Музеи
Подмосковья > Историки-художественный музей Егорьевска
Историко-художественный музей Егорьевска
Историко-художественный музей Егорьевска — уникальный экспозиционный
комплекс, знакомящий посетителя с историей и культурой города и ближайших населенных
пунктов. Коллекция музея пополнялась на протяжении века, и сегодня здесь можно
увидеть много редких предметов быта, личных вещей известных людей, мебели и
т.д. За свою историю музей несколько раз менял помещения, упразднялся и восстанавливался
вновь. В настоящее время это — один из крупнейших и богатейших музеев
района, занимающий помещения старинного особняка в центре Егорьевска.
\ В 1911 году в Егорьевске
был открыт первый музей краеведческой тематики. Инициатором и инвестором стал
местный фабрикант Бардыгин, выделивший под музейные залы фабричную библиотеку.
После 1917 года музей существовал лишь документально, не имея собственного здания.
Помещение под экспозицию было выделено лишь в 1989 году. Новым «домом» музея
стал старинный особняк стоящий в исторической части Егорьевска.
Потребовалось целое десятилетие, чтобы привести в порядок помещения и фасад
особняка. Осенью 1999 года состоялось официальное открытие, хотя доступ к экспонатам
был разрешен уже семь лет назад. Обновленный музей был спроектирован знаменитым
дизайнером Е.А. Розенблюмом, сумевшим разрушить стереотип о скучности и унылости
музеев.
Экспозиция
Внимания гостей заслуживает не только коллекция. Уникальность музея ощущается
уже со входа. По дизайнерскому проекту внутренние помещения особняка были украшены
гуслицким орнаментом, окна и дверные проемы задрапированы яркими материалами.
Экспонаты размещены в изящных витринах, выполненных в форме кристаллов, от чего
кажутся невероятно ценными.
Благодаря помощи меценатов, музей сумел реализовать несколько крупных интерактивных
проектов:
- Феерия света — уникальный свето-акустический комплекс, погружающий
гостя в фантастическую атмосферу;
- Британский след — выставка-загадка, увлекающая гостей музея в мир
детективных романов;
- Четвертое измерение — познавательная экспозиция, понятно объясняющая
сущность множества физических явлений.
Конечно же, в музее можно увидеть и ряд оригинальных экспонатов: монеты, документы,
фотографии, графические работы и т.д. Усилиями сотрудников была выпущена книга
«Егорьевские диковины», в которой перечислены все сохранившиеся и утраченные
экспонаты с полным описанием каждого из них.
Серия фарфоровой скульптуры "Народы России" впервые была выпущена на Императорском заводе в конце XVIII века. Эта традиция была продолжена в XIX веке на заводах Гарднера и Кузнецова. Статуэтки воспроизводились по рисункам из книги Т. Паули Народы России" (Санкт-Петербург. 1862 Г.). Галерея портретов русских царей и князей, княживший в Киеве, Владимире и Москве в X- XVII веках, - редкий образец примитивной живописи конца XVIII - начала XIX веков. Художник придавал царственным особам портретные черты, созданные собственным воображением.
Пластичность, упругость металлов, хорошие литейные свойства, благородный блеск предопределили широкое использовение их в различных областях, включая декоративно-прикладное искусство. В коллекции музея есть изделия из железа, стели, чугуна, меди, латуни, бронзы, олова. Различна и техника исполнение: литье, ковка, чеканка, гравировка, полировка, филигрань, инкрустация, эмаль (перегородчатая, выемчатая, живописная). Широка и география представленных предметов - почти все основные центры художественной обработки металлов в России.
Наиболее полно показан Уральский комплекс: медная посуда XVIII века с чеканным орнаментом, изготовленная на Троицком заводе Демидовых; Иргинском и Юговском заводах Ивана и Петра Осокиных; первые уральские самовары, выпущенные в середине XVIII века на заводе А.Ф. Турчанинова к оликамске; чугунные барельефы, отлитые на Верх-Исетском заводе в Екатеринбурге в начале XIX века; статуя рудознатца Степана Чумпина Каслинского чугунолитейного завода; скульптура из меди и бронзы XIX века.
