Туризм в России    
 
Европа
Италия
Латвия
Норвегия
Средние века
Финляндия
Швеция
Европейские города
Барселона
Генуя
Копенгаген
Неаполь
Прага
Рига
Стокгольм
Хельсинки
Острова Европы
Искья
Сардиния
Сицилия
Шпицберген

Лодка доу

Оман > Лодка доу

Лодка доу

Слово «доу» никогда не использовалось арабами. Европейцы в свое время взяли его у... лодки с восточно-африканского берега и до сих пор называют так корабли аравийских мореходов, хотя самих лодок-доу уже давно не существует. Еще Плиний (23-79 гг.) сообщал, что арабы используют муссоны в мореплавании по Индийскому океану. Однако когда венецианец Марко Поло со своими братьями увидели суда, ходившие от Ормуза и Аравии до Индии, они отказались от идеи переправы морем и предпочли отправиться дальше по суше через горы и пустыни. Великий путешественник не поверил, что на этих утлых, по его мнению, суденышках можно пересекать столь большие расстояния. Кроме того, его насторожила непривычная технология изготовления: По словам Поло, отсутствие гвоздей было связано с отсутствием железа, по словам других путешественников -с поверьем о магнитных скалах у аравийского побережья, которые притягивают корабли с железными частями...

Впрочем, англичанин Тим Северин опроверг рассуждения о сомнительности мореходных качеств доу, когда в 1981 г. совершил показательное плавание на таком же корабле, от которого отказался Марко Поло, и который был построен по старинной технологии - без единого гвоздя (см. стр. 105). Корабль «Сохар» (типа аль-бум) был построен в Суре и достиг китайского порта Кантон. В 1995 г. в Кантоне сооружен памятник в честь этого плавания. Арабы первыми применили треугольный парус. Вспомогательная мачта, на которой он крепился, называласьмизан (уравновешивающая; англ.: mizzen, русск.: бизань и пр.). Впрочем, пора перечислить настоящие имена кораблей аравийских мореходов: Багала - наиболее распространенный тип с изогнутым форштевнем, имеет до трех мачт; водоизмещение - 130-300 тонн.

Аль-бум с прямым форштевнем, находящимся под углом 45 градусов; водоизмещение - 70-400 тонн.

В XVI в. появилась ганджа (ганга), более маневренное трехмачтовое судно с кормовой каютой ниже уровня палубы; водоизмещением 130-350 тонн.

Богатая арабская традиция строительства доу сохранилась до 21 века. Строительные верфи, расположенные вдоль побережья, предлагают посетителям возможность ознакомиться с ремеслом строения традиционных доу. Несколько старых шхун лежат заброшенными рядом со строящимися кораблями.