На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Tuesday, 23 April 2024
Туры по Московской области
Туры
Отдых
Коттеджи
Пансионаты
Санатории
Туризм
Города
Монастыри
Музеи
Усадьбы
Города
Волоколамск
Дмитров
Егорьевск
Зарайск
Звенигород
Кашира
Клин
Коломна
Можайск
Серпухов
Чехов
Яхрома
Монастыри
Белопесоцкий
Екатерининская пустынь
Николо-Угрешский
Новый Иерусалим
Музеи
Музей авиации
Музей техники Задорожного
Усадьбы
Абрамцево
Архангельское
Беседы
Большие Вяземы
Быково
Дубровицы
Дунино
Захарово
Зачатьевское
Ивановское
Ленинские горки
Мелихово
Николо-Урюпино
Остафьево
Остров
Переделкино
Середниково
Суханово
Тайнинское
Тараканово
Шахматово
Фарфоровая посуда СССР

Фарфор в Дулево > Фарфоровая посуда СССР

Фарфоровая посуда СССР

Оптимистический настрой в предметах фарфора подчеркивался выразительностью, звучностью, разнообразием тем и жизнеутверждающих мифов, созданных временем. Скульптура представляла новых героев - рабочих, крестьян, учащихся. В произведениях 1930-х годов отразились индустриализация и коллективизация, строительство новых городов, развитие авиации, освоение Севера, Советский Восток и многие другие темы. В фарфоре воплотились реальные события истории страны, в облике фарфоровой статуэтки отобразились разные эпохи советской истории со всеми их художественными, эмоциональными и идеологическими особенностями.

Им была поставлена проблема нового понимания ценности предмета, сделана попытка предельно выявить художественные качества вещи. В основу были положены принципы простоты, образной выразительности и функциональности изделий из фарфора.

Как и в других видах изобразительного искусства 1930-х годов, в изделиях из фарфора насаждался идеологически продуманный образ нового человека - фарфор был призван служить задачам государственной политики. Сложный ритм идеологических и стилистических нагрузок образа обусловил определенную отстраненность и идеализацию изображения. В данном случае фарфоровая пластика являла собой некий символ нового времени.

Одной из популярных в советском фарфоре стала тема «Народы России».

Тематическая роспись, в особенности посвященная памятным датам, героическим событиям и персонажам, а также роспись с советской символикой существовали в основном в формате единичных репрезентативных произведений, в том числе крупных форм, создававшихся по специальным заказам и особым случаям.

Подобный подход весьма органичен, в особенности для предвоенных лет, когда фарфор стали выводить в плоскость монументальных искусств. Ленинградский фарфоровый завод оказался на самом острие этого эксперимента. В 1936 году на ЛФЗ возобновили прекращенный в 1914 году выпуск крупных ваз, значительно увеличили выпуск скульптуры, причем не только мелкой пластики, но и больших фарфоровых бюстов, крупных фигур и настольных украшений. В 1936-1937 годах здесь было сделано около 50 фарфоровых капителей для станции московского метро «Киевская», около 70 метровых барельефов и 120 декоративных пластов для станции «Площадь Свердлова» по эскизам Н. Я. Данько, 16 барельефов для станции метро «Динамо» по эскизам Е. Янсон-Манизер и 24 барельефа для фасада Химкинского речного вокзала по эскизам разных художников, работавших под руководством Н. Я. Даньков.

На выставке «Время и герои» представлены работы практически всех знаменитых художников-фарфористов, работавших в жанре тематической росписи.

В противоположность тематической пластике фарфоровая тиражная скульптура была гораздо более «приближенной к народу», чем сложные и многодельные уникальные росписи - своеобразные аналоги «тематических картин». Крупные скульптуры, располагавшиеся в официальных интерьерах, и фигурки, украшавшие камерные домашние пространства, незаметно формировали тот образный и пластический фон, во многом благодаря которому создавалась бессознательная культурная память человека, выросшего и воспитанного в советское время.? Роспись сервиза «Поход Челюскина», созданная Л. В. Протопоповой в 1935 году, решена в другом ключе: убедительность образа здесь возникает за счет верности, подробности и тонкости деталей. При этом в обоих сервизах авторы мастерски используют эффект благородно светящегося свободного белого поля фарфора.

Декор вазы И. И. Ризнича и Е. П. Кубарской «Перелет через Северный полюс» 1936 года создан по классическим канонам фарфоровой вазописи: реалистически выполненные изображения заключены в прямоугольные рамки, отчего возникает эффект кинематографического кадра.

В более позднее время эта тема получила совершенно иное воплощение. В росписи сервиза «Север», созданной А. И. Коноваловым в 1959 году на Дмитровском фарфоровом заводе, художник достиг подчеркнутой декоративности, чему служат и резко контрастное цветовое решение, и условный характер изображения, за счет которого возникает собирательный образ-обозначение.

Сервиз «Северное сияние» (ЛФЗ, Л. В. Протопопова 1963 год) содержит эмоционально-декоративный образ, не отягощенный повествовательной нагрузкой, построенный на соотношениях чистой звонкой полихромии цветовых пятен и белого фона фар фора.

В росписях тиражной фарфоровой посуды, с середины 1930-х годов активно заполнившей советский быт, господствовали традиционные орнаментальные и цветочные декоры - «ситчик», полоски, букеты, цветы, медальоны. Лишь иногда, эпизодически в массовые изделия проникали детские или сказочные темы.

 
Чат с менеджером
Туры по Московской области Отели, коттеджи и пансионаты Московской области Достопримечательности Московской области: церкви, монастыри, города, природные и исторические памятники
Туры по Подмосковью Подбор пансионата Достопримечательности
Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram