Туризм в России    
 
Европа
Италия
Латвия
Норвегия
Средние века
Финляндия
Швеция
Европейские города
Барселона
Генуя
Копенгаген
Неаполь
Прага
Рига
Стокгольм
Хельсинки
Острова Европы
Искья
Сардиния
Сицилия
Шпицберген

Палермо
Италия > Сицилия > Палермо

Палермо

Самый крупный город Сицилии и ее столица — Палермо (740 тыс. ч.). Он расположен на северном побережье острова, на берегу красивой бухты. Это крупнейший морской порт, через который идет экспорт цитрусовых, а также центр воздушных сообщений между континентальной Италией, Сицилией и Северной Африкой.

Палермо в древности был финикийским городом Панормус, который был завоеван Карфагеном, а в последствии — древним Римом. Палермо подвергался нашествиям варваров, некоторое время принадлежал Византии, а с начала X в. — арабам. Затем находился под господством норманов, германских, французских и испанских королей. В 1282 г здесь произошло восстание против французских властителей, вошедшее в историю под названием «Сицилийской вечерни». Это восстание послужило сюжетом для одноименной оперы Верди. В состав итальянского государства Палермо вошел в 1860 г. после знаменитой экспедиции Гарибальди.

Достопримечательности

На площади Претория в Палермо возвышается фонтан, изначально предназначенный для флорентийской резиденции дона Педро из Толедо, а затем приобретённый для украшения Сенатской площади Палермо. Это художественное произведение шестнадцатого века флорентийских мастеров Франческо Камильяни и Микеланджело Наккерини, которые выполнили аллегорические и мифологические скульптуры языческих богов и животных, льющих воду в большой бассейн и небольшие чаши. Фонтан расположен на ступенчатом постаменте и окружён балюстрадой; в плане он имеет круглую форму и состоит из двух концентрических уровней, разделённых кольцом воды. В центре фонтана мраморный фуст, на вершине которого находится амур с рогом изобилия.

На площади Беллини возвышаются два замечательных архитектурных памятника — церковь Марторана и церковь Сан Катальдо.

Церковь Марторана, которую называют также Адмиральской церковью Св. Марии, является замечательной норманнской постройкой, воздвигнутой в 1143 г. адмиралом флота Рожера II Георгием Антиохийским. В XVI и XVII вв. здание претерпело значительные перестройки, на левой боковой стороне был построен барочный фасад. Очень элегантно выглядит четырёхчастная колокольня, украшенная двухарочными окнами и полихромной инкрустацией, но ей не достаёт купола, который рухнул во время землетрясения в 1726 г. Проход под колокольней ведёт в атриум, разделённый колоннами и построенный в XVII в. на месте портика предыдущей постройки, который соединял церковь с колокольней. Необыкновенно красива внутренняя мозаичная облицовка, начатая в 1143 г. Здесь просматриваются связи со средневековой византийской живописью и одновременно признаки новых стилистических ориентиров, которые можно увидеть в Палатинской капелле и в Кафедральном соборе Чефалу. Христос Пантократор и святые Кир и Иоанн Златоуст были выполнены одним мастером, тогда как другому мастеру принадлежат четыре архангела в куполе, восемь апостолов и сцена Благовещения. Стиль исполнения очень изысканный и подражает классическому. Восемь пророков на барабане купола и евангелистов в раструбах приписывают третьему мастеру. Наполнены лиризмом "Рождество" и "Преставление Пресвятой Девы Марии". Ещё один художник является автором двух перемещённых мозаичных панно, на которых фигуры потеряли рельефность; на одном из них изображён Христос, коронующий Рожера. Расположенная рядом церковь Св. Катальдо лучше сохранила первоначальный арабский колорит с характерными чистыми геометрическими линиями, небольшими глухими арками и элегантным зубчатым карнизом. Построенная примерно в 1160 г., эта церковь сохранила неизменный интерьер, который никогда не был отделан мозаикой. Интерьер разделён на три нефа шестью колоннами, взятыми из античных построек: они поддерживают арабского типа арки; над центральным нефом возвышаются три небольшие купола на угловых раструбах. Оригинальными являются также пол и алтарь церкви.

