В конце XIX-начале XX в. село
Устье считалось крупным торгово-промышленным центром. В XIX веке с постройкой
Архангельской железной дороги торговая деятельность Устья понизилась, сузился
район покупателей. Это заставило устьян обратить внимание на заводскую промышленность.
В XIX веке в селе Лахмокурье появляется 13 кожевенных заведений. С возникновением
капиталистических отношений, с применением на производстве паровых машин и двигателей
появилась необходимость в транспорте, главным образом в деревянных судах - для
перевозки пиломатериалов с лесозаводов в город Петербург и для отправки их в
дальнейшем за границу. В связи с этим в верхнем течении реки
Кубены устраиваются верфи для изготовления деревянных судов — барж
и барок.
Лодки выделывали главным образом в волостях: Новостаросельской, Замошской,
Троицко-Енальской и Михайловской Кадниковского уезда. Кадниковские стружки,
набойницы, карбасы, баржи продавались не только по всему уезду, но и в другие
местности.