отец и мать чистят их в решете. Возвращаемся назад вдоль Пелешца. Мне хотелось бы побывать и в устье Неретвы, и в Блаце, но на паруснике, на котором мы сейчас плывем, 2.60, сделать это просто невозможно. Желание повторить опыт 1997 года, когда я был здесь с Радованом Марчичем, придется реализовать в другой раз. Может быть, во время плавания на редакционном глиссере, шестиметровом Conquest , с мощным, в 175 лошадиных сил Verado на корме. На нем мы поплывем до Комина, Опузена и Метковича и дальше по вниз по течению Неретвы. А плыть по Неретве можно уже с осени. Возвращаемся тем же маршрутом. Хотя морской маршрут никогда не бывает «тем же». Пройдя около нескольких островков Малого моря, встаем на якорь у Голяка для того, чтобы искупаться. Не нужно упоминать о том, что рядом нет ни одного более или менее крупного судна. Только одна лодка из Плоча. Находящиеся на ней люди вытягивают из моря сеть с уловом — парангал. Следующая остановка — в Црквице, расположенной в нескольких милях. Привязываю на короткое время судно к молу волнореза, построенного еще во времена австро—венгерской монархии и служившего для погрузки на суда вина. Жители находящейся в двух километрах отсюда Куны — самого большого поселения в этой части Пелешца — искусные виноделы, еще в те времена продавали свои вина в разных странах мира. Сегодня мол пуст, используется в основном для купания. Он словно предлагает провести ночь именно здесь. Следующую ночь мы могли бы провести в Дубе — прекрасном местечке у самой высокой вершины Пелешца —Святого Илии. Живописное местечко выросло в настоящей котловине, простирающейся до самого моря, плодородной благодаря, земле, смываемой с вершин Пелешца, и наличию большого количества, сливающейся сюда воды. Сегодня туризм является главным источником существования местных жителей. Рядом с прекрасными старинными зданиями и церквушкой, находящейся около гавани (поселок — на возвышении, на расстоянии около километра), строятся пансионы для туристов, желающих провести отдых в спокойствии, на прекрасных пляжах около Дубы. Меняем план и остаемся здесь на ночевку, так как Срджан и Нада сообщают мне, что выплывают на своем паруснике Curica из Макарске и идут к Ловишту. Такую встречу пропустить никак нельзя! У Дубы остаемся только покупаться, а ее небольшую гавань предоставляем в распоряжение туристического катера, доставившего группу туристок из Чехии, весело машущих нам руками.

В Ловиште становимся на якорь в бухте Рунци, защищенной от любой непогоды и ветра. Через час после нас приплывают Срджан и Нада и привязывают свое семиметровое судно с нашей боковой стороны. Мне ужасно нравится судно, которое Срджан оборудовал с большой любовью и вниманием в намерении сделать его своим морским домом. Здесь и холодильник с месячным запасом провианта, и целая батарея бутылок с домашней ораховицей, трав—рицей и лозой в кухонных шкафчиках. Мне сразу же вспоминаются времена, когда мы были не столь богатыми, а наше плавание было очень скромным, но доставляло нам не меньше, а даже больше радости и удовольствия, чем сейчас. Проводим вечер за беседой и ужином. В нашем меню — вареная ягнятина, говяжий мулам и очень вкусный сатараш. Мы могли бы разговаривать до утра, но Срджану нужно вставать в три утра из-за сети — парангала.

Рано утром Срджан и Нада уплывают на рыбалку, а мы остаемся целый день в Ловиште. Договариваемся встретиться в два часа на Шчедре. У нас в программе — купание и ужин в Барсе, у Гордана Матияшевича. В Ловище необычно пустынно. Погода прекрасная, и все в море. На якоре только семь—восемь судов. Мы опять в цивилизации, и я отправляюсь за продуктами и газетами. Пью кофе и читаю «Утренний лист». Наш президент опять активен. Он был на рыбалке в Малой Стиниве, где поймал большого, полукилограммового красного пагелла. Я рад за него, надеюсь, что рыбу он поймал сам. Звонит мобильник, Срджан сообщает, что поймал в парангал тридцатикилограммовую сериолу. А до этого — десятикилограммового пагра. А Младен Кокич этой ночью поймал целый «вагон» анчоусов и сардин. Он передает мне привет и спрашивает, когда я наконец-то соберусь порыбачить с ним. Соберусь, наверняка уже этой осенью. Кажется мне, что нашему Стипе Месичу могло гораздо больше повезти на рыбалке, если бы он выбрал более подходящую компанию. Вечер в Барсе проходит так, что лучше не придумаешь. Гордан уже устал от сезона, но приходится работать, а работает он с умом: не любит большого скопления людей, у него немного столиков, и поэтому у посетителей создается такое впечатление, что хозяин старается только для них. Как он отличается от некоторых наших фаворитов, в ресторанах которых — нервная атмосфера, толкучка, а обед превращается в процесс непрерывного ожидания чего-то...