Иосифо-Волоцкий монастырь > История Иосифо-Волоцкого
монастыря
История Иосифо-Волоцкого монастыря
Среди настоятелей конца XV в. особо выделяется Евфимий Турков. Книжник, один
из образованнейших людей своего времени, он оставил после себя несколько рукописных
сборников исторического и аскетического содержания, сборник, содержащий некрологи
и биографии монахов, умерших в период его настоятельства, а также «Обиходник»,
отразивший основные черты богослужебной практики монастыря того времени. Им
также была составлена опись монастырской библиотеки 1573 г., включающая 1150
единиц.
Из произведений исторического характера, созданных волоцкими старцами, особенно
известен Волоколамский патерик — сборник, составленный по образцу древних патериков
— таких, как Синайский или Киево-Печерский. Считается, что составителением Волоколамского
патерика был Досифей Топорков. Основу этого сборника составляют рассказы, записанные
по памяти со слов самого прп. Иосифа. Сборник включает также воспоминания о
подвижниках монастыря: братьях Голениных, Елевферии Волынском, Борисе Обобурове
и других.
«Судя по количеству и качеству этих произведений, можно сказать, что ни один
русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое
мы находим в обители Иосифа», — писал В.О. Ключевский.
Особый интерес волоцких иноков к истории отразился и в том пристальном внимании,
с которым они относились к монастырскому архиву. Архив Иосифо-Волоцкого монастыря
сохранил административно-хозяйственные документы обители, начиная с XV в. По
масштабам и уровню сохранности он сравним только с тремя крупнейшими русскими
монастырскими архивами: Троице-Сергиевским,
Кирилло-Белозерским
и Антониевым Сийским.
Из стен монастыря в XV в. вышло около двадцати архиереев. Это были: Даниил,
митрополит Московский, архиепископы Ростовский — Вассиан (брат прп. Иосифа),
Новгородский — Феодосий, Казанские — свтт. гурий и Герман, а также Лаврентий,
Тихон и Иеремия; . Такое количество архипастырей, постриженников именно этого
монастыря было обусловлено как большим количеством аристократов среди насельников,
так и общим духом служения государству, завещанным прп. Иосифом. Архиереи «иосифлянского»
направления поддерживали правительство в большинстве церковных вопросов.
|