Кафедральный собор Палермо грандиозно возвышается в глубине площади-сквера с мраморной барочной оградой, украшенной статуями. Собор начали строить в 1184 г. по воле архиепископа Гвалтьеро Оффамилио на месте ранее существовавшей мусульманской мечети. На протяжении столетий здание собора неоднократно перестраивалось, делались пристройки и изменения. В XIV в. были возведены четыре башни —колокольни, а в XV и XVI вв. пристроены портики с южной и северной стороны. Фасад относится к XIV и XV вв., с обеих сторон к нему примыкают две колокольни, украшенные скульптурными мотивами на исламские темы растительного и абстрактного характера. На стене, обращенной к площади, открывается южный портик в стиле каталонской готики, построенный во второй половине XV в. Интерьер собора является результатом многочисленных перестроек, особенно в XVIII в. под руководством Ф.Фуга. Три нефа разделены пилястрами, на которых установлены огромные скульптуры святых. В правом нефе за оградой находятся императорские и королевские гробницы: Генриха VI, умершего в 1197 г., Фридриха II Швабского, умершего в 1250 г., императрицы Констанции, жены Генриха VI, умершей в 1198 г. и Рожера II, отца Констанции, умершего в 1154 г. В правой части пресбитерия расположены капелла Св. Розалии, где за бронзовой оградой в серебряной урне покоятся мощи святой.

Из правой части абсиды можно пройти в прихожую ризницы и через портал XV в. попасть в Сокровищницу, где хранятся ценные культовые предметы, потиры, ковчеги, миниатюры с XIV по XVIII вв. В новой ризнице находится Мадонна работы Гаджини.

И левом трансепте расположена капелла Таинства с ценной дароносицей семнадцатого века, выполненной бергамским мастером из ляпис —лазури. Крипта состоит из двух поперечных нефов с гранитными колоннами, которые поддеживают крестовые своды. Со стороны противоположной входу находятся семь маленьких абсид и различные надгробные памятники палермитанским архиепископам, среди которых и Гвалтьеро Оффамилио — основатель Кафедрального собора.

Норманнский дворец , известный также как Королевский дворец, представляет собой грандиозное сооружение, первоначально построенное к середине IX в. в период арабского владычества. С XI в. здесь была резиденция норманнских и швабских королей, после реставрации в XVI в. во дворце проживали вицекороли и королевские семьи разных европейских династий, а с 1947 г. здесь работает Региональное Сицилийское Собрание. Фасад здания был несколько раз переделан, но сохранил явный отпечаток шестнадцатого века. Во дворце можно посетить Палатинскую капеллу на втором этаже и королевские апартаменты на третьем этаже.

Малатинская Капелла — один из наиболее значительных шедевров норманнского зодчества в Палермо. Она была построена по воле Рожера II в 1132 г. и освящена восемью годами позднее. Интерьер капеллы трёхнефный, центральный неф отличается замечательным деревянным сталактитовым потолком в арабском стиле (ок. 1143 г.), пол выполнен мозаикой, а нижняя часть стен оформлена ценными сортами мрамора. Рядом с храмом находится прекрасный мозаичный амвон, опирающийся на колонны, и огромный пасхальный канделябр высотой 4,5 м., украшенный резьбой в виде листьев аканта, фигур и животных. Все стены нефов и храма покрыты великолепными мозаиками с золотым фоном в византийском стиле.

На стенах вдоль нефов изображены истории Св. Петра и Св. Павла и сюжеты из Ветхого Завета. На куполе храма восхитительный Христос Пантократор среди ангелов и архангелов; на барабане купола изображены пророки, святые и евангелисты, а на закомаре абсиды — благословляющий Христос. Королевские апартаменты представляют большой интерес и включают Парламентский зал или зал Геракла, расписанный фресками Джузеппе Веласкесом (XVIII — XIX вв.) и используемый для заседаний Регионального Сицилийского Собрания, и зал короля Рожера с ценным мозаичным циклом, изображающим сцены охоты (ок. 1170 г.), зал Вицекоролей, где находятся портреты наместников Сицилии, и обеденный зал, закрытый посередине некогда воздвигнутыми стрельчатыми арками, опирающимися на угловые колонны. В так называемой Пизанской башне, где в настоящее время располагается астрономическая обсерватория, была обнаружена комната сокровищ, окружённая патрульными ходами с величественными сводами. В расположенном выше большом помещении были личные апартаменты норманнов, украшенные чудесными мозаиками и освещенные очень широкими окнами.

К югу от башни расположен зал оруженосцев. Напротив Норманнского дворца находится Вилла Бонанно — замечательный парк с пальмами и остатками строений древнеримской эпохи.