Интересна коллекция оружия. Представлены образцы огнестрельного и холодного оружия, изготовленные в Златоусте, Туле, Франции и Германии.
Экспонаты стекольных заводов:
- Графин-Слон, ваза, покрытая росписью в виде турецких опахал - дань увлечению Востоком.
- В «русском» стиле расписана ваза - кринка зеленого стекла. Ее геометрический орнамент повторяет вышивку Воронежской губы.
- Фигурка балалаечника относится к излюбленным персонажам русской лубочной культуры.
- Бюст генерала является откликом мастеров на установление в 1912 г. памятника М.Д. Скобелеву.
- Нарядный вид посуде придавала роспись эмалями и налепы. Растительный орнамент иногда пояснялся надписями, а в XVIII в. часто изображали красную птицу на длинных ногах.
- В витрине - большое количество масленок в виде животных и птиц, забавные кружки в виде головы турка и военного в треуголке, фарфоровая скульптура.
- В пристенных витринах - продукция наиболее значительных фарфоровых производств России XIX века.
Большой редкостью в музейных собраниях является оловянная посуда ХУШ века. 1720-1780-е годы были периодом расцвета русского оловянного дела. Посуда из олова приравнивалась к изделиям из серебра, украшала парадные царские и патриаршие приемы. Во второй половине XVIII века европейский фарфор вытесняет олово из обихода знати, и оно становится привычным предметом в быту предметом.
Основным поставщиком олова в Россию была Англия. Вместе со слитками завозилось множество оловянных изделий. Эти предметы - образцы, а также привлечение иностранных мастеров способствовали развитию оловянного дела (прежде всего в Москве). Излюбленными приемами обработки олова было литье, холодная ковка и паяние.
В зале можно увидеть вещи, изготовленные в XVIII-XIX веках мастерами Великого Устюга и Сольвычегодска.
В коллекции мелкой пластики некоторые образки отлиты в ХУШ-XIX веках с матриц XII-XVIII веков в Новгороде, Москве и других местах. Особый интерес представляет образец местного гуслицкого литья XIX века. Это трехстворчатый складень "Спас Смоленский и избранные святые”.
Завершает экспозицию витрина с изделиями мастеров села Павлово-на-Оке. Это село славилось изготовлением миниатюрных замочков для шкатулок. В коллекции - крошечные замочки в виде лошадок, скоморохов и виртуозно выполненная цепочка, состоящая из едва различимых глазом замочков и ключиков.
В этой же витрине изделия из стали, выполненные тульскими мастерами- оружейниками. Стальные изделия в XVIII-XIX веках встречались в убранстве многих дворцов. Оружейники делали светильники, швейки, весы, украшенные орнаментом, выполненным насечкой и латунными ажурными вставками. Их работы отличает изысканность форм и отделки. В конце XVIII века тульские стальные изделия хранились в Эрмитаже - в Кабинете редких вещей, в XIX веке - в Галерее драгоценностей Эрмитажа наряду с редчайшими изделиями из драгоценных металлов и камней.
В коллекции Егорьевского музея - салфетница, швейка, чернильный прибор с вечным календарем, шкатулка-яйцо, курильница. Полированная сталь украшена тончайшей позолоченной насечкой-инкрустацией. Рисунок - свободно висящие гирлянды роз. Лепестки их так тщательно прочеканены, что могут выдержать сравнение с работой лучших ювелиров того времени.
На стенах - живописные полотне с историческими и нравоучительными сюжетами. Подобные изображения часто встречаются в печатных или рисованных народных картинках - лубках и очень редко пишутся маслом. Наглядное изображение христианских вероучений было распространено в старообрядческой среде.
Портрет митрополита Филарета - скорее всего копия неизвестного художника с миниатюры XIX века живописца Шпревича.
|