На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Туры в Карелию Туры по России Подмосковье Активные туры Селигер Отдых на море Белоруссия
Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Sunday, 09 May 2021
Туры в Москву
Туры в Москву
Туристские хиты
ТОП 10
Кремль
Зоопарк
Музеи
Памятники
Парки
Улицы
Усадьбы
Церкви
Спорт
Туризм
Архитектура
Отели
Рестораны
Туры и экскурсии
Хостели
Музеи
Палаты стрельцов
Ретро автомобилей
Остальные
Культура
Выставки

История Текстильщиков

Архитектура Москвы > История Текстильщиков

История Текстильщиков

История бывших московских предместий всегда готова подарить нам удивление. Иногда, напротив, она же, будучи знакомой и исхоженной нами, становится «местом силы», местом, где мы черпаем вдохновение, местом, где упорядочиваются наши мысли. На востоке Москвы - огромная, годами складывавшаяся промзона поблизости от Московской окружной железной дороги, чередуется с уютными и почти неизученными кварталами жилой застройки и зелеными массивами. Историю эту хранят аборигены. Они же понимают весь потенциал притягательности подобных мест. Расскажем об истории Текстильщиков.

Текстильщики - это прежде всего квартал 90А Грайворонова, необычайно уютное, зеленое пространство дворов по Грайвороновской улице, многоугольник между Волжским бульваром, 1-м Саратовским проездом, который нам виделся районным Бродвеем, прудами на Люблинской улице и долиной реки Нищенка. Саратовский проезд с его домами СДС - это был своего рода «центр» с особенной архитектурой. Совершенно не согласны, что Текстильщики не были Москвой до середины XX века.

Село Грайвороново упоминается, как имеющее отношение к Симонову монастырю, еще в середине XVI века. Здесь же находились монастырские земли Николо-Угрешского монастыря, который, как известно, основал сам Дмитрий Донской. Впервые село Грайвороново упоминается в жалованной грамоте на вотчины Симонова монастыря от 1543 года, но, как я уже сказал, история местных земель более древняя. Поселения по берегам рек Гайворонка и Голяданка существовали еще в XIII-XIV веках, о чем свидетельствуют археологические находки, среди которых керамика, украшения, рыболовные снасти.

А еще на территории района Текстильщики существовало Сукино болото, получившее свое название по фамилии боярина Ивана Грозного, владельца местных земель - Сукина. Ударение на «у». Уважаемый был человек - основатель Тюмени. Правда, Василий Борисович Сукин отметился и как-то нехорошо в Смутное время, присягнув Сигизмунду, но это уже другой сюжет.

Или, например, всем известный пруд за дворцом спорта АЗЛК. Интереснейшее место. Известное с XVII века.

Если почитать про то же Грайвороново, то узнаешь, что в 1880-е годы здесь было около 300 жителей, кузница, два трактира, несколько овощных лавок и даже - питейное заведение. То есть, такое крепкое село. Дачной местности не получилось, конечно, но после началась эпоха жизни фабричной, со своим особым укладом.

Река на востоке нашего города, река, скрытая в коллектор после Великой Отечественной войны, Нищенка - третий по длине приток Москва-реки в пределах МКАД. И называлась когда-то Гравороновка. Она начинается в Измайлове, а заканчивается ниже Перервинской плотины.

На одном берегу ее в районе Грайвороновской улицы находятся жилые кварталы, на другом - комплекс цехов знаменитого МЖК - Московского жирового комбината. Завод открыли в 1935 году как Московский гидрогенизационный завод. И здесь чего только не производили: маргарин, майонез, даже баллоны с водородом. То есть район поучаствовал в важном для страны деле, деле снабжения государства ресурсами. В 1930-е годы МЖК в основном выпускал саломас - твердый жир, основу маргарина. Первый советский майонез - его разработали на кафедре в МИНХ (сейчас это РЭУ имени Г.В. Плеханова) - произвели, как известно, на заводе в Шелепихе, но вот сырье - как раз на МЖК. И в 1970-е годы весь советский майонез, всё его столичное производство было сосредоточено на МЖК. А недавно я узнал, что в годы Великой Отечественной войны газ для аэростатов и дирижаблей воздушной обороны вырабатывали на МЖК. Так наша местность «вложилась» в оборону столицы.

Ещё, если разглядывать старые карты нашего города, можно понять, что, например, в 1940-м году доехать до поселка Текстильщики можно было на «12» и на «8» трамваях. У двенадцатого разворотный круг был на пересечении 1-го Грайвороновского проезда и Грайвороновской улицы. Шел он вдоль Остаповского шоссе, на котором, как всем известно, в 1930 году, в ноябре начал свою работу «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи». Собирали здесь американские машины, в которых очень тогда нуждался СССР - это были Ford А и Ford АА. Модель А - это седан 1927 года, а АА - грузовик, грузоподъемностью 1,5 тонны, откуда и взялось название «полуторка». Именно с момента его появления Текстильщики стали разделяться на «светлую» и «темную» стороны. Из-за близости Московской окружной железной дороги и предприятий всесоюзного масштаба, таких как МЖК, КИМ-АЗЛК, Карачаровский механический завод, промзона всё больше наступала на бывшие дачи, маленькие фабрики и деревни. Вокруг пруда Садки появились новые дома, квартиры в которых стали получать рабочие будущего завода «Москвич». Потом, в 1960-1970-е это пространство превратилось в едва ли не элитные кварталы - спортивные комплексы, дом культуры завода, места культурного отдыха и досуга... На противоположной Садкам и Чесменскому стороне Волгоградского проспекта было всё поплоше, да построже.