Церковь Сан Джованни дельи Эремити выходит на ул. Дей Бенедеттини и располагается в очаровательном саду с разнообразными экзотическими растениями. Церковь была построена в начале XII в. по воле Рожера II, перестроена во второй половине XIX в. и представляет собой типичный образец мусульманской архитектуры, воплощённый арабскими мастерами. Колокольная башня представляет простую и строгую структуру с одноарочными окнами по сторонам и небольшим красным куполом на вершине, который в совокупности с другими куполами комплекса придаёт зданию восточный колорит. Интерьер крайне прост, без украшений, две большие стрельчатые аркады делят поперёк единственный неф, трансепт представляет трёхабсидную структуру из полукруглых элементов. Замечательный монастырский дворик, также норманнский, XIII века, является частью старинного бенедектинского монастыря; дворик расположен вокруг сада и окружён аркадой из стрельчатых арок, опирающихся на элегантные сдвоенные колонны.

Здание Каза Професса было построено между 1564 и 1633 годами. Интерьер представляет собой чудесный образец искусства сицилийского барокко с обилием мраморной инкрустации, лепных украшений, живописных и скульптурных произведений.

Часовня Сан Лоренцо на ул. Делл'Иммаколателла, интерьеры которой богаты лепным декором и сценами из жизни Св. Лоренцо и Св. Франциска, считается шедевром Серпотта — "самого великого сицилийского скульптора восемнадцатого века" из —за зрелости и живости его произведений. Из алтаря церкви было украдено полотно Караваджо 1609 года "Рождение Иисуса".

Церковь Св. Франциска Ассизского, выходящая на одноименную площадь, является одной из самых важных городских церквей XIII века. Интерьер этого готического здания разделён на три нефа, центральный неф украшают аллегорические статуи Джакомо Серпотта. В боковых нефах находятся готические капеллы и капеллы эпохи Возрождения, у четвёртой капеллы красивейшая входная арка, выполненная Франческо Лаурана и Пьетро де Бонтаде (1468 г.). В правой абсиде расположена капелла Непорочной Девы Марии, украшенная полихромными мраморными инкрустациями и произведениями скульптора восемнадцатого века Рагуза. Церковь Ла Маджоне, расположенная на одноименной площади и посвященная Святой Троице, окружена садом с оградой и её интерьер отличается типичными архитектурными формами норманнской эпохи. В трёхнефном интерьер слева можно увидеть остатки норманнского монастырского дворика с двойными колоннами.

Во дворце Абателлис на ул. Аллоро с 1954 г. размещается Сицилийская Национальная Галерея, где хранится собрание живописи и скульптуры Национального Музея. Квадратное в плане здание, построенное в стиле поздней готики по проекту Маттео Карневальери в 1490 —1495 гг., имеет двор, окружённый портиком с двумя рядами арок, и фасад с двумя боковыми башнями, стены которых украшают трёхарочные окна. Расположенная на двух этажах, Галерея занимает атриум, портик и 16 лестниц. Среди наиболее важных произведений отметим "Бегство в Египет" — работа мастера школы Антонелло Гаджини 1495г., приписываемая Лаурано, "Триумф смерти" неизвестного художника, испано-арабский кувшин джара с белым дном и золотым декором, относящийся к XIII —XIV вв. и выловленный в море возле Палермо, бюст Элеоноры Арагонской, выполненный Лаурана в 1471 г., картина "Мария, получившая благую весть" работы Антонелло да Мессина (1473 г.), "Триптих Малванья", созданный Мабюзом в 1510 г., "Мадонна с младенцем". На площади Марина — средневековый дворец Стери, построенный В 1306 —1380 гг. влиятельнейшим семейством Кьярамонте. В XVI в. в его залах заседал Великий Сицилийский Парламент, затем здесь размещалась Святая Палата (т.е. инквизиция) и позднее другие суды вплоть до 1960 года. Дворец смотрит на площадь Марина, где в центре расположен парк с экзотическими растениями, который называют садом Гарибальди.

Археологический музей расположен в Доме Отцов Филиппинцев Делл'Оливелла и располагает богатой коллекцией материальных свидетельств культуры прошлого, найденных в водах западной Сицилии, египетские и финикийские скульптуры, предметы древнеримской эпохи из Тиндариса и Солуса, водосточные желоба с львиными головами из храма в Гимере (зал Маркони). В зале Селинунта собраны скульптуры, найденные во время раскопок храмов: 4 метопы 580 г. до н.э. изображают дельфийскую триаду (Артемиду, Лето и Аполлона), крылатого сфинкса, похищение Европы и Геракла, борющегося с быком, три метопы их храма С изображают квадригу Аполлона, Персея и Медузу, Геракла и Керкопов, 4 метопы из храма изображают Геракла, борющегося с амазонкой, бракосочетание Зевса и Геры, Актеона, наказанного Артемидой, и Афину, борющуюся с Энцеладом. В середине зала бронзовый Эфеб V в. до н.э. из Селинунта и, наконец, этрусская коллекция с экспонатами из Кьюзи (погребальные урны, скульптуры, саркофаги). На первом этаже есть несколько залов с археологическими находками разного рода из различных мест Сицилии. В зале бронзовых изделий экспонируются бронзовые произведения древнегреческого, этрусского и древнеримского искусства и два важных экспоната: баран из замка Маниаче в Сиракузах (III в. до н.э.) и атлет, поваливший оленя,колоссальная апертура фонтана из Помпеи. На втором этаже представлено богатое собрание доисторических сицилийских материалов, а также древнегреческие керамические изделия, фрески и мозаики из Солуса и Палермо и археологические находки из раскопок Гимеры. Неоклассическая архитектура нашла своё наилучшее воплощение в театре Массимо и в театре Политеама им. Гарибальди. Первый является одним из важнейших театров Европы и самым главным творением архитектора Джованни Баттиста Филиппо Базиле, начавшим строительство в 1875 г., завершённое его сыном Эрнесто двумя годами позднее. Широкая фронтальная сторона с коринфским портиком и большой лестницей представляют одно из самых изысканных архитектурных сооружений, вдохновлённых классицизмом.

Театр Политеама им. Гарибальди воздвигнут Джузеппе Дамиани Альмейда в 1874 г., его формы навеяны помпеянским стилем; фасад завершается аттиком, украшенным горельефами и расположенной наверху бронзовой квадригой работы Марио Рутелли. В зале на последнем этаже театра Политеама разместилась городская Галерея современного искусства.

Вход в Часовню Санта Дзита на ул. Вальверде, 3 расположен с левой стороны церкви Св.Зиты.

Её интерьер полностью декорирован лепными украшениями Джакомо Серпотта в 1686 — 1718 гг., а стены оформлены аллегорическими статуями и скульптурными рельефами, среди которых изображение "Мистерий" и битвы при Лепанто.

Изначально построенная в четырнадцатом веке, церковь Св. Доминика претерпела перестройки в стиле барокко начавшиеся в 1636 году. Фасад в стиле позднего Возрождения также имеет арочный колорит благодаря украшениям и игре карнизов.

Дворец Циза на одноименной площади начал строить норманнский король Вильгельм I, а завершил строительство его сын Вильгельм II.

Монастырь с Катакомбами монахов-капуцинов, расположенный па улице Каипучини и примыкающий к церкви, был построен в первые годы XVIII века. Несмотря на перестройки начала двадцатого века, здесь сохранились произведения восемнадцатого века, такие как деревянные алтари церкви, росписи, надгробные памятники, а также ценное собрание книг. Большой известностью пользуются Катакомбы, где покоятся около 8000 скелетов, мумий и бальзамированных тел: начиная с 1600 г., больше двухсот лет катакомбы служили обычаю более высоких городских сословий сохранять тела усопших, но затем вышел запрет, т.к. сочли, что этот обычай слишком жуткий.

В парк Фаворита можно войти через вход с ул. Дука дельи Абруцци на северо-востоке города у подножья горы Пеллегрино. Он был создан в 1799 году Фердинандом III Бурбонским, когда он укрылся на Сицилии после его изгнания французами из Неаполя. Недалеко от входа расположен Китайский дворец, построенный по проекту Венанцио Марвулья. Здание имеет неоклассическую структуру с элементами в китайском стиле согласно вкусам того времени и является результатом смешения разных архитектурных стилей: готические арки в нижней части, классического типа террасы и башенки в стиле либерти.

Рядом с дворцом находится Этнографический музей им. Дж. Питре с интересным собранием предметов быта и художественного творчества сицилийского народа. Особый интерес представляют театр марионеток и коллекция барочных фигур из рождественских вертепов.

Поиск свободных отелей рядом в Палермо