|
Ленобласть >
Монастыри Ленинградской
области > Александра Свирского мужской монастырь
Александра Свирского мужской монастырь
Александра Свирского мужской монастырь расположен в 20-ти вёрстах от Ладожского
озера и в 6 вёрстах от реки Свири, между Рощинским и Святым озёрами, в 170
км от Петрозаводска. Древняя северная обитель
основана в 1506 году Преподобным Александром Свирским. Он удалился в 1484 году
в Свирские леса и поселился на возвышенном месте в сосновом бору около двух
живописных озёр. Здесь старец удостоился видеть Господа Бога, явившегося в образе
Святой Троицы, и беседовать с Ним. Александр построил Троицкий храм, вокруг
которого постепенно образовалась монашеская община.
В различные эпохи монастырь имел следующие названия: Александра Свирского,
Свято-Троицкий Александро-Свирский, Александро-Свирский-Спасский-Троицкий, Рощинский-Преображенский
и Александрова пустынь.
Двойное название, содержащие упоминание двунадесятого праздника Преображения
Господня, объяснялось тем, что первоначально Александра Свирского монастырь
состоял из двух самостоятельных обителей, где главными храмами были Троицкий
и Преображенский.
Обитель дважды подвергалась разорению: в 1581 году от шведских интервентов,
в 1613 году - от литовцев. Однако в столетии Александра Свирского монастырь,
благодаря милости императора Петра I, переживает расцвет несмотря на то, что
к 1763 году обитель была вновь разделена на две.
Троицкий монастырь становится резиденцией Олонецких преосвященных (в 1764 г.
по именному указу императрицы Екатерины II из обширной Новгородской митрополии
была выделена Олонецкая епархия - архиерейская кафедра Олонецких святителей
расположилась в Александра Свирского обители). Следует отметить, что учреждение
новой кафедры вовсе не носило формальный характер: при монастыре в том же
году были открыты архиерейский дом, духовная консистория, а в 1779 г. - духовная
семинария. Преображенский монастырь получает название Троицкого Александра Свирского.
При этом Троицкий собор монастыря стал кафедральным.
Монастырь Александра Свирского имел богатую библиотеку, однако пожар 1784 года уничтожил многие книги и рукописи. В настоящее время фрагменты книжного собрания обители находятся в фондах крупнейших российских библиотек - РНБ (Санкт-Петербург) и РГБ (Москва). Монастырский же архив в настоящее время разрозненном виде хранится в составе собраний Российского государственного исторического архива и иных учреждений науки и культуры.
Александра Свирского монастырь имел собственное подворье в Санкт-Петербурге,
причём оно было основано в 1715 году по личному повелению государя Петра I.
Здание подворья находилось в Большой Морской слободе (согласно современному
плану Санкт-Петербурга - между улицами Мойкой и Большой Морской). Однако первое
здание подворья просуществовало недолго, причины его закрытия до сих пор остаются
невыясненными. Возобновление Александро-Свирского подворья произошло только
во второй половине XIX столетия (оно располагалось на углу улиц Боровой и Разъезжей).
Как и многие другие монастыри Руси, а позднее Российской империи, Александра
Свирского монастырь вёл обширнейшее хозяйство, участвовал в судебных тяжбах.
Со времён молитвенных подвигов преподобного Александра Свирского слава об основанном
им монастыре доходила до первопрестольного града Москвы. Великие князья Московские
и всея Руси, цари и императоры всегда благотворили Троицкому монастырю и по
возможности старались его посетить для личной молитвы. Преподобный Александр
Свирский издревле считался небесным покровителем Царствующего Дома Руси - России.
В 1820 году архимандричий посох принимает новый настоятель Александро-Свирской обители
архимандрит Парфений, начало правления которого ознаменовалось Высочайшим посещением
монастыря. 24 июля 1820 г. в обитель прибыл император Александр I (по пути в г.
Архангельск) и был встречен у святых врат обители "без всякой церемонии".
Государь поклонился мощам преподобного Александра Свирского, посетил настоятельские
кельи, расспросил архимандрита Парфения о поведении монашеской братии и состоянии
местного духовного училища.
Это посещение монастыря государем не осталось незамеченным: настоятель был вызван
в Санкт-Петербург к правящему архиерею - митрополиту Михаилу (Десницкому) - с
целью подробного рассказа об этом событии.
Другой самодержец Всероссийский - Александр II 27 июня 1858 года прибыл на
богомолье вместе со всем Августейшим семейством. Царь убедился, что древняя
и прославленная монашеская обитель крайне нуждается в реставрации.
Весомые пожертвования также были сделаны другими членами Царствующего дома, а
в память посещения обители Царской семьёй была написана икона преподобного Александра
Свирского с небесными покровителями правящей династии Романовых. По возвращении
в Санкт-Петербург государь прислал в монастырь свой подарок - полный комплект
церковного облачения серебряной парчи, а великие князья пожертвовали церковное
облачение позолоченной парчи. После революции мощи Александра Свирского были осквернены, а на территории монастыря разместились поочерёдно красноармейская часть, исправительная колония, инвалидные дома, совхоз, психиатрическая больница. Большинство храмов были опечатаны или же переделаны для использования в хозяйственных нуждах. Храмы обители и комплексы монастырских построек подвергались разрушению в годы Великой Отечественной войны.
Второе рождение обители - 1997 год. Новым насельникам монастырь предстал в
"мерзости запустения". После десятилетий забвения в советское время к полуразрушенным
храмам и церковным зданиям близ озёр Святое и Рощинское прибыли первые монахи
и послушники. В ноябре 1998 года мощи Святого Александра перенесены на место
их вечного упокоения.
