На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Туры в КарелиюТуры по России Подмосковье Селигер Туры на Алтай Отдых на мореАктивные туры
Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Friday, 29 March 2024
Туры в Казань и по Татарстану
Туры в Казань
Татарстан
Альметьевск
Билярск
Елабуга
Казань
Лаишево
Набережные Челны
Свияжск
Чистополь
Речной порт

Достопримечательности Казани > Речной порт в Казани

Речной порт
   

Возникновение Казанского речного порта уходит в глубь веков. Оно непосредственно связано с началом на Волге судоходства, с экономическим и политическим развитием поволжских татар, в частности Казанского ханства. В "Истории Татарской АССР" отмечается, что "крупнейшим торговым центром не только ханства, но, пожалуй, и всего Поволжья и Прикамья была Казань, где проживали купцы из разных стран.

В XV в. на Гостином острове ежегодно проводилась весенняя ярмарка. По Булаку через реку Казанку суда с Волги попадали к казанским базарам. По берегам имелось немало естественных пристаней. После присоединения Поволжья к Московскому государству в казанские пристани заходили суда западноевропейских купцов, которые под охраной стрельцов отправлялись караванами весной от Нижнего Новгорода до Астрахани и осенью из Астрахани вверх по Волге.

К середине XVII в. Казань становится самым крупным городом Поволжья. Пристани Казани не имели себе равных на средней Волге. По приказу Петра I в 1718 году в Казани было создано адмиралтейство, на верфях которого строились многочисленные суда.

Пристани переносятся к устью. С тех пор каждую весну, при большой воде, пристани на время устанавливались вблизи города – в весеннем устье Казанки. Так возникло название казанских пристаней – Дальнее Устье и Ближнее Устье. В летний период судоходства связь города с Волгой была плохая. Позднее, в 1875 году, конная железная дорога связала Дальнее и Ближнее Устье с центром города.

Казанское адмиралтейство было не на пустом месте. Казань, город на могучей реке не мог обойтись без своего флота. Тем более что здесь всегда процветала торговля. Леса обступали Казань со всех сторон. Например, за современной площадью Свободы уже начинались дремучие леса. Материала для строительства судов было в избытке, Искусных рук хватало. Были развиты все сопутствующие судостроению ремёсла: обработка метала, кожевенное, ткацкое дело.

Ещё в XVII (17) веке Казань строила не только речные, но и морские суда, а начиная с XVIII столетия здесь уже регулярно выполняются заказы на суда для Каспийского и Балтийского морей, а также заготавливаются огромные запасы леса и других необходимых материалов для создания военного и коммерческого флота. В 1710 году отсюда в Балтийское море, через систему только выстроенных каналов, ушла эскадра из пяти кораблей, один из которых гордо носил название «Город Казань»; через некоторое время восемь судов были отправлены для азовского флота.

Пётр I дотошно и внимательно, не оставив ни одной мельчайшей подробности, изучил он состояние казанского судостроения, лично проверил отчётные ведомости и сделал ряд распоряжений об охране корабельных лесов. Особенно нервничал вице губернатор Н.А. Кудрявцев – на него были возложены все заботы об адмиралтействе. Можно представить, с каким облегчением он вздохнул, когда августейший ревизор отбыл, не выразив особого недовольства.

Адмиралтейство, располагалось «на пустынном левом берегу реки Казанки, на пашенной земле Зилантовой Успенского монастыря и села Бежболды.

Самое время вспомнить о фрегатах и бригантинах.

До нас дошли данные о наименовании и количестве судов, спущенных казанским адмиралтейством за время его жизнедеятельности (1718-1829 гг.), а именно: 7 бомбардирских кораблей, 12 фрегатов, 1 корвет, 5 бригов, 12 палубных ботов 2 бригантины, 1 тендер, 12 галиотов, 4 люгера, 1 большой транспорт, 10 гетботов, 4 эмбенских бота, 8 военных иолов и другие, более мелкие суда, всего же до 400 судов различных наименований.

В прошлом в Адмиралтейской слободе ещё можно было видеть деревянное строение, напоминавшее большой сарай. Это был один из любопытнейших исторических памятников, ибо внутри строения находились два судна: галера «Тверь», на которой прибыла в 1767 году в Казань Екатерина II, и катер императора Павла I, посетившего наш город в 1798 году. Ведало этим зданием сначала Казанское адмиралтейство.

Строение было огорожено, но во всякое время доступно для просмотра. Вся территория так и называлась – галерный двор. Располагалась она между городом и устьинскими пристанями.

В связи с быстрым развитием судоходства на Волге возникает острая необходимость в строительстве речных портов в крупных поволжских городах. Ещё во второй половине XIX в. Выдвигаются проекты сооружения речного порта непосредственно у города Казани и соединения его с Волгой каналом. Однако неоднократные ходатайства Казанцев о сооружении порта в районе города были отклонены царским правительством. Попытки строительства порта за счёт частного капитала также не увенчалась успехом.

В самом начале XX в. в Казани возникли летние пристани. Но они, расположенныев устье реки Казанки, начинали действовать лишь после спада воды.

В годы пятой пятилетки большое внимание уделялось строительству и реконструкции речных портов. В директивах XIX съезда партии были записано: «Закончить первую очередь работ по строительству и реконструкции портов в Сталинграде, Саратове, Самаре, Ульяновске, Казани, Нижнем Новгороде …. Оснастить основные порты высокопроизводительными средствами механизации». На эти работы в 5-й пятилетке было запланировано 649,8 млн. рублей.

По проекту акватория порта глубоко врезалась в коренной берег Волги. Для подхода к городу крупных судов должен был быть сооружен специальный портовый бассейн, на берегу которого размещались причалы и портовое хозяйство. Бассейн проектировался в виде канала, который начинался у Волги и подступал к Ново-Татарской слободе. Ширина его в нижней части составляла 200 м., у слободы – 400 м., глубина достигала 8 метров, берег акватории и канала со стороны города обрамлялся сооружениями.

Площадка строительства нового речного порта протянулась от устья реки Казанки до Ново-Татарской слободы. В марте 1953 года началась забивка металлического шпунта. Честь забить первый шпунт на новостройке пятой пятилетки была предоставлена лучшему закоперщику Михаилу Богдановскому.

В октябре 1956 года был завершен намыв портовой дамбы инженерной защиты. В связи со строительством Куйбышевской ГЭС создавалось водохранилище площадью в 6500 кв.км.

И вновь речные ворота Казани требуют особого внимания и выделение денег на реконструкцию причалов, зданий и ремонт судов.

 
Чат с менеджером

Скидки предоставляются:

  • пенсионерам и ветеранам
  • детям до 12 лет на основное место
  • постоянным клиентам
  • именинникам в день рождения и на следующий день
Туры в Казань и по Татарстану Санатории Татарстана Поиск дешевых авиабилетов
Туры в Казань Подбор санатория Авиабилеты


Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram