Туризм в России    
 

Западная Европа
Австрия
Бельгия
Германия
Лихтенштейн
Люксембург
Нидерланды
Франция
Швейцария
Восточная Европа
Белоруссия
Болгария
Венгрия
Македония
Молдова
Польша
Россия
Румыния
Словакия
Украина
Чехия
Северная Европа
Англия
Великобритания
Дания
Ирландия
Исландия
Латвия
Литва
Норвегия
Уэльс
Швеция
Шотландия
Финляндия
Эстония
Южная Европа
Босния и Герцеговина
Ватикан
Греция
Испания
Италия
Кипр
Мальта
Монако
Португалия
Сан-Марино
Сербия
Словения
Хорватия
Черногория
Около Европы
Армения
Азербайджан
Грузия
Турция
Крупные города
Барселона
Белград
Берлин
Будапешт
Генуя
Дрезден
Дубровник
Загреб
Копенгаген
Краков
Лейпциг
Лондон
Неаполь
Париж
Прага
Рига
Стокгольм
Франкфурт
Хельсинки
Эдинбург
Острова
Азорские острова
Гренландия
Искья
Канарские острова
Крит
Мадейра
Майорка
Родос
Сардиния
Сицилия
Фарерские острова
Шпицберген
Франкопаны

Европа > Хорватия > Франкопаны

Франкопаны

Знаешь ли ты, почему на острове Крке старые люди часто носят черную одежду?

Некоторые скажут тебе, что это так с давних пор, из-за того, что море многим островным семьям унесло сына или отца моряка. Другие же небрежно махнут рукой, и скажут, что это знак глубоких корней, которые в 16 веке в этой части Кварнера пустила испанская мода. Но, ты послушай голос легенды. Покоится ли она на правде или нет, легенда рассказывает, что черная одежда является символом тоски жителей Крка по их "добрым властелинам Франкопанам".

Кто были Франкопаны? Что они такого сделали для жителей острова, что они тоскуют по ними? Где они жили и когда? Читатель, существуют истории, которые следует слушать с уважением. Их и сегодня тихо шепчут старые крепости, замки и дворцы, которые располагаются везде на Крке, кварнерском побережье и в горах.

Франкопаны — или, как их в начале называли, князья Крка — являлись одной из самых мощных аристократских семьей всей хорватской национальной истории. Вместе с семьей Зрински, они владели шесть столетий большей или меньшей частью Хорватии, а иногда и почти над всей Хорватией. Этим воинам, поэтам, политикам, церковным сановникам, банам, которые были связанны родственными узами с рядом европейских правящих династий, родиной являлся именно остров Крк. Со своим островом они были неделимо связаны еще с князя Дуйма 1(12 век), родоначальника семьи, которая позже владела и на суше, до Франа Крсто, которого погубили после крушения Зрински—Франкопанского заговора в 1671 году.

В течение многих столетий, Франкопаны воевали с Венецией и турками, обороняли жестоко свою родину, и в конце взбунтовались и против немецких Габсбургов. Фран Крсто Франкопан трагично умер со своим зятем Петром Зрински, после того как в 1670 не удался заговор, с помощью которого Хорватия бы стала независимой страной. Леопольд Габсбург арестовал их, и год позже погубил. Все их поместья были конфискованы, то есть, ограблены и уничтожены, вместе со многими замками. Это стало концом мощной семьи.

Франкопаны, из-за своего трагичного конца, стали символом национальной борьбы против иностранцев, многовекового хорватского желания за независимостью. Так как Франкопаны в борьбе против Венеции и турков всегда верили своему клинку, кроваво защищая свой родину, то не странно, что в хорватской литературе они остались под именем волка. Их звали волками, и действительно имели для этого причины.

Посещая государство Франкопанов, лучше всего начать с центра острова Крк. Замок Градец является первым замком князей Крка, это их поместье еще с 12 века, когда они впервые упоминаются. Замок окружен лесом, и прячется поблизости дороги от Врбника сводом напоминает на средневековые разводные мосты. Градец сегодня — руины, но там все еще ощущается таинственность легенды.

В городе Врбнике — больше сооружений Князев Франкопанов. В Башке и Омишле эти замки совсем уничтожены.

Поселение Добринь во внутренности острова — особый случай. Все поселение, в сущности, было замком, его стенами были укрепленные внешние дома. Построен подальше от побережья, на возвышении, 200 метров над уровнем моря, Добринь оборонялся самым своим местоположением, и без толстых стен.

На суше находятся несколько замков, построенных на побережье. В Кралевице на время Франкопанов напоминают даже три их дворца. В истории о хорватских волках Кралевица важна и потому, что в капелле Нова Кралевица—Франкопан составлен заговор против Габсбургов. В ближайшей Цриквенице, князь Никола Франкопан построил монастырь, который отлично сохранился, и который сегодня является гостиницей Каштел. До него водит мост через реку Дубрачину, который высоким сводом напоминает на средневековые разводные мосты. Замок в Нови-Винодолски построен в 13 веке. Рядом с ним, укреплен стенами, вырос новый город, сегодняшний Нови-Винодолски.

Торопясь дальше Приморьем, ты дойдешь и до высоко поднятых крепостей. Из них — отличный вид на море и горную местность, из них можно по-королевски владеть пространством. Волки хотели все иметь пред собой. Такой и замок в Трсате, на холме, возвышающемся над Риекой. Он построен на месте старого наблюдательного пункта иллирийцев, и находился в руках Франкопанов с 13 по 16 век.

В 19 веке его купил граф Лавал Нугент, переустроил и успел сохранить. Хорошо сохранился и замок в Гробнике, который находится на возвышении, доминирующем над Гробничким полем, вроде того, как Бакарски замок доминирует над Бакром.

От Леденице остались сегодня только руины ( 260 м над морем). Грижане и сооружение в Хрелине тоже в плохом состоянии. От Дривеника осталась красивая крепость, а франкопанская башня сохранилась и в Брибире.

В Горском котаре Франкопаны владели из замков и дворцов среди леса.

В Северине на Купе они соорудили двухэтажный дворец, рядом с зеленой водой реки Купы. В Старой Сушицы находился дворец поменьше, которого позже купил граф Нугент. Дворец Босилево — романтичный, околдованный дворец, утонувший в лесную зелень, рядом с клокочущим ручейком. Предание говорит, что для графа Нугента этот дворец охраняет страшный василиск (дракон), тот самый, про которого говорят, что его можно увидеть в Трсате. Скульптуры этого василиска находятся и в Босилево и в Трсате. Верь мне, читатель, я не проверял, действительно ли дракон там, или нет, но, говорят ведь, не следует вызывать несчастье... Впрочем, этот замок уже в другой области.