За короткий срок полностью восстановлен Преображенский собор, часовня на месте
явления Святой Троицы, один из братских корпусов.
Десятки тысяч паломников приезжают приложиться к мощам. На берегу озера есть
святой источник, и паломники, спускаясь к нему, любуются неповторимой красоты
видом водной глади в сочетании с монастырскими строениями, окруженной густым
лесом.
В двух комплексах монастыря - Преображенском и Троицком - сохранились монастырские
здания XVI-XX веков и уникальная храмовая роспись начала XVIII века. В Троицком
соборе сохранилась настенная роспись XVII века.
Восстановление святынь, долгие годы пребывавших в «мерзости запустения», потребовало немалых усилий: оно началось с масштабной расчистки территории, ремонта и восстановления Преображенского собора, а также благоустройства внутреннего убранства храма святых Захария и Елизаветы, также в первую очередь была отремонтирована часовня на месте явления преподобному Александру Свирскому Святой Троицы, восстановлен братский корпус. Реставрационные работы и благоукрашение святой обители продолжаются и по настоящее время.
Каждому туристу или паломнику, приезжающему в Александро-Свирский монастырь,
сразу бросается в глаза его большая территория и необъятные взгляду просторы
вокруг. Неважно, монастырская то территория или Рощинское озеро. Все из увиденного
заставляет ваш дух ненадолго замереть, даже если вы - человек неверующий.
Большое количество паломников приезжает посмотреть на монастырскую святыню
- уникальные мощи Александра Свирского.
Не мало из приезжих отмечают для себя это место уникальным и привлекательным
из-за того, что здесь находится Пресвятая Троица. Для человека православного
это место имеет особую одухотворённость.
Пресвятая Богородица тоже не оставила без внимания Александро-Свирский монастырь.
Так, считается, что эта обитель под её покровительством и по наше время. Пресвятая
Богородица сопутствовала тому, чтобы сохранились храмы двадцатых веков по сегодняшний
день - в 30-е годы прошлого века, в годы лихолетья, храмы сохранились. Существует
легенда, которая рассказывает о том, что храмы эти сами по себе обновляются,
но созерцать это возможно только избранному.
Но ведь хотелось бы все же узнать, какие перемены произошли за прошлые десятилетия.
Монастырь сильно переменился в хорошую сторону. Общими усилиями многих людей
обновили Преображенскую церковь. В Троицкой церкви в советские времена разместилась
психиатрическая больница, теперь она переехала в современное здание, и постепенно
восстанавливается и эта часть монастыря. Паломники со всего мира помогают обустраивать
Александро-Свирский монастырь. Посадили хороший яблоневый сад, который радует
глаз посетителей. Построили столовую для паломников, также в ближайшем будущем
планируется строительство гостиницы.
На данный момент паломникам приходится останавливаться в светской гостинице,
что отнюдь не дёшево. Или же в частном секторе неподалёку. Так же есть ещё вариант
остановиться в доме паломника, который находится недалеко от монастыря. Очень
много трудов уходит на то, чтобы содержать монастырь в отличном состоянии и
всегда открытым для посещения. Монастырь открыт для посещения ежедневно с 6:00 до 20:00. В воскресенье и праздничные дни - ворота монастыря открыты с 8:00.
В истории обители преподобного Александра Свирского значительное место занимает
монастырское старчество.
Иеромонах Леонид (Наголкин; 1768-1841) в схиме Лев - прозорливый и духоносный
старец, почитавшийся ещё при своей земной жизни. Именно к нему ездил из Санкт-Петербурга
ради духовного окормления Дмитрий Брянчанинов - будущий святитель, который в
течении двух лет был послушникам в монастыре, чьему перу принадлежит первое
житие схимонаха Феодора, которое известно во множестве редакций, а рукописный
подлинник в настоящее время находится в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры.
Известно, что иеромонах Леонид хотел удалиться в другой монастырь сразу же по
кончине своего сомолитвенника о. Феодора, однако покинул Александра Свирского
монастырь только в 1829 году и до самой кончины (И октября 1841 года) подвизался
в Оптиной пустыни, принимая многочисленных духовных чад со всей России. Схимонах Феодор (Аникитин, по другим сведениям, Пользиков; 1756-1822) ещё при
жизни назывался великим старцем. Имел множество учеников. Ради сугубого уединения
в молитве уходил на противоположный берег монастырского Рощинского озера, где
поставил хижину, известную как "Феодоровская пустынь".
Происходил из купеческого сословия г. Карачева Орловской губернии, духовное
делания начинал под руководством преподобного Паисия Величковского - первого
возобновителя традиций монастырского старчества в России. Он находился в Александра
Свирского обители с 1819 года по вплоть до своей кончины.
Вскоре сила молитвы и прозорливость старцев Федодора и Льва стали известны за
пределами Александра Свирского обители.
Архимандрит Агафангел (Амосов; 1841-1909) духовно окормлялся у валаамского
схимника Агапия. Следуя совету о. Агапия, собрал новую братию (причём часть
новой братии составляла пришедших монахов с Валаама). "В каждом письме о. Агапия
есть о. Агафангелу поклоны от всех старцев и схимников. Слепой прозорливый о.
Агапий был для полного сил и творческого духа о. Агафангела мудрым вождём в
деле внутреннего и внешнего обновления обители", - отмечает биограф о. Агафангела
архимандрит Никодим (Кононов), будущий новомученик.
Агафангел, заботясь о внешней благоустроенности обители, был в то же время и истинным
руководителем братии в духовной жизни. С самого начала он ввёл общежитие и старческое
руководство новоначальных, сам во всем подавая пример. Богослужение он устроил
по чину Валаамскому и до конца дней соблюдал этот устав.
|