История пиваНа протяжении большей части человеческой истории питьевая вода не подвергалась
санитарной обработке, то есть её было небезопасно пить.
Пиво было изобретено ещё во времена неолита. Разумно предположить, что первые сорта пива были приготовлены случайно, когда кашу или сусло из зернового соложения, приготовленного для еды, по какой-либо причине слишком долго выдерживали и подвергли брожению.
Народы, именуемые варварами, как входившие в состав Римской империи, так и жившие
за её пределами, пиво весьма почитали. Пили его много и с удовольствием. А скандинавские
легенды обещали героическим воинам полный рог пива в качестве наивысшей награды
в загробной жизни. Почти все древние народы, как свидетельствует история, умели готовить напитки,
сходные с тем, что ныне мы называем пивом. Разница была в растениях, бравшихся
за основу.
Самые ранние свидетельства производства пива относятся к древнему Шумеру, расположенному на территории современного Ирака. Шумерские клинописные таблички, датируемые примерно 4000 годом до н.э., содержат рецепты приготовления пива из ячменя, пшеницы и других злаков.
Таким образом, к 2000 году до н.э. и расцвету месопотамской цивилизации люди
уже были опытными пивоварами. В шумерских текстах упоминаются восемь сортов
ячменного пива, восемь сортов пива "эммер" и три смешанных сорта пива. Таким
образом, пивоварение было священным, серьёзным делом.
Месопотамский напиток, о котором писал Ксенофонт, подавался в больших чашах,
и пили его через соломинку, чтобы солод не всплывал на поверхность, что было
обычным способом употребления пива в Месопотамии. Соломинка, по сути, была изобретена
шумерами специально для употребления пива. Месопотамское пиво было густым, по
консистенции напоминало современную овсяную кашу, и его нельзя было просто потягивать.
Древние египтяне также варили пиво. Иероглифы, изображающие
производство и потребление пива, датируются 5000 годом до нашей эры. Пиво было
основным продуктом египетского рациона, а рабочие получали ежедневную порцию
пива в качестве части своей заработной платы.
Греческие учёные и историки Геродот, Диодор, Теофраст говорили о пристрастии
египтян к пиву. В одном из папирусов запечатлено, как папаша стыдит своего отпрыска
за частые посещения местной «пивной»: «Не просиживай там драгоценное время и
не говори лишнего навеселе...»
Фараонам ставили в гробницы алебастровые сосуды с пивом. В древней столице
Египта - Фивах (ныне - Луксор) на стенах гробниц встречаются чёткие изображения
пивных сосудов. На красочных древнеегипетских папирусах - запечатлены картины
приготовления пива царственными особами, изображена также сцена дарения пива
египтянам богом Солнца Ра.
Грекам с древнейших времён было известно об употреблении пива народами северной
и центральной Европы. Греческие учёные, философы, поэты Аристотель, Геродот,
Софокл, Теофраст и другие подробно описывали традиции пивоварения разных народов
Древнего мира.
В самой Древней Греции к пиву не особо благоволили. Например, известно, что
о нем нелестно высказывался философ и учёный Аристотель (384-322 гг. до н.э.).
Правда, очень ценил пиво великий врачеватель Гиппократ (460-370 гг. до н.э.),
написав о пользе этого напитка целую книгу.
Завоевания Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.) ускорили распространение
пивоварения по всему Древнему миру. Весёлый бог Дионис древних греков был, прежде
всего, богом виноделия. Устраивались празднества (Дионисии) в его честь с торжественными
процессиями, состязаниями драматургов, поэтов и хоров. Древние греки также почитали
богиню земледелия и плодородия Деметру. Благостная к людям, богиня научила их
земледелию и сбору урожая. В месяц посевов греки праздновали в её честь Фесмофории
(один из самых распространённых праздников в Древней
Греции). Таким образом древние греки, особенно бедные, не чуждались пива
и с удовольствием пили этот тонизирующий и бодрящий напиток.
В Древний Рим пиво было завезено из Египта и было известно как "черевисия".
Его варили из ячменя, пшеницы, а иногда даже из полбы. Известно, что римская
армия потребляла большое количество пива, и оно также было популярно среди низших
классов. Однако вино оставалось предпочтительным напитком высших классов. Пиво
также использовалось как форма оплаты труда как в древнегреческом, так и в римском
обществах. Например, солдатам римской армии выдавалась ежедневная порция пива
в качестве части их жалованья. В целом, пиво было важной частью повседневной
жизни в древнегреческом и римском обществах, хотя и не ценилось так высоко,
как вино.
