На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska


Wednesday, 19 November 2025
Киев
Достопримечательности
Андреевский спуск
Золотые ворота
Крещатик
Набережная Днепра
Оперный театр
Родина-Мать
Русановская Набережная
Софийская площадь
Ярослав Вал
Монастыри и храмы
Андреевская церковь
Аскольдова могила
Владимирский собор
Выдубицкий монастырь
Киево-Печерская Лавра
Михайловский монастырь
Софийский Собор
Архитектура
Дом Рыцаря
Дом с химерами
Киево-Могилянская академия
Мариинский дворец
Музеи
Дом музей Булгакова
Музей голодомора
Музей истории ВОВ

Фуникулёр

Киев > Горы Киева > Фуникулёр

Фуникулёр Киева

Построить фуникулёр в Киеве планировали ещё во второй половине XIX века. Даже был утверждён проект инженера из Австрии фуникулёра на паровой тяге, который должен был соединять Почтовую и Европейскую площади (на Александровском спуске – сейчас Владимирский спуск). Но этот фуникулёр так и не был построен, а вместо него здесь пустили первый в Российской империи и второй в Европе электрический трамвай.

Идея нынешнего фуникулёра, соединяющего Михайловскую (Верхний город) и Почтовую площадь (Подол), принадлежала инженеру путей сообщения, директору правления Московско-Казанской железной дороги Артуру Адольфовичу Абрагамсону, а конструкторскую документацию разработали инженер Николай Пятницкий и архитектор Александр Барышников. Проектные работы проводились на протяжении 1902 – 1904 гг., а строительство было завершено в мае 1905-го. Виадук сооружался по передовой для того времени технологии – с использованием железобетона.

До начала ХХ века с Подола в Верхний город можно было добраться по узким извилистым тропинкам, а позже по проложенным деревянным лестницам или пешком по крутому Андреевскому спуску, что было не так то просто. Нужен был быстрый и удобный способ сообщения между двумя частями Киева. Выдвигалось несколько проектов подъёмников и фуникулёров различных типов в разных местах (в том числе и на Андреевском спуске), но все они не имели никакого продолжения, кроме одного – проекта инженера Артура Абрагамсона. Фуникулёр начали строить в местности, которую раньше называли урочище Чёртово Беремище – одно из мест «сбора» ведьм. Длина маршрута тогда составляла около 200 метров, и фуникулёр не доходил до Почтовой площади как сейчас, а только до улицы Боричев Ток, откуда до Контрактовой площади ходил трамвай. Первоначально планировалось провести фуникулёр до Почтовой площади, но на пути была частная усадьба, владелица которой потребовала слишком большую сумму в качестве компенсации за снос имения и разрешение провести фуникулёр по её территории, поэтому фуникулёр тогда не довели до Почтовой площади.

Строительство фуникулёра обошлось владельцам киевского трамвая – Бельгийскому акционерному обществу (владельцу трамвайных линий во многих городах Российской империи) в сумму около 200 тысяч рублей, но благодаря огромному интересу киевлян и гостей города к необычному транспортному средству, вложенные в строительство средства быстро окупились, и фуникулёр принёс довольно существенную прибыль.

Все механическое оборудование и тележки вагонов были сделаны в Швейцарии, имевшей богатый опыт в создании фуникулёров и канатных дорог. Вагоны приводились в движение с помощью двух электродвигателей (один из них – запасной) напряжением постоянного тока 500 В и мощностью каждого в 65 лошадиных сил (прибл. 50 кВт). Вагоны вмещали в себя по 65-70 человек и двигались со скоростью 2 метра в секунду.

В 1928 году проводили ремонт фуникулёра, во время которого, при замене каната, верхний вагон сорвался вниз и столкнулся со вторым вагоном. Обошлось без человеческих жертв, но вагоны были разрушены полностью. Рабочие КЗЭТ им. Дзержинского (тогда – завод имени Домбаля) сделали новые вагоны практически с нуля, постаравшись не изменить заложенного принципа механики. В это же время фуникулёр продлили на 38 метров до Почтовой площади (а точнее до нынешней улицы Петра Сагайдачного). Это продление стало возможным после революции, когда хозяев усадеб на Боричевом току выгнали из своих домов. В доме, который находился на пути фуникулёра, устроили вестибюль нижней станции и проделали выход-коридор в сторону Днепра вместо одного подъезда здания. В таком необычном виде фуникулёр просуществовал около 50 лет.

В конце 30-х годов, после обратного переноса столицы Украины из Харькова в Киев, фуникулёр чуть было не разрушили. Тогда коммунисты-чиновники хотели обосноваться в Верхнем городе, для чего разрушили Михайловский монастырь и Трехсвятительскую церковь, на месте которой в 1939 году построили здание ЦК КП(б)У (сейчас – МИД Украины). На месте Михайловского Златоверхого монастыря также планировалась постройка подобных сооружений. Вместо фуникулёра хотели сделать помпезную парадную лестницу с огромной статуей Ленина. К счастью, эти бредовые идеи не были воплощены в жизнь до конца, и фуникулёр остался на своём месте. Правда причина отмены столь грандиозных градостроительных планов была ужасной – война.

В 1958 году была произведена ещё одна реконструкция подъёмника, во время которой полностью поменяли оборудование машинного зала и были реконструированы вагоны.

Следующая капитальная реконструкция была проведена в начале 80-х годов, во время которой заменили вагоны, а также полностью перестроили нижнюю станцию, в результате чего она приобрела сегодняшний вид.

Сейчас фуникулёр опять подвергается опасности, но на этот раз со стороны «бизнесменов-строителей», которые ведут строительство возле фуникулёра, а также со стороны чиновников городской администрации, которые выдали разрешения на эти стройки. На Почтовой площади, слева и справа от фуникулёра ведётся строительство гостинично-офисных комплексов с подземными паркингами - несмотря на то, что стройка здесь запрещена (склоны Владимирской горки входят в охранную зону заповедника «Древний Киев»). Скоро эти гостиницы полностью закроют собой фуникулёр, и станет невозможным, как раньше, любоваться панорамой Подола. К тому же, что самое ужасное, из-за стройки, склоны стали оседать (местные горы имеют слабые, склонные к оползням грунты), и фуникулёр, который и без того нуждается в серьёзной реконструкции, вообще может быть разрушен. Фуникулёр не смогли уничтожить ни коммунисты, ни