Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Государственное устройство Древнего Рима

Древний Рим > Государственное устройство Древнего Рима

Государственное устройство Древнего Рима

В республиканский период истории Рима политическая власть в стране принадлежала общине рабовладельцев. Цари по решению сената сменили два магистрата, ежегодно избираемые в центуриатных комициях. Вначале они именовались преторами (предводителями); затем — консулами. В отличие от царей, высшие должностные лица не выполняли обязанностей жреца.

Магистратам подчинялись квесторы, назначенные для помощи преторам в ведении судебных дел и управлении казной. Помощниками преторов по хозяйственным делам были эдилы. Не утратил своего решающего значения сенат.

До середины IV века до н. э. сенаторы утверждали решения народных собраний, создавали законы; в их ведении находились все вопросы внешней политики и главные проблемы управления экономикой.

Привилегии патрициев, дающие им право быть избранными в сенат и магистратуру, придавали ранней Римской республике аристократический характер.

Представители знатных сословий все более отдалялись от народа, противопоставляя себя неполноправным плебеям. Борьба, развернувшаяся между плебеями и патрициями, продолжалась несколько веков.

В 449 году до н. э. консулы Валерий и Гораций утвердили положение, по которому решения плебейских собраний (плебисцитов) приобретали силу законов. Это постановление вынудило патрициев участвовать в плебисцитах, впоследствии преобразовавшихся в более демократичный орган, получивший название «трибутные комиции».

В 445 году до н. э. народный трибун Канулей провел закон, разрешающий бракосочетание между патрициями и плебеями.

При содействии Канулея начиная с 444 года до н. э. представителям плебса стала доступна должность военного трибуна, наделенного властью консула. На этом завершился первый этап продолжительной борьбы между плебеями и патрицианской знатью; временный перерыв был обусловлен вторжением галлов, угрожавших захватом всей территории Римского государства.

В IV веке до н. э. плебеи получили право занимать все государственные должности, включая и высшие жреческие.

Вскоре произошло окончательное слияние правящего клана патрициев и плебеев в единое привилегированное сословие (нобилитет), получившее политическую власть в Риме.

Постепенно исчезло понятие «патриций». Плебсом с того времени стали называть низшие слои городского и сельского населения.

К III веку до н. э. государственная система Римской республики была достаточно сформирована. По закону верховная власть в государстве принадлежала народу, как говорилось в документах того времени — «совокупности полноправных граждан».

Самые серьезные вопросы в Риме решались в комициях (собраниях). Существовало три вида комиций: куриатные (собрания патрициев), центуриатные (патрициев и плебеев) и трибутные (территориальные). Куриатные комиции решали вопросы семейного права, центуриатные — вопросы мира и войны, а трибутные занимались законодательной деятельностью. Фактически все вопросы комиций решались на уровне магистратов.

Сенат — основной законодательный орган страны, состоящий из представителей правящей аристократии, превратился в государственное учреждение, численность которого в разные времена составляла от 300 до 900 человек.? Исполнительной властью в стране обладал магистрат.

Члены магистрата избирались из хорошо обеспеченных слоев населения и осуществляли свои права коллегиально.