На кельтской традиции пивоварения стоит остановиться особо. Дело в том, что,
как свидетельствуют истории, передаваемые из поколения в поколение у ирландцев,
один из основных видов современного пива - эль (предок "Гиннесса") был придуман
не кем иным, как друидами. Мудрецы, предсказатели, музыканты, врачеватели, поэты,
ясновидцы - какими только качествами не наделяла их молва. Видимо, с их подачи
ирландцы называют пиво напитком богов. Предания из глубины веков повествуют
о культовых обрядах, проводимых ими в священных рощах.
Хотя в наши дни Франция, возможно, больше всего известна своими винами, в
железном веке здесь варили много пива - и теперь у нас есть достаточно хорошее
представление о том, как выглядел этот процесс (по крайней мере, для одного
археологического объекта).
Когда Рокпертуз был впервые обнаружен в 19 веке, считалось, что это кельтский
религиозный центр (или "святилище" - когда возникают сомнения, археологи
всегда ссылаются на "ритуал", чтобы объяснить практически всё), благодаря
некоторым впечатляющим скульптурам, найденным на этом месте, но более поздние
раскопки и анализ указывают на обычное деревенское поселение (хотя и не раз
подвергавшееся атакам и разрушениям за время своего "существования").
Но что особенно интересно в Рокпертузе, так это то, что его жители в железном
веке не просто выращивали ячмень - а к тому времени это был уже домашний ячмень,
а не дикорастущий сорт, - но и варили из него соложеное пиво. Сам по себе ячмень
волшебным образом не превратится в пиво - его сначала нужно соложить, и полученный
солод используется для приготовления пива. Процесс соложения включает в себя
замачивание зерна в воде, чтобы дать ему возможность прорасти, а затем сушку
солода. В настоящее время часть процесса сушки обычно проходит в печи для обжига.
Средневековье было значительным периодом в истории пива. В это время пиво было
основным напитком во многих европейских странах, а монахи и монахинюшки играли
значительную роль в его производстве и распространении.
В раннем Средневековье пиво, как правило, варили небольшими партиями с использованием
местных ингредиентов, таких как ячмень и хмель, и употребляли на месте. Однако
по мере расширения торговых путей и роста городов появились более крупные пивоварни,
некоторые из которых производили пиво в промышленных масштабах.
Монастыри также были важными центрами пивоварения в Средние века, где во многих
из них развивались уникальные стили пива, которые популярны и по сей день, такие
как траппистское и бельгийское пиво. Кроме того, создание гильдий и принятие
нормативных актов, регулирующих производство и продажу пива, помогли обеспечить
качество и стабильность в отрасли. Пивоварение всегда приносило неплохие доходы,
придворная же пивоварня вскоре сделалась неисчерпаемым их источником. В 1629
году, монахи-пауланцы монастыря Нойдек, близ Мюнхена, начали варить крепкое
пиво. Пивоварение всегда приносило неплохие доходы, придворная же пивоварня вскоре
сделалась неисчерпаемым их источником. В 1629 году, монахи-пауланцы монастыря
Нойдек, близ Мюнхена, начали варить крепкое пиво.
В 19 веке произошли значительные изменения в производстве и потреблении пива.
В начале века большая часть пива производилась небольшими местными пивоварнями,
а стили пива были в основном региональными. Однако к концу столетия пивоваренная
промышленность претерпела значительные изменения благодаря технологическому
прогрессу, эффективному хранению и изменению вкусов потребителей.
Развитие индустриализации и технологий массового производства привело к консолидации
пивоваренной отрасли, в результате чего появились крупные национальные и международные
пивоварни. Изобретение холодильного оборудования в середине 19 века также позволило
производить светлое пиво, которое быстро стало самым популярным в мире.
Несмотря на эти трудности, 19-й век стал периодом значительного роста и инноваций
в пивной промышленности, заложив основу для современной пивоваренной промышленности,
которую мы знаем сегодня.Это был период значительных перемен и развития в истории
пива.
Быт и сознание (суварских) чувашских крестьян были пронизаны культом пива.
Там, где пиво, - там должны быть порядок, красота и опрятность.
И на обрядовый праздничной трапезе, и на ритуальной угощении начиналось с подачи
ковша пива. Пиво у (сувар) чуваш - первое угощение для пришедшего гостя на праздниках
и в семейных торжествах.
Каждая (суварская) чувашская семья стремилась приготовить пиво хотя бы к большим
праздникам или семейным торжествам. При этом изготовлялось пиво разной крепости.
Для праздничных и семейных пиров готовилось крепкое и сильно опьяняющее пиво,
а для постоянного употребления - варили слабое пиво и пили его для утоления
жажды - взамен кваса. Во время свадьбы, - зимой в избе, а летом во дворе, -
ставился особый стол, на который её участники ставили сосуды с принесённым пивом
и здесь его разливали специально приставленные для этого люди.
|