На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Карелия Туры по России Отдых на море Селигер Подмосковье Активные туры Регионы
Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Понедельник, 16 Сентябрь 2019

Туризм
Отдых
Туры на Кольский полуостров
Туры в Хибины
Рыбалка
Города
Апатиты
Кандалакша
Кировск
Мурманск
Слобода Петровка

Слобода Петровка

Современное Устье было образовано из нескольких частей. Несомненно, что самая древняя часть Устья — это деревня Лахмокуръе. В 1486 году уже имелось упоминание о Лахмокурье, а в переписной дозорной книге 1589 года оно уже крупная деревня: «Оброчная д. Лахмокурье на речке Пучкас и на реке Кубененице, а в ней 21 крестьянский двор, да захребетников 8 дворов».

(Розанов. «Воскресенская церковь в с. Устье. 1903 г.)

Жители деревни Лахмокурье занимались в основном рыбным промыслом. Вместе с деревней Опросиньино (сейчас - Афросинино) в обеих этих деревнях насчитывалось до 50 рыбаков. В первой половине XIX века Лахмокурье было самой богатой деревней прихода, в ней находилось до 13 кожевенных заводов.

Несомненно, что название деревни Лахмокурье состоит из двух частей: «лах» или «лахта», то есть заливец, бухта и «курья» того же значения. (Толковый слов, жив. великорус, яз., Владимир Даль, 1881 г.). В словаре Ю. И. Чайкиной 1993 г. издания дается иное толкование: Лахмокурье - залив, где водится большое количество рыбы – конкретнее, лещей, а деревня названа по своему расположению рядом с подобным заливом или речной протокой. Лахмокурье в то время находилось на правом берегу ручья, что около часовни. По левому располагалось село Криушево, принадлежащее Спасо-Каменному монастырю.

Второе селение упоминается в источниках XVI века как Петровский погост (селение с церковью и кладбищем). Жители слободы Петровки занимались земледелием. Но земледелие для устьян являлось не главным, а вспомогательным средством к существованию.

Известны два обычая, связанные со слободой Петровкой. До второй половины XIX века у устьян существовал старинный обычай сражаться с прихожанами Слободской церкви в один из зимних праздников. Дело обыкновенно начиналось с мальчишек, которые, собравшись на двух противоположных брегах речки Петровки, устраивали между собой шуточное сражение, перекидываясь снежками. К ним с Устьянской и Слободской стороны присоединялись взрослые парни, употребляя уже в качестве боевых средств вместо снега палки, черенки и другие предметы. Наконец за тех и других заступались родители, и начиналось настоящее побоище. Рассказывали, что некоторых при этом избивали до полусмерти. Сражение обычно заканчивалось победой устьян, которые загоняли своих противников в Слободскую церковь, где они считались неприкосновенными. Благодаря силам местного духовенства и полиции этот обычай был прекращен.

Второй обычай, связанный с Петропавловскими церквями существовал до 80-х годов XIX века, назывался он «высматривание невест». В начале свадебного сезона, 16 января, в престольный праздник Петропавловских церквей, молодые девушки выстраивались около церковной ограды. При этом одевали на себя как можно больше станов, юбок (до 18). Старая женщина в сопровождении молодых парней - потенциальных женихов, проходила около девушек. Она клюшкой приподнимала у них сарафаны и начинала вместе с парнями рассматривать у них нижние юбки, поднимая одну наподольницу, другую, третью... Просмотр наподольниц женщина сопровождала объяснениями тех или иных орнаментов. Парни стояли, смотрели, обсуждая девушку. Обращали внимание на ее лицо, фигуру, а также на количество выполненных ею юбок, на сложность орнамента. В то время считалось, что если парень рассматривает юбки, то он имеет серьезные намерения по отношению к этой девушке. Недаром девушка на гуляньи пела в своих частушках: «Я не зря тебе казала наподольницу с мысами...». Показывать наподольницу - это как бы своеобразное предложение выйти замуж.

 

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам
Туры на Кольский полуостров Отели Мурманской области  напрямую
Туры на Кольский Отели


(495) 363 3512