Поблизости от Грайвороновской в послевоенное время возник новый, уникальный квартал - так называемые «дома СДС». Иногда можно увидеть ошибочную расшифровку этой аббревиатуры «Совхоз декоративного садоводства». В этих зданиях так же прослеживается очень четкая связь с Москвой, с ее центром и историей. Полное название района - Жилой поселок Управления строительства Дворца Советов. Проект застройки начали создавать ещё до войны архитекторы К.Г. Чернов, В.В. Ильяшев, Н.А. Каурков. Самый старший из них - Василий Викторович Ильяшев (1873-1943) в начале XX века был одним из архитекторов Страхового общества «Россия». В 1910-х годах он проектировал доходные дома этого общества в СПб на Большой Морской, 35 и в Москве на Тверской улице, 7 (теперь на его месте Центральный телеграф).

Эти красивые дома 1952-1958 годов постройки. Стоят они на Саратовской улице и на номерных Саратовских проездах. В момент прокладки этих улиц они носили название Люблинские - по городу Люблино, тогда не бывшего частью Москвы, а вот в 1960-е их переименовали. Причем переименование интересное: рядом находится еще одно предприятие, очень знаковое и значимое для Москвы - Карачаровская газгольдерная станция. Она стоит на Газгольдерной улице. До войны столица снабжалась газом, получаемым из каменного угля, с Московского газового завода. В годы войны из-за недоступности Донбасса, потребности Москвы в газе покрывались за счет дров, торфа и топочного мазута. Многие москвички были заняты на заготовке дров для столицы. Всё это доставлялось к домам москвичей при помощи грузовых трамваев - топливо и горюче-смазочные материалы нужны были стране для ведения войны. И керосин, и мазут, и бензин, и солярка были очень дороги. И вот, в 1943 году, по ленд-лизу в страну пришли бесшовные трубы и оборудование, позволившее проложить почти 850 километров первого в СССР и второго в мире магистрального газопровода из Саратовской области к Москве. В 1946 году газ пошел - строительство велось 225 дней.

В сети Интернет есть отличный документальный фильм 1947 года, посвященный газопроводу, где текст читает Ю. Левитан. Помню оттуда хорошую фразу: «Саратовский газ значительно улучшает жизнь москвичей. Работницы завода "Серп и Молот" Екатерина Петровна Новикова и Наталья Семёновна Семечкина с радостью расстаются с примусами и керосинками». Уверены, так оно и было. Газопровод идет через Саратовскую, Пензенскую, Тамбовскую, Рязанскую и Московскую области. Заканчивается в поселке Развилка, который так называется, потому что в нем поступающий газ делится на две нитки, одна из которых приходит сюда, в рабочую слободку к Карачаровскому механическому заводу.

Но вернемся к домам СДС. Историю с колоссальным зданием на Волхонке знают, пожалуй, все. Да, планировалось построить здание-постамент для огромной скульптуры В.И. Ленина на месте Храма Христа Спасителя. Наверное, библиотека, разместившаяся бы в черепе Ульянова-Ленина работала бы успешно, из глаз его били бы прожектора, а длань указывала бы на восток (или в светлое будущее). В солнечную погоду его бы было видно за 30-35 километров. Критики, конечно говорили, что в пасмурный день видны были бы, дай Бог, его ботинки... Но, как известно, балки из знаменитой стали марки «ДС» пошли на строительство противотанковых ежей, стилобат высотки в Зарядье, путепровод на Волоколамском шоссе и даже на пролеты Керченского моста. Инженеры и ученые переключились на строительство восьми высотных зданий - знаменитых «московских высоток». Известно, что МИД и ГЗ МГУ строили специалисты Управления строительства Дворца Советов. Однако история самого здания-колосса умерла не сразу - в 1956 году начался новый конкурс, на второе здание Дворца Советов. Итоги подвели в 1958-м, в мае. И потом организовали на *
месте первой стройплощадки знаменитый бассейн «Москва», а с идеей строительства покончили только в 1963-м, когда расформировали Управление по проектированию Дворца Советов и Управление по строительству Дворца Советов.

От строительства отказались, от излишеств - тоже. Сотрудники Управления, получив квартиры в ведомственных домах, так и продолжили жить в них...

 
Туры в Москву Отели Москвы  напрямую Поиск дешевых авиабилетов
Туры в Москву Отели Авиабилеты


(495) 363 3512