Туризм в России  
(495) 363 3512
 
Западная Азия
Азербайджан
Армения
Бахрейн
Грузия
Египет
Израиль
Йемен
Иордания
Ирак
Иран
Катар
Кипр
Кувейт
Ливан
ОАЭ
Оман
Саудовская Аравия
Сирия
Турция
Средняя Азия
Казахстан
Узбекистан
Киргизия
Южная Азия
Афганистан
Бутан
Индия
Мальдивы
Непал
Пакистан
Шри-Ланка
Юго-Восточная Азия
Вьетнам
Индонезия
Камбоджа
Лаос
Малайзия
Мьянма
Сингапур
Таиланд
Филиппины
Восточная Азия
Гонконг
Китай
Макао
Монголия
Тайвань
Тибет
Южная Корея
Япония
Города
Бангкок
Бодрум
Дели
Джакарта
Дубай
Иерусалим
Коломбо
Пекин
Сеул
Стамбул
Тель-Авив
Ханой
Шанхай
Айн-Дара

Мёртвые города Сирии > Айн-Дара

Айн-Дара

Храм Айн-Дара - наиболее хорошо сохранившийся образец сиро-хеттской религиозной архитектуры конца второго и начала первого тысячелетий до нашей эры. Он искусно украшен базальтовой скульптурой и рельефами. Отпечатки человеческих ног размером больше, чем в жизни, вырезанные на каменных порогах храма, уникальны. Айн-Дара также считается близкой параллелью современному храму Соломона, который известен по описаниям в еврейской Библии.

Айн-Дара расположена на севере Сирии примерно в 49 км к северо-западу от Алеппо и в 7 км к югу от города Африн, на холме на восточном берегу реки Африн. Впервые это место было найдено в 1954 году после того, как местные фермеры откопали несколько скульптур. Археологический памятник был раскопан в 1956, 1962 и 1964 годах командой под руководством Фейсала Сейрафи, а также в 1976, 1978 и 1980-1988 годах под руководством Али Абудассафа.

Айн-Дара состоит из равнинного нижнего города и высокого кургана высотой 30 м с обширным нижним курганом и цитадели в юго-западном углу города. Главной особенностью является храм, который возвышается на северной оконечности кургана цитадели. Он занимает прямоугольную площадь 38 на 32 метра с входом на юго-восточной стороне. Здание было построено и расширено в несколько этапов и украшено многочисленными статуями, сделанными из тёмного базальтового камня. Из-за отсутствия письменных источников датировка строительства храма неизвестна. В частности, иконография рельефов из внутренних помещений храма явно указывает на период Хеттской империи, в то время как внешние рельефы, вероятно, относятся к более поздней фазе, где-то около 1100 года до нашей эры. Таким образом, археологами предполагается дата строительства между 1300 и 1100 годами, в то время как на этом месте, вероятно, существовал ещё более древний храм. Рельефы из основания подиума и некоторые другие фрагменты стен, стелы и скульптуры находятся в музее Алеппо.

Самые ранние раскопанные останки датируются концом второго - началом первого тысячелетия до н.э., но заселение этого места началось гораздо раньше. Эта первая фаза заселения продолжалась до первого века до нашей эры. После периода заброшенности, длившегося примерно 600 лет, вторая фаза жизни в Айн-Даре пришлась на 7-14 века нашей эры. Историческое название Айн-Дара остаётся неизвестным. Поселение, вероятно, было столицей одного из нескольких небольших царств, возникших в регионе после распада Хеттской империи в конце второго тысячелетия. В начале первого тысячелетия поселение контролировалось арамейским государством Бит Агуси. Регион был включён в состав Неоассирийской империи во второй половине восьмого века до нашей эры.

