Туризм в России    
 
Европа
Италия
Латвия
Норвегия
Средние века
Финляндия
Швеция
Европейские города
Барселона
Генуя
Копенгаген
Неаполь
Прага
Рига
Стокгольм
Хельсинки
Острова Европы
Искья
Сардиния
Сицилия
Шпицберген

Фестский диск
История Древнего мира > Фестский диск

Фестский диск

В 1965 году одним из авторов этой книги в научно- популярном журнале «Знание — сила» была опубликована статья, посвященная загадкам надписей острова Крит. Большое место отведено было в ней таинственному диску из Феста, текст которого был напечатан на страницах журнала.

Читатели быстро откликнулись на эту статью — в адрес редакции пришло большое число писем, где предлагалось решение «фестской загадки». Ни одно из присланных писем тайны Фестского диска, увы, не решило.

Является ли текст диска надписью? Или, быть может, это просто-напросто календарь или «рассказ в картинках» — словом, не текст?

Число изображений на лицевой стороне равно 123, а число изображений на оборотной стороне—119. Теперь если начать отсчет дней с лицевой стороны диска и повторить его дважды, а затем перейти на оборотную сторону, то насчитаем ровно 365, т. е. количество дней в году.

Вы скажете, почему же через каждые 4—5 знаков имеются разделительные черточки? Объяснить это можно тем, что уже тогда у народов Крита существовало подобие нашей недели или, вернее, пятидневки. Пятидневка в подавляющем большинстве случаев заканчивалась охотой или военными соревнованиями (голова воина со щитом).

Период, к которому относится диск (2100—1600 гг. до н. э.), является периодом союза племен, когда эгейская культура на Крите достигла наивысшего расцвета. Из истории известно, что в этот период на Крите была кипучая общественная жизнь с многочисленными праздниками, торжественными шествиями, кулачными боями и играми с быками.

То, что Фестский диск представляет собой древнейшую штампованную надпись, тоже подтверждает научное предположение: ведь календарей требовалось иметь достаточно большое количество. В статье, опубликованной в журнале, упоминается, что на диске вскоре после его изготовления делались поправки. И это вполне объяснимо. Посмотрите на то место диска, где стерт какой-то знак и помещена голова со щитом. Ведь раньше охота и военные упражнения не были подряд 24 дня (а обычно голова воина следует через 5—6 дней). Когда же сделали поправку, то ликвидировали эгу единственную „несправедливость“ в календаре.

Теперь обратим внимание на сами фигурки календаря и попытаемся установить, в какую сторону надо вести отсчет дней года.

О фигуре воина я уже писал. Теперь о фигуре женщины — она везде нарисована в полный рост, в платье, на голове длинные волосы. Почти везде рядом с ней знак 18, который означает мотыгу Иногда рядом с ней изображены растения, а иногда и разбросанные по полю семена.

Отсчет дням я везде вел от центра к краю (как ориентированы и людские фигуры). Считаю, что цветок, состоящий из восьми лепестков и находящийся в центре лицевой стороны диска, — это 1 января. Тогда 93-й знак от него — рассыпанные семена — не что иное, как посев ячменя, приходящийся на первые числа апреля месяца. Через пять знаков мы видим обозначение его всходов (вполне возможная вещь в условиях теплого и достаточно влажного средиземноморского климата).

Впрочем, тайна Фестского диска еще ждет своего разрешения...