Всеобщая история
Плакаты СССР
Археологическая разведка

Археология Мира > Археологическая разведка

Археологическая разведка

Такие памятники, как Стоунхендж или Великая Китайская стена были известны всегда, потому что никогда не исчезали с поверхности земли. Все же остальные, в том числе целые города, погребённые под землей, в болотах и даже под водой. Нередко памятники обнаруживают при земляных работах: рытье котлованов, в карьерах, при пахоте. Археологи умеют разыскивать новые памятники, изучая поверхность земли и исследуя грунт. Такой поиск называется археологической разведкой.

Письменные документы иногда содержат упоминание о том, где может находиться какой-либо памятник, но для поисков всегда нужны какие-нибудь еще материальные свидетельства. Такими «подсказками» могут быть фундаменты древних стен или мелкие артефакты, например фрагменты керамики, рассеянные по поверхности. Археологи часто находят новые памятники, внимательно изучая поверхность почвы, чтобы не пропустить мелкие осколки. Если таких находок много, на этом месте начинаются раскопки.

Аэрофотоснимки и карты, сделанные на их основе, позволяют увидеть значительно больше, чем это можно сделать, изучая поверхность земли. С высоты видны следы построек, дорог и полей, незаметные на земле. Археологи могут обнаружить даже полностью погребенные памятники по составу почвы или по характеру растительности над ними. При применении аэрофотосъемки иногда удается обнаружить объекты, слишком крупные для того, чтобы их можно было рассмотреть с земной поверхности.

В поисках культурных остатков археологам помогает применение приборов дистанционного об-следования. Эти приборы посылают радио- или звуковые сигналы в грунт и получают их отражение, возникающее при каждом переходе из одного грунтового слоя в другой или при обнаружении чужеродных предметов. Если под землей находятся материалы, резко отличающиеся от нее по плотности, то электропроводимость почвы изменяется.

Специальные приборы, посылая электрические разряды в грунт, могут измерить эти небольшие перемены. Такой метод известен как удельного сопротивления, или электрорезонанса. Магнитометры чутко реагируют на изменение

метод магнитного поля почвы и особенно полезны для выявления объектов, связанных с использованием огня, например очагов и печей. Все показания приборов тщательно наносятся на планы местности.

Съемки из космоса

В настоящее время археологи имеют возможность получить снимки, сделанные из космоса и дающие изображения в различных областях электромагнитного спектра. Подобные методы традиционно использовались для выявления памятников до раскопок, но теперь археологи предпочитают приборы дистанционного обследования непосредственно раскопкам.

Хотя такие способы достаточно дороги, они все же дешевле, чем сами раскопки, и к тому же позволяют получать четкую картину распределения культурных остатков, не тревожа и не разрушая их. Используя космическую съемку, археологи недавно обнаружили остатки массива Вудхенджа, недалеко от Стоунхенджа. Ученые предпочли отказаться от раскопок, чтобы обеспечить сохранность памятника.