Наиболее значимой находкой в Айн-Дара являются остатки храма Антис раннего железного века (около 1200-550 гг. до н.э.). Расположенный вдоль северо-западного края высокого кургана, ориентированный с северо-запада на юго-восток, храм покоится на низкой платформе и украшен серией базальтовых рельефов и протомов животных (украшение, состоящее из изображения существа спереди), вырезанных в очень характерном сиро-хеттском стиле. Ядро храма состоит из портика и внутреннего помещения. Кроме того, вокруг западной, северной и восточной сторон центрального ряда комнат проложен коридор. Ряд известняковых порогов в главных дверных проёмах храма украшен резьбой, изображающей человеческие следы размером больше, чем в жизни, которые ведут внутрь.

Уникальной особенностью храма Айн Дара являются вырезанные следы на известняковых блоках порога. Каждый отпечаток имеет длину примерно один метр и, вероятно, передавая идею о том, что в храм вошло божество. В анатолийском или северосирийском искусстве нет известных аналогов.

Бог или богиня, которым поклонялись в этом здании, остаётся неизвестной. Несмотря на эту сохранившейся иконографии, археологи до сих пор не могут установить божество, которому на самом деле был посвящен храм Айн-Дара. Распространенная теория заключается в том, что храм был посвящен богине плодородия Иштар.

Однако в этом далеко нельзя быть уверенным. Некоторые другие группы исследователей и археологов предполагают, что храм был посвящен владелице святилища - богине Астарте. Некоторые другие группы людей верят, что храм Айн-Дара был посвящен Баал-Хададу - главному богу погоды в регионе.

С момента своего открытия храм Айн-Дара играл центральную роль в дискуссиях о внешнем виде современного храма Соломона, который описан в еврейской Библии. Некоторые ученые рассматривают это как близкую параллель. Другие менее уверены.

    Разрушение храма

Во время гражданской войны в Сирии примерно половина территории храма была превращена в руины в январе 2018 года из-за бомбардировок с воздуха. Сообщается, что колоссальная статуя льва за пределами храма была увезена повстанческими группами в 2019 году. Глубоко в пустынях северной Сирии можно найти археологический памятник, не похожий ни на один другой. Такой бессмысленный вандализм подчёркивает, насколько важным должно быть сохранение таких объектов.

23 января 2018 года голландская телекомпания Nederlandse Omroep Stichting (NOS) сообщила, что в результате турецкого авиаудара был поврежден храм Айн-Дара. В отчёте, который был основан на беседе с жителем района Африн, не уточнялся размер ущерба.

27 января 2018 года Hawar News, онлайн-курдская новостная служба, базирующаяся в Аль-Хасаке, Сирия, опубликовала отчёт с фотографиями и видео, которые показали состояние храма. Фотографии и видеозаписи из репортажа Hawar News быстро распространились в социальных сетях. Вскоре после этого другие новостные источники внутри страны опубликовали собственную оценку ущерба. Репортаж побудил турецкие вооружённые силы выпустить пресс-релиз, в котором они утверждали, что они не нацелены на религиозные, культурные, исторические или археологические сооружения.

Анализ ASOR CHI изображений DigitalGlobe подтверждает, что нападение на храм Айн-Дара произошло 22 января 2018 года или ранее и что в последующие дни никакого дополнительного ущерба объекту не было нанесено. Это согласуется с отчётом в NOS, который был опубликован на следующий день. Повреждение храма является единственным идентифицируемым боевым повреждением на этом месте.

Геопространственный анализ ASOR CHI также выявил возможную милитаризацию на этом объекте за последние несколько лет. В период с 2013 по 2016 год восточная часть невысокой насыпи была очищена от растительности, а на земле была насыпана прямоугольная площадка из песка или гравия. Вокруг этого района и на северном склоне высокого кургана были возведены земляные насыпи. Новое строительство также видно в юго-восточном углу низкой насыпи, а также за пределами площадки к западу от высокой насыпи. На снимке от 9 ноября 2017 года продолжалось новое строительство, включая сооружение, встроенное в землю к востоку от низкой насыпи. Блокпост был также установлен на главной дороге, проходящей между высоким курганом и восточным низким курганом. На снимке от 29 января 2018 года дорожный блок все ещё на месте, в то время как новое сооружение на востоке было засыпано землёй, и виден только вход в подземное здание.

