На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Карелия Все туры Коттеджи Алтай
Туры в Карелию Туры по России Горный Алтай Подмосковье Селигер Активные туры Отдых на море
Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Thursday, 25 April 2024
Туры в Москву
Туры в Москву
Туристские хиты
ТОП 10
Кремль
Монастыри
Музеи
Памятники
Парки
Площади
Театры
Улицы
Усадьбы
Церкви
Спорт
Туризм
Архитектура
Отели
Рестораны
Туры и экскурсии
Хостели
Музеи
Палаты стрельцов
Ретро автомобилей
Остальные
Культура
Выставки



Рабочие клубы

Архитектура Москвы > Рабочие клубы

Рабочие клубы

Не только жилые дома строились в 20-е годы. Велось сооружение и общественных зданий, в первую очередь рабочих клубов. В организации нового быта клубам придавалась особая роль. Они были призваны стать центрами разумного досуга, пропаганды и агитации коммунистических идей, в них зарождались самодеятельные театры, показывали первые советские фильмы и т.д.

Клубы как просветительные учреждения нового типа зародились вскоре после революции и размещались первоначально в уже существовавших зданиях - чаще всего это были барские особняки. Конечно, они плохо подходили для надобностей рабочих. Но делать было нечего - о строительстве новых, специально предназначенных для этих целей сооружений тогда думать не приходилось. Лишь во второй половине 20-х годов разворачивается проектирование, а затем и строительство клубов. Их строят различные профсоюзы рабочих - железнодорожников и сахарников, текстильщиков и коммунальников, пищевиков и металлистов.

Архитекторы энергично включились в создание принципиально новых сооружений. Для них здесь открывался непочатый край интереснейшей творческой работы.

В конце 20-х годов на улицах Москвы, в разных ее районах появились здания, поражавшие современников своим необычным видом, словно символизирующим архитектуру будущего. Их было немало, но лучшими среди этих зданий считаются клубы - их шесть, включая тот, что стоит в подмосковном поселке Дулево, построенные архитектором Константином Степановичем Мельниковым.

О том, как он понимает архитектуру клуба, Мельников писал: "Внешний вид здания должен быть экспрессивно-индивидуальный, резко отличаться от всех других зданий другого назначения... "Клуб". Я не вижу в нашей современности более чистой темы для Архитектуры, чем, даже, если это, скажем, театр или кино, или даже "Дворец". У нас в двадцатых годах в эту тему вкладывались (по крайней мере, я так думал) все высшие стремления интеллектуальной жизни человека, человека-личности, и сооружения клубов являлись бы индивидуальными на общем фоне городской застройки" .

Эту точку зрения Мельникова разделяли и другие архитекторы, работавшие над темой клуба. Клуб по праву считался в архитектуре второй половины 20-х годов темой номер один.

И во всех рабочих клубах Мельникова - то же стремление зодчего к новым формам, к неизведанным решениям, к созданию здания-символа. На Плющихе архитектор в те же годы построил клуб завода "Каучук", его тоже нельзя не запомнить - так выразителен полуцилиндр главного объема здания с двумя ярусами балконов и выдвинутым вперед полуцилиндрическим вестибюлем, вдоль стен которого, изгибаясь, идут наверх лестницы.

В клубе кожевников "Буревестник" (ныне Дом культуры, носящий то же название), что на 3-й Рыбинской улице в Сокольниках, привлекает внимание стеклянная пятилепестковая башня, эффективно выглядящая на фоне гладкой стены.

Мельников - самый "клубный" архитектор Москвы конца 20-х годов. Но не только он строил здания этого типа, и не только его посетила творческая удача. На Лесной улице стоит не менее интересное сооружение - Дом культуры им. С.М. Зуева. Его строил другой одаренный архитектор - Илья Александрович Голосов. На это здание нельзя не обратить внимание. Уже издали бросается в глаза вертикальный, сплошь остекленный цилиндр, где размещается лестница. На него как бы "надет" горизонтальный параллелепипед верхнего этажа. Все это вместе создает удивительно яркий, мгновенно запоминающийся образ здания. Голосов, которого часто называют мастером большой формы, любил цилиндры, неоднократно использовал их в различных своих произведениях. Но ни в одном из них ему не удалось добиться такого острого и в то же время естественного решения, как в клубе им. Зуева. Недаром это здание по праву считается классикой советской архитектуры.

К ней бесспорно относят и Дворец культуры Пролетарского района (ныне Дворец культуры ЗИЛ), построенный архитекторами братьями Весниными. История строительства Дворца культуры драматична и во многом характерна для своего времени.

 
Чат с менеджером
Туры в Москву Поиск дешевых авиабилетов
Туры в Москву Авиабилеты

Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram