Рига
> От Сербии до Финляндии
От Сербии до Финляндии
Экспозиция «От Сербии до Финляндии, 1914» делится на три раздела. Конечно,
это конфликт эпох. Война полностью стерла или нивелировала многие важные патриархальные
ценности, и вместо Kinder, Кйспе, Kirche суфражистки стали носить брюки, водить
авто и получили право голоса на выборах. Кубизм появился еще до выстрелов на
мосту в центре Сараево, где сербский студент Принцип застрелил австро-венгерского
престолонаследника Франца-Фердинанда, но война стала катализатором появления
авангардных художественных направлений: акмеизма, дадаизма, супрематизма, сделала
известными Кандинского и Малевича.
Временные рамки выставки — 1914—1925.
Война после подписания всех пактов о капитуляции еще долго порождала новое
художественное видение. Впрочем, Кандинского и Малевича на выставке не будет.
Здесь есть несколько причин: хедлайнеры мировой живописи известны всем хотя
бы в репродукциях, а в Arsenals планируется показ малоизвестных картин и скульптур.
И второе: куратор выставки Гинта Герхарде-Упениеце при отборе объектов пыталась
избежать натурализма а-ля Отто Дике.
Трупы солдат, черепа, обрывки разорванной плоти — это тоже лицо войны, страшное
и честное, конечно, но у войны есть бесконечное число и других лиц. — В проекте
«1914» будут работы авторов от Сербии до Финляндии из 20 художественных музеев
и национальных галерей Европы, точнее, Восточной и Северной Европы, — говорит
Гинта. — Используются не только художественные экспозиции. Это фотодокументалистика,
макеты и руины зданий, а также работы современных авторов на тему войны: «Красная
кнопка» и «Голубь мира». Еще тема, без которой никак: раздел «Стрелки». Не так
важно, были ли это мужчины с трехлинейками из двух николаевских бригад стрелков,
красные стрелки Вациетиса или вставшие насмерть за вполне уже реальную к 18
ноября свободу латвийские солдаты с мауузеровскими карабинами и нашивками ландсвера.
«Мы знали, за что мы сражаемся. Это народная война», — писал участник тех боев
на Пулеметной горке Карлис Скалбе.
|