Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Богиня Фрейя
Скандинавские боги > Фрейя

Фрейя

Дочь Нйорда, бога моря, Фрейя была богиней любви и страсти. Она изображалась с голубыми глазами и роскошной фигурой. Легенды говорят, что она постоянно разыскивала на небе и на земле своего пропавшего мужа адура, проливая слезы, которые на земле превращались в золото, а в воде — в янтарь. (Возможно, адур это Один.)

В Германской традиции, Фрейя и две других Ваниры (богини плодородия) переехали в Асгар, чтобы жить с Энирами (богами войны) как символ дружбы после войны

Она носила ожерелье Брисингс, огромное сокровище, которое сделали четыре гнома. Она также разделила смерть вместе с Одином.

Скандинавы не испытывали священного трепета перед богами, но признавали их реальную пользу. Так, Фрейра они называли повелителем воздушных пространств (как и русских богов — Стрыя, властелина ветров, и Погода, отвечавшего за хороший климат). Но жертвы ему приносили потому, что от него зависело их богатство. Еще сложнее было отношение к его сестре — близнецу Фрейе. С одной стороны, шведы знали, что она научила диев асов волшебству, которым владела в совершенстве. Может, именно по этой причине Фрейя после смерти брата была избрана верховной жрицей страны и была правительницей страны и правила до своей кончины. Затем ее на троне сменил племянник.

С другой стороны, Фрейю как богиню красоты, любви и плодородия, обвиняли в легкомысленном поведении, приписывали ей кровосмесительную связь с братом, рассказывали о ней сплетни, но одновременно поклонялись этой ванке. Наиболее резко о ней высказался вечный зачинщик ссор Лаки (многие ученые полагают, что он был местным богом из числа «великанов» и потому был в оппозиции к пришлым асам и ваннам).

Тогда за дочь вступился Ньёрд. Он напомнил Лаки весьма прискорбный для того эпизод, который приключился с ним во время возведения стены вокруг Асгарда. Напомним, в чем было дело. Один решил превратить свою столицу в неприступную крепость. На строительные работы он нанял великана, которому надлежало в кратчайшие сроки возвести высоченную стену. Великан согласился, но выдвинул два своих условия: первое – заработу он получит в жены Фрейю; второе — помогать ему будет его великанский конь. Асы, уверенные в том, что смогут обмануть силача, согласились на оба условия. И работа закипела: великан на возу доставлял к Асгарду огромные камни и укладывал их рядами. Дело шло так споро, что стало понятно: вскоре придется рассчитываться. Фрейя плакала не переставая, хотя асы ее отдавать вовсе не собирались. Вот тогда-то Один и повелел Лаки пойти на любые уловки, чтобы великан не уложился в срок.

Тогда Локи, умевший в отличие от других богов превращаться в животных, обернулся кобылой, которая соблазнила великанского тяжеловоза. Конь порвал постромки, опрокинул воз с последним камнем для асгардовской стены и умчался за красивой кобылой. Строитель так ничего и не смог поделать: ни ломовика своего вернуть, ни камень дотащить до стены. Проклиная асов последними словами, он ушел прочь. Но дело тем не закончилось. Локи забеременел от тяжеловоза. Родил он урода — восьминогого жеребенка Слейпнира, которого потом взял себе Один. Вот об этом случае и вспомнил Ньёрд, назвав Локи «мужем рожалым», то есть мужчиной, который рожал, как женщина.

Но вернемся от фантастических мифов к реальной жизни Фрейи в Швеции. В Швеции ванка вышла замуж за местного «простого человека» (как сказано в «МалойЭдде») по имени Од (это имя переводится как Одержимый — возможно, он был воином — берсерком). Их совместная жизнь не сложилась. Од покинул жену и двух дочерей и отправился в дальние странствия. Фрейя долго его искала, проливая горючие слезы, но так и не нашла. Согласно легенде, каждая ее слезинка превращалась в слиток червонного золота.

Фрейя владела магическимпоясом, который в более поздние времена стали ошибочно именовать ожерельем Брисингов. Смысл волшебных сил, заключенных в этом поясе, состоял в том, что Фрейя, как всякая богиня плодородия, развязывала роженице пояс, то есть помогала ей освободиться от бремени.

После кончины и соответствующего погребального ритуала Фрейя, согласно представлениям скандинавов, отправилась в Асгард и заняла трон в своем небесном дворце Фолькванге (то есть «Поле битвы»), где ее свиту составляли воинственные девы — вилы, или, в шведско — германском варианте, валькирии. После смерти в эту обитель попадали девушки, умершие до замужества, то есть, по русским понятиям, «Не избывшие своей доли», не изведавшие всех положенных им судьбой радостей и горестей. Хоронили несчастных дев в подвенечном платье.

Фрейя не все время находилась в своем дворце. Часто она совершала поездки на колеснице, запряженной кошками. Впрочем, вряд ли этих ездовых животных можно считать обычными кисками. Скорее всего, речь идет о национальных животных древних русов — пардусах (то ли леопардах, то ли гепардах), не известных в северной Швеции. На таких же колесницах разъезжали малоазийские боги Кибела и Дионис. Последний, по странности судьбы, стал богом виноделия у древних греков.

Было у Фрейи, как и у ее брата, и другое ездовое животное вепрь. Это не реальный лесной зверь, а, пожалуй, робот: вепрь с золотой щетиной, Хильдинсвини (то есть «Боевой вепрь»), был выкован гномами в подземных кузницах.

Казалось бы, странное сочетание: богиня красоты и боров! Но следует вспомнить о том, что в древности вепрь считался символом воинской мощи и непобедимости в сражении. И поэтому здесь имеется в виду то обстоятельство, что Фрейя была предводительницей дев битв — валькирий.