В результате нападения в храме Айн-Дара остались две воронки - одна у входа в здание, а другая у входа в целлу. Оба кратера уходят глубоко ниже уровня пола храма. Ориентация расположения обломков и минимальные повреждения, очевидные в целле храма, указывают на то, что атака произошла с северо-запада.

Взрывы сильно повредили центральную и юго-восточную части храма. Большая часть повреждений пришлась на внутреннюю часть храма, но части входного портика и юго-восточного фасада также серьёзно пострадали. Наружные стены на западе, севере и востоке, по-видимому, в значительной степени не повреждены, как и северная половина храма.

Взрыв во входном портике также причинил значительный ущерб. Взрыв произошёл прямо над двумя каменными порогами с вырезанными человеческими следами у входа в здание, в результате чего они разрушились. Базальтовые украшения, включая основания колонн по обе стороны от дверного проёма, также были вырваны с корнем и фрагментированы.

Взрыв во входном портике также повлиял на украшения на юго-восточном фасаде храма. К западу от портика три из пяти больших скульптур львов рухнули в направлении юго-востока. Их фрагменты упали на пару меньших рельефов со львом и сфинксом вдоль основания храма, также разбив их на куски.

Также пострадали остатки базальтовой лестницы перед портиком. Взрывом снесло как единственную ступеньку в западном конце портика, так и четыре ступеньки в его восточном конце. Несмотря на то, что составные части лестницы покрыты щебнем, они кажутся в основном неповреждёнными.

Наконец, были повреждены и рельефы к востоку от портика. Пара рельефов — один сфинкс, один лев — непосредственно к востоку от лестницы были разломаны пополам и частично сдвинуты с места. Сирийское правительство осудило нападение как преднамеренное нападение турецких сил на объект, хотя это ещё предстоит независимо подтвердить:

“Это нападение отражает ненависть и варварство турецкого режима против сирийской идентичности и против прошлого, настоящего и будущего сирийского народа”, - сообщило сирийское министерство. “DGAM обращается ко всем заинтересованным международным организациям и всем тем, кто интересуется всемирным наследием, с призывом осудить эту агрессию и оказать давление на турецкий режим, чтобы он предотвратил нападение на археологические и культурные объекты в Эфрине, одном из богатейших районов Сирии”.

В заключение следует отметить, что приписывание ущерба турецкому авиаудару (ам) заслуживает доверия. Атака была проведена турецким F-16C/D с использованием JDAMs, возможно GBU-38. JDAM - это высокоточное оружие, что повышает вероятность того, что район храма был выбран преднамеренно. Эта возможность подтверждается расположением двух ударов в середине храма, где на плитах пола были вырезаны уникальные, знаменитые монументальные следы. В настоящее время нет никаких доказательств, позволяющих определить, был ли предполагаемой целью сам храм или кто-то/что-то в непосредственной близости от храма.

Храм, может быть, и исчез, но вопросы остаются. Для кого был построен храм? Кто оставил эти следы? Это головоломка, которую мы, возможно, теперь никогда не разгадаем. Сиро-хеттский храм Айн-Дара, построенный в 1-м тысячелетии до н.э., мог похвастаться замысловатыми каменными скульптурами львов и сфинксов, искусно украшенными стенами с геометрическими узорами, цветочными узорами, животными и мифическими существами, а также известняковой брусчаткой, на которой, как известно, отпечатана пара гигантских следов. Но сегодня храм Айн-Дара представляет собой не более чем груду обломков после того, как турецкая авиация нанесла удар по древнему месту во время нападения на удерживаемый курдами район к югу от города Африн где-то между 20 и 22 января.

 
Чат с менеджером