Туризм в России    
 
Западная Азия
Азербайджан
Армения
Бахрейн
Грузия
Египет
Израиль
Йемен
Иордания
Ирак
Иран
Катар
Кипр
Кувейт
Ливан
ОАЭ
Оман
Саудовская Аравия
Сирия
Турция
Средняя Азия
Казахстан
Узбекистан
Киргизия
Южная Азия
Афганистан
Бутан
Индия
Мальдивы
Непал
Пакистан
Шри-Ланка
Юго-Восточная Азия
Вьетнам
Индонезия
Камбоджа
Лаос
Малайзия
Мьянма
Сингапур
Таиланд
Филиппины
Восточная Азия
Гонконг
Китай
Макао
Монголия
Тайвань
Тибет
Южная Корея
Япония
Города
Бангкок
Бодрум
Дели
Джакарта
Дубай
Иерусалим
Коломбо
Пекин
Сеул
Стамбул
Тель-Авив
Ханой
Шанхай
Палестинцы

Палестина > Палестинцы

Палестинцы

У народов соседних с Израилем стран - Сирии, Иордании, Египта и Ливана - общая с палестинцами арабская культура, замешенная на единстве языка, истории и общности традиционных социальных структур. По сути, в древности вся эта земля называлась Палестиной.

Историческая судьба палестинских арабов сложилась так, что жили они в уникальном месте, изначально отмеченном особой печатью: это избранная земля сразу для трех мировых монотеистических религий - иудаизма, христианства и ислама. Правда, начиная с XI века Святая земля на какое-то время стала главной мишенью крестовых походов, но - вот парадокс! - это не пошатнуло, а даже упрочило её особое положение в памяти человечества и в мировой географии.

Палестинское пространство, палестинский мир - это целостность, имеющая множество общих черт с соседними арабскими государствами. Мир города, мир оседлых земледельцев и, наконец, мир кочевников-бедуинов - столь разные части единого целого связаны между собой сложными взаимоотношениями кланов и семей. И центральная роль здесь принадлежит Иерусалиму. Но будучи главным в политике и религии, Святой город не претендует на звание единственной столицы.

Жизнь на этой земле традиционно строилась вокруг нескольких регионов. Их центрами были Хайфа и Акко в Галилее, Сафад - в северной части, граничащей с Ливаном, Наблус - в центральных областях... Да и сам Иерусалим одновременно является центром всей Палестины, и Иерусалимо-Вифлеемского региона в частности. Такая социально-политическая топография многое определяет в реальной жизни: центральная власть здесь всегда вынуждена была опираться на своеобразную конфедерацию исторически образовавшихся районов. И тем, кто хотел бы управлять этой страной и её народом, неизбежно предстоит объединить эти составляющие, не слишком нарушая при этом сложившуюся за столетия структуру местных властей.

В XIX веке палестинский мир включился в общее движение народов за суверенитет и освобождение от ига Османской империи. Тогда возникла и завладела умами мечта об общеарабском объединении. Палестинцы, как и их соседи сирийцы и ливанцы, стремились к созданию государства, объединённого идеей арабской нации. Однако первая мировая война разрушила эти надежды и планы. При разделе потерпевшей поражение Османской империи Палестина отошла под мандатное управление Великобритании как одной из держав-победительниц, и начиная с 1917 года британцы взялись обустроить здесь дом для разбросанных по всему миру евреев. "В Палестине, - как иронически заметил по этому поводу известный писатель Артур Кестлер, - одно государство торжественно пообещало другому территорию третьего". Дело закончилось провозглашением в 1948 году государства Израиль и массовым исходом из Палестины почти всех проживавших там арабов.

"Накба", "катастрофа" - так назвали палестинцы тот переломный год в своей истории, который навсегда изменил судьбу этого народа. С этих пор они стали беженцами, изгнанными в другие арабские земли, главным образом в Ливан, Сирию, Иорданию, к народам, близким этнически и сходным по культуре (поэтому, даже утратив свою родину, палестинцы все же не чувствуют себя "на чужбине").

Привязанность к родным местам и целая страна до малейшей улочки осталась с ними, навсегда отпечатавшись у них в памяти. Но и это ещё не всё. За пределами привычного пространства неизбежно происходит отрыв от привычного времени: палестинские арабы стали жить не в настоящем, а в мире, созданном из упрямо сохранённого в памяти прошлого и наполненного надеждами и мечтами будущего.

Лишившись привычного пространства и времени, палестинские арабы в какой-то момент обнаружили, что даже их самоназвание и историческое имя их страны находится под угрозой забвения. Эти три элемента - земля, время и хранимое, как святыня, имя - и составляют так называемую "идею возвращения", которая неразрывно связана для палестинцев с надеждой на национальное возрождение.