Всеобщая история человечества > История шалаша
История шалаша
Те учёные, которые верят в ветровые
заслоны как в первый человеческий дом, говорят: "Зато из этого самого заслона
легко получить более совершенное человеческое жилище - шалаш". Действительно,
если колья вбить не по прямой линии, а по кругу и потом соединить их концы вверху,
да ещё покрыть эту конструкцию еловым лапником, или листьями пальмы, или шкурами
животных, получится самый настоящий шалаш. . Шалаш лежит в основе многих национальных
жилищ, например, шатров бедуинов и гоатте лапландцев.
Типи
- конус из жердей, накрытый шкурами бизонов или оленей, - классическое жилище
индейцев Великих равнин и Центральной Америки. Совершенно непонятно, почему
типи называют вигвамом. Тот небольшой конусообразный шалаш, который мы видим
в фильмах про индейцев, - это типи. А вигвам - большое куполообразное жилище.
В нём может устроить собрание целое племя.
"Это было в вежное время", - так начинаются многие сказки северного народа
саамов (раньше их называли лопарями). Вежа
- это древнее саамское жилище вроде шалаша. Стояли такие шалаши, углублённые
в землю, покрытые дёрном и берестой, по всей Лапландии (это кусочек территории
Норвегии, Швеции, Финляндии и России на Кольском полуострове). Жили в них саамы
- охотились на диких оленей да пушного зверя, ловили рыбу, добывали жемчуг,
дружили с добрыми духами чахкли, умели даже летом вызвать снежную бурю. И теперь
нет вежей в Лапландии, и колдунов-нойдов тоже нет, и добрых духов со смешным
названием "чахкли" нет... Кончилось вежное время (и время последних шалашей). Шалаши в Древнем Китае
В Древнем Китае обитало много племён.
Одни были цивилизованными и жили в деревянных и каменных домах, другие - почти
в первобытных шалашах. Такой шалаш делали просто: втыкали кругом ивовые прутья,
слегка их переплетали и покрывали сверху войлоком. После каменного дома жить
в таком шалаше (его называли цюнлу) было грустно. Сохранилась жалоба из письма
древнекитайской принцессы II века до нашей эры: "Выдали меня замуж на край света,
в далёкую чужую страну, за усуньского царя, цюнлу мне служит домом, волок -
стенами". Конечно, бедняжке было тяжко, ведь это всё равно как если бы русскую
княжну выдали за чукчу или эвенка и она бы поселилась в юрте или